Поэзия символистов занимает особое место в творческом наследии серебряного века. Это таинственный, нереальный, прекрасный, а порой устрашающий мир, созданный поэтами под влиянием времени и жизни. В нём присутствуют все чувства, характерные для каждого человека: печаль и радость, смятение и умиротворённость. В стихах символистов звучат темы смерти и вечности. Характерной особенностью было их сюрреалистическое мироощущение. В их творчестве нашло отражение нестандартное мировоззрение, глубокие философские мысли. Каждый из символистов рассматривал жизнь сквозь призму своего собственного сознания. Каждый из них имел свои представления об идеалах жизни, любви, красоты.
Красота в лирике поэтов-символистов также предстаёт в особенном, необычном обличье. Практически любое стихотворение, за исключением, может быть, «тревожной» апокалиптической лирики, так или иначе несёт на себе отсвет красоты. Это и цикл «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока, и лирика В. Брюсова, воспевавшего материю и камень, лаву и металл, и поэзия К. Бальмонта, «поющего» о вечном. Всех этих поэтов объединяет мечта о прекрасном, приметы которого виделись им в привычных, земных чертах:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня…
Одним из наиярчайших примеров воспевания К. Бальмонтом «простой» красоты являются эти строки. Это стихотворение — восторженный гимн холмам и звёздам, полям и лесам. С помощью стихов поэт выражает свои сокровенные мечты:
Счастье души утомлённой
Только в одном:
Быть как цветок полусонный
В блеске и шуме дневном,
Всё позабыть и забыться,
Тихо, но жадно упиться
Тающим сном.
Как видим, поэт предпочитает забыть своё земное существование и стремится в мир грёз, где он видит себя «полусонным цветком», живущим непонятной, но оттого ещё более привлекательной жизнью.
Рассуждение по сказке Ф. Кривина «Волк на елке» Проблема роли ...
... Я прочитала сказку Ф.Кривина «Волк на елке». Автор задается вопросом: какую роль играет красота в жизни человека? Ф.Кривин убеждает нас в том, что красота мира, природы может сблизить и ... не славить, не молиться», - утверждал А.Фет. Он видел в природе источник таинственной жизни, которая может быть доступна человеку только в моменты высшего душевного подъема. В стихотворении «Я
Брюсов — поэт-«тяжеловес». Анализируя его творчество, нельзя не упомянуть о теме города. Город в стихах Брюсова — это особый, по-своему прекрасный мир, представляющийся как некая глобальная стихия, включающая в себя практически всё, что человек может увидеть в жизни. Он воспевает город, его улицы и лица прохожих, дома и домны заводов. Так же, из-за городской черты, поэт видит природу:
Облака опять поставили
Паруса свои,
В зыбь небес свой бег направили
Белые ладьи.
Совершенно по-иному звучит мотив красоты в лирике И. Анненского. Поэт усматривает красоту в тоске. Тоска — тонкая форма существования его лирического героя. У поэта одухотворённо и красиво тоскует всё: люди, природа, вещи:
И в выцветшей степи
Туманная река.
Так плавно двигались
Над нами облака.
В поэзии Анненского мотивы красоты приобретают религиозное звучание:
В блёстках туманится лес,
В тенях меняются лица,
В синюю пустынь небес
Звоны уходят молиться…
Мотивы красоты в лирике поэтов-символистов просматриваются на протяжении большого отрезка их творчества. Красота описывается в органичных, разносторонних мирах — от возвышенно-романтических юношеских, в которых преобладает светлое лирическое настроение, до декадентских, сюрреалистических представлений о красоте, где миг безысходности становится волшебной дверью, за которой открывается мир красок и веселья, спокойствия и счастья.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004