введение
— одна из самых значительных фигур в русской поэзии XX века. Она стала первой женщиной-поэтом, добившейся огромного успеха и всенародной славы. После выхода в свет первых сборников стихотворений Ахматовой в литературных кругах даже начались споры по поводу места и значения т. н. «женской поэзии». Сама поэтесса так отозвалась на эти дискуссии: «Увы! лирический поэт // Обязан быть мужчиной».
↑ 2. Краткий обзор творческого пути
Лирика Ахматовой прошла несколько этапов развития. В раннем творчестве поэтессы (книги «Вечер», «Четки») преобладала любовная тема. Первая мировая война и развод с стали началом нового этапа. Ахматова создает патриотические стихотворения о России. В «Белой стае» (1917 г.) ее лиризм «углубляется до религиозного чувства родины». В творчестве поэтессы появляются мотивы виновности и искупления.
Книга «Anna Domini MCMXXI» (1922) подтверждала незыблемость патриотической позиции Ахматовой. Рядом с проникновенными стихотворениями о любви стоят замечательные образцы гражданской лирики.
С середины 20-х гг. творчество Ахматовой находится под негласным запретом. За долгие годы вынужденного молчания и слежки поэтесса писала мало, стараясь запоминать созданные стихотворения. Поэтическим памятником страшной эпохе репрессий стал цикл «Реквием».
Непоколебимая гражданственность и патриотизм лирики Ахматовой ярко проявились в годы Великой Отечественной войны («Клятва», «Мужество»).
Итогом творческого пути Ахматовой стала «Поэма без героя» (1940-1962 гг.) — очень сложное для понимания произведение, «обросшее» огромным количеством различных толкований.
Созданный в последние годы жизни Ахматовой цикл «Полночные стихи» представляет собой одну из вершин всей русской поэзии о любви.
↑ 3. Любовная лирика
Для любовной лирики Ахматовой характерны интимность, хрупкость, певучесть и тонкость, некоторая манерность. Поэтесса стремилась запечатлеть трепетное состояние души, сложные взаимоотношения между влюбленными. Любовь в ее стихотворениях всегда несчастна. Она изображается в самые острые и сильные моменты: зарождение, разрыв и разлука, иногда — ревность.
Жанр лирической исповеди в творчестве ахматовой. “Лирика Ахматовой”
... из последних в творчестве А. А. Ахматовой - включает в себя произведения военных и . Война 1941 - 1945 гг. -еще одно тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения, и лирическая героиня поэтессы снова ... преходящей красоты чувств часто выражается в лирической исповеди: Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе. Тема любви в лирике Анны Ахматовой носит порой характер болезненного ...
Одно из самых известных стихотворений ранней Ахматовой — «Сжала руки под темной вуалью…», в котором очень сильно выражена реакция женщины на разрыв с любимым: «Уйдешь, я умру».
Всегда трагичен образ страдающей главной героини, чувствующей невероятное одиночество. Если в раннем творчестве Ахматовой влюбленная женщина беззащитна и ранима, то постепенно этот образ становится намного сильнее.
↑ 4. Патриотическая и гражданская лирика
Искренняя боль и сострадание за судьбу России впервые появляются в творчестве Ахматовой в стихотворении «Июль 1914», написанном на следующий день после начала Первой мировой войны. Еще сильнее эти чувства выражены в «Молитве» (1915 г.).
Поэтесса готова пожертвовать самым дорогим, «Чтобы туча над темной Россией // Стала облаком в славе лучей».
В начале 20-х гг. укрепляется твердая гражданская позиция Ахматовой. Она с гневом осуждает тех, кто покинул Родину («Не с теми я, кто бросил землю…»), с горечью наблюдает за происходящим в стране («Все расхищено, предано, продано…»).
Многие стихотворения пропитаны ощущением страха и скорби: «каждая клумба в парке // Кажется свежей могилой».
В «Реквиеме» поэтический голос Ахматовой возвышается до масштабов всероссийского женского плача по всем невинным жертвам в русской истории («Буду я, как стрелецкие женки, // Под кремлевскими башнями выть».
Вершиной патриотической и гражданской лирики Ахматовой стал созданный в годы Великой Отечественной войны цикл «Ветер войны». Самым значительным стихотворением в нем является «Мужество», в котором поэтесса призывает любой ценой сохранить «великое русское слово».