Поучение Владимира Мономаха

Сочинение

Кратко о главном

1053-1125 Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672

Владимира Всеволодовича Мономаха

Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность Владимира Мономаха и его влияние на историю:

Черты характера и качества

  • Талантливый полководец — умело использовал своё превосходство и недостатки противника для победы.
  • Успешный политик — не просто заключал союзы, но и уступал в выгодной для себя ситуации для выигрыша в долгосрочной перспективе.
  • Хорошо образован — приученный к чтению отцом знавшим 5 языков, Мономах стал первым князем-писателем.
  • Честолюбив — при наличии возможности отнимал у других князей земли и отдавал их своим сыновьям, использовал наёмников-половцев в междоусобицах.

Основные заслуги и достижения

  • Противник междоусобиц — старался свести к минимуму конфликты, признавая свою неправоту или выступая судьёй для виновных.
  • Защитник государства — стал инициатором совместных княжеских походов в половецкие степи, заставив кочевников покинуть юго-восточные границы.
  • Заботился о народе — призванный на княжение в Киев во время бунта, наказал виновных ростовщиков и провёл экономическую реформу ограничивающую их доходы, чем облегчил жизнь низших слоёв населения.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Рассмотрим, как оценивали и оценивают деятельность Владимира Всеволодовича исследователи. Н. Г. Устрялов отмечал:

«Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твёрдостью, мужеством, народ привык видеть в нём главу Руси» [19, с. 252].

Многие историки говорят о Владимире Мономахе как умном, добром человеке, мудром и справедливом политике. Многие из них сходятся во мнении, что его по справедливости можно назвать ярким представителем своего времени [2, 8, 19].

3 стр., 1114 слов

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

... военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси. Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться ...

Портрет Н. Г. Устрялова кисти В. А. Тропинина

Описание внешности князя встречается редко. В. Н. Татищев, например, отмечал:

«Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силён» [1]В. Н. Татищев, «История Российская», Ч2, кн 2, гл 13.

Историк называл Мономаха благоверным великим князем с добродетельным нравом.

«Он не был горд,… в правосудии законы хранил, и хотя виновных наказывал, но более с уменьшением и прощением» [2]Там же.

У Татищева Владимир Мономах, прежде всего, князь-защитник, освободивший Русь от половцев:

«Храбр на рати…, много враги победи»[3]Там же.

В. Н. Татищев

Оценка деятельности Мономаха, данная Н. М. Карамзиным, сходится с оценкой В. Н. Татищева. Оба историка пишут о справедливости князя, перенесении им мощей святых Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский, об одолении внешних врагов и смирении внутренних неприятелей.

Н. И. Костомаров обращал внимание не только на положительные черты Мономаха, он также подчёркивал, что в поступках князя проглядывали пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таково, например, убийство двух половецких князей Итлара и Китана, которые прибыли в Переяславль с намерением нарушить мир с Владимиром. Завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах сознавался, что при взятии Минска, с целью наказать князя Глеба Минского за союз с половцами, не оставлено было в живых «ни челядина, ни скотины». Наконец, он хотя и радел о русской земле, но и себя не забывал, наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям.

Н. И. Костомаров

И всё же, Н. И. Костомаров считал, что Владимир Мономах останется в истории как великий князь, так как, живя в обществе, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, он держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы русской земли.

2 стр., 774 слов

Историческое «Владимир Мономах»

... жерт-потерь. С одной стороны князь Владимир Мономах в русской истории известен как “собиратель земель русских”, с другой стороны как законодатель. При Мономахе на совете составлено было насколько ... будущего властителя. впечатления были разные... Владимир часто посещал храмы, читал церковные книги. Так в его сердце входило православие. Словом, характер Мономаха состоял из достоинств и недостатков, ...

С. М. Соловьёв, оценивая заслуги Мономаха, также подчёркивал:

«Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

С. М. Соловьёв

Б. Д. Греков акцентировал внимание на том, что Мономах сделал попытку восстановить поколебавшееся положение Киева, который снова стал на некоторое время политическим центром большого государства. Немало сил в это время он положил на решение внутренних дел Руси, пытаясь и здесь добиться единства действий князей. Но в этом он преуспел меньше. Причиной тому был начавшийся в силу объективных причин процесс дробления Киевской Руси на самостоятельные государства, который нельзя было остановить.

Греков Б.Д.1940-е

Б. Д. Греков считал, что Любечский съезд 1097 г. совершенно чётко констатировал наличие нового политического строя. Было официально произнесено и признано съездом: «кождо да держать отчину свою». Съезд признал этот факт основой дальнейших политических междукняжеских отношений. Б. А. Рыбаков отмечал, что Владимир Мономах — это, прежде всего, живой человек, который был честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения цели. Как и Н. И. Костомаров Б. А. Рыбаков считал, что, судя по литературным произведениям Мономаха, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете, как современникам, так и потомкам.

3 стр., 1021 слов

Литература 14-15 веков на Руси [Русская]

... дела «государя всея Руси», создаются и «неофициальные» летописи. Их авторы могли позволить ... Повесть о Михаиле Тверском Другой жертвой татар стал князь Михаил ... крови. Житие Сергия Радонежского и Стефана Пермского Лучшим русским писателем конца XIV — ... летопись). Однако в период летописное дело вновь приходит в упадок. Подлинный расцвет московского летописания происходит в эпо­ху . Огромное историческое ...

Б. А. Рыбаков

Ведущий научный сотрудник Института военной истории А. В. Шишов в статье о Владимире Мономахе отмечает его стремление к единению Руси, считает его выдающимся стратегом и тактиком. А. В. Шишов подчёркивал, что Владимир Всеволодович объединял вокруг себя большую часть Русской земли не с целью расширения собственных владений, а для укрепления русских княжеств перед общей опасностью в лице Дикого поля.

Д. С. Лихачёв подчёркивал важные заслуги Мономаха в борьбе с половцами: он обрёл лавры победителя. Владимиру Мономаху удалось организовать несколько общерусских походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.).

Наиболее значительным считается поход 1111 года, когда Мономах продвинулся глубоко в степь и нанёс жестокое поражение половцам, в результате чего они вынуждены были на некоторое время отойти от русских пределов [9, с. 397].

Д. С. Лихачёв

Ю. В. Сухарев также отмечает полководческий талант Мономаха. Он считает, что заслуги Мономаха как полководца проявились и в самой идее необычно ранних весенних походов, губительных для половецкой конницы, и в использовании пехоты в степной войне, в чем, конечно же, был большой риск, и в перевозке на санях целого войска. В безусловную заслугу Владимиру Всеволодовичу он также ставит осознание гигантской роли идеологии на войне и привлечение в походы духовенства. Именно со времён походов князя-воителя ведётся традиция русского военного духовенства.

Историки отмечают вклад Владимира Мономаха в «Русскую Правду». В. О. Ключевский подчёркивает значение «Устава о резах»:

«Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года, и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т. е. долг становился далее беспроцентным, кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40 %. Но едва ли эти ограничительные постановления исполнялись».

В. О. Ключевский

Н. М. Карамзин, оценивая эпистолярное наследие Владимира Мономаха, отмечал, что всего яснее и лучше его душу «изображает его поучение, им самим написанное для сыновей» [4, с. 134], которое достойно занять место в истории.

12 стр., 5532 слов

«Великий князь Александр Ярославич Невский»

... истории. оставила жизнь князя Александра Ярославича Невского- потомка легендарного князя Владимира Мономаха. В начале он ... наверное, слышать и поучения своего знаменитого предка Владимира Мономаха: «В дому сво ... князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, а прадедом – знаменитый князь Владимир Мономах. Мать Александра, Феодосия Игоревна, происходила из рода рязанских князей. Своё детство Александр ...

А. С. Орлов отмечал, что Владимир Мономах был умелый писатель, несомненный поэт и образованный человек, жадный до знания и пропагандирующий его [10, с. 67]. «Поучение детям» рисует чрезвычайно интересный тип разностороннего, находчивого и деятельного феодала, воина, хозяина и книжника, образованного византийской церковью и варяжской практикой в условиях русской жизни XI–XII вв.[4]Мамонтова Р. А. Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 416-418.

«Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешеньем собственного государства; и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели» [10, с. 74]

А. С. Орлов

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Внешняя политика

Внутренняя политика

Если Вам интересно подробнее изучить жизнь князя, мы подготовили полную версию истории его деятельности, иллюстрированную большим количеством портретов и тематических изображений (время чтения 40-60 минут):

Подробная биография

Сочинения Владимира Мономаха. Поучение

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова

Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125, великий князь Киевский с 1113), несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных фигур русского Средневековья. Его княжением по существу завершается эпоха Киевской Руси и начинается новый этап русской истории, получивший название удельного периода, или, в советской историографии, периода феодальной раздробленности. И именно Мономаху — причем еще даже до восшествия на «златой» киевский стол — пришлось вырабатывать те принципы, которые легли в основу нового политического устройства Руси.

Но Владимир Мономах вошел в русскую историю не только как государственный деятель и полководец, но еще и как писатель и мыслитель. Он является автором знаменитого «Поучения» — выдающегося памятника древнерусской литературы и общественной мысли, а также письма князю Олегу Черниговскому. Вполне вероятно, что в русской книжности сохранялись и другие сочинения, написанные им (известно, например, что князь обращался с «вопрошением» об «отвержении латинян» к киевскому митрополиту Никифору), но они не дошли до нашего времени.

Биография князя Владимира Всеволодовича известна нам относительно полно — благодаря летописи, а также его собственным сочинениям, особенно «Поучению», носящему во многом автобиографический характер.

Владимир (в крещении Василий) родился в 1053 году и был старшим сыном переяславского князя Всеволода Ярославича. По матери же Владимир приходился внуком правящему тогда византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

12 стр., 5828 слов

Князь Игорь (опера)

... хора, и в тоже время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и Половецкой ... которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием ...

Его взрослая биография, по его собственным словам, началась с 13-ти лет, когда он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах — ратных походах и охотах («ловах»).

Около 1067 года (дата предположительная) Владимир был послан отцом в Ростов, а затем какое-то время княжил в Смоленске, Берестье (Бресте), Турове, снова Смоленске… После того как отец Владимира Всеволод Ярославич стал киевским князем (октябрь 1078 года), Владимир получает Чернигов — один из главных городов тогдашней Русской земли. В годы киевского княжения Всеволода Ярославича (1078—1093) он становится фактическим соправителем отца — принимает участие во всех важнейших политических акциях, осуществляет на практике политику отца и воюет с противящимися ему князьями, а нередко и сам решает судьбы отдельных княжеств и их правителей.

После смерти отца (1093) в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу, старшему на тот момент среди потомков Ярослава Мудрого. В следующем году Владимир вынужденно оставляет и Чернигов, который переходит в руки другого его двоюродного брата Олега Святославича, и переходит на княжение в отчий Переяславль.

В годы своего переяславского княжения (1094—1113) Владимир становится не просто одним из наиболее авторитетных и влиятельных, но бесспорно самым авторитетным и влиятельным из русских князей. Именно его летопись называет инициатором созыва общекняжеских съездов в Любече (1097) и Витичеве (1100 год) — а ведь на этих съездах и были выработаны главные принципы будущего политического устройства Руси («каждый да держит отчину свою»).

Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны, объединиться перед лицом внешней опасности. И не случайно с именем Владимира Мономаха связана выдающаяся победа Руси над половцами, прекращение губительных половецких нашествий, обескровивших Русскую землю к концу XI века. В 1103, 1107, 1111 годах Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени. Редчайший случай — не будучи киевским князем и уступая в иерархическом отношении своим двоюродным братьям, он в ходе совместных военных действия объединенных сил русских князей безоговорочно выдвигается на первое место.

Став же великим князем Киевским (1113—1125), Владимир удерживает в своих руках всю Русскую землю, превращает Киев в наследственное владение своего рода. И не его вина в том, что его потомки, князья-«Мономашичи», не сумели в полной мере воспринять его политическое наследство и продолжить намеченный им курс.

И «Поучение» Владимира Мономаха, и его письмо князю Олегу Святославичу необходимо рассматривать в контексте той невероятно сложной политической ситуации, которая сложилась в Русской земле к концу XI века. Две главные опасности угрожали Руси — половецкая угроза и внутренние распри. И князь Владимир Всеволодович, долгие годы княживший в Переяславле — на самой границе Руси со Степью, лучше кого бы то ни было понимал, насколько две эти опасности тесно связаны между собой. Он, так много воевавший в своей жизни (в том числе и со своей «братией» — русскими князьями), лучше и яснее других осознавал необходимость мира и «любви» между князьями. Но это накладывало на князей особую ответственность — неизмеримо более тяжкую, чем на обычных людей, не обремененных мирской властью. Ибо власть для Владимира Мономаха — это не столько права, сколько обязанности, долг, своего рода послушание.

1 стр., 386 слов

Сочинение в жанре поучения

... сочувствие и сострадание. Глоссарий: сочинение на тему поучение владимира мономаха поучение другу сочинение сочинение на тему поучения владимира мономаха сочинение на тему поучение сочинение поучение 1 votes, average: 5.00 ... князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в ...

«Поучение» Владимира Мономаха адресовано его сыновьям. Но не только. Князь обращается и к другим слушателям и читателям («инъ кто, слышав сю грамотицю») — имея в виду, прежде всего, своих «сродников», всех русских князей, которым выпадет после него «держать» Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. И в этом смысле его «Поучение» представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, которым он призывал руководствоваться и своих сыновей, и всех прочих русских князей, и политическую программу в самом широком смысле этого слова.

«Первое, Бога деля и душа своея, страх имеите Божии в сердци своемь» — эта первая и главная (а в каком-то отношении и единственная, во всяком случае, исчерпывающая) заповедь Мономаха. Ибо исполнение христианского долга, следование путем общеизвестных христианских добродетелей и есть, по убеждению князя, единственный способ избежать в дальнейшем междоусобных войн и добиться мира и согласия между князьями.

Современные исследователи, в общем-то, единодушны в оценке роли Мономаха в создании новой политической системы Русского государства, основанной на «отчинном» владении землями. Но признание неприкосновенности «отчинных» владений, провозглашенной Любечским съездом, — лишь одна из двух составляющих его политической программы. Мы слишком привыкли отделять политику от морали. В средневековом же обществе эти категории, напротив, были практически неотличимы. В понимании князя Владимира Всеволодовича еще одной, важнейшей основой политического устройства общества и должен был стать «страх Божий» — чувство ответственности князей не только друг перед другом (многочисленные междоусобные войны со всей очевидностью показали, сколь мало значило для князей даже крестное целование), но и перед Богом, перед которым каждому из живущих на земле предстояло держать ответ на Страшном суде.

Причем все то, о чем Мономах писал в своем «Поучении», было в буквальном смысле выстрадано им. Он мог с полным основанием сослаться на собственный опыт. В этом отношении мы имеем совершенно уникальный и бесценный источник — дошедшее до нас его собственное письмо князю Олегу Черниговскому — его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года).

И Владимир прощает убийцу своего сына и по существу снимает с него ответственность за случившееся, предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости — но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме — редчайший случай в истории войн — нет никаких политических требований. Только требования, так сказать, нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. И именно они рассматриваются автором как непременные условия установления прочного мира, способного положить конец междоусобию…

3 стр., 1070 слов

В чем смысл поучения владимира мономаха и какие из них кажутся вам?

... царский венец. «Поучение» – сочинение Владимира Мономаха, состоящее их трех частей: собственно «Поучение», автобиографические заметки и письмо к князю Олегу Святославичу. ... он советовал учиться. Призывал не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь. Творя добро, князь не должен ... Но, согласитесь, это не совсем та свита, которая делает короля. Петр Великий немыслим без Алексашки Меньшикова, ...

*** «Поучение» Владимира Мономаха, вместе с его же письмом князю Олегу Святославичу и Молитвой, традиционно приписываемой ему же, но, возможно, ему не принадлежащей, дошло до нас случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, переписанной в 1377 году монахом Лаврентием, где оно читается под 6604 (1096) годом. Причем очевидно, что «Поучение» попало в летопись не на свое место, поскольку оно разрывает связный текст летописной статьи, рассказывающей о происхождении половцев и других соседних с Русью народов. (В рукописи Поучение находится на листах 78—84; см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 234, прим. з; Стб. 240—256. В других летописях, содержащих «Повесть временных лет» (Радзивиловской, Московско-Академической, Ипатьевской), текст статьи 1096 г. сохранился в нормальном виде, без «Поучения» Владимира Мономаха — ПСРЛ. Т. 38. С. 93; Т. 2. Стб. 224. При подготовке настоящего издания сочинений Владимира Мономаха за основу было взято издание Е. Ф. Карского (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240—256), сверенное с факсимильным воспроизведением первой части Лаврентьевской летописи — Повесть временных лет по Лаврентиевскому списку. СПб., 1872. С. 155—169.).

К тому же дошедший до нас текст «Поучения» дефектен: в самом его начале оказались пропущены четыре с половиной строки, которые, по всей вероятности, не были разобраны Лаврентием из-за ветхости оригинала; неясности и, возможно, пропуски встречаются в тексте и в других местах. (Сам Лаврентий в послесловии к переписанной им летописи сетовал на это: «…оже ся где буду описалъ, или переписалъ, или не дописалъ, чтите исправливая, Бога деля, а не клените, занеже книгы ветшаны, а умъ молодъ, не дошелъ».)

Жанр поучений детям получил широкое распространение в средневековой христианской литературе, как западной, так и восточной. Общим образцом для авторов служили наставления сыновьям в библейских книгах — «Книге притчей Соломоновых», «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова», а также послания апостола Павла к Тимофею. Как отмечал в обобщающем труде по истории древнерусской литературы В. Л. Комарович (История русской литературы. Т. 1. М.; Л., 1941. С. 290—291), Мономах мог знать и византийские и западноевропейские сочинения в этом жанре — приписываемое патриарху Фотию поучение сыну византийского императора Василия I, труд византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», написанный тоже в форме отцовского поучения, «Наставления» французского короля Людовика Святого и апокрифическое поучение сыну англо-саксонского короля Альфреда, а также англо-саксонские «Faeder Larcwidas» («Отцовские поучения»), сохранившиеся в библиотеке последнего англо-саксонского короля Гаральда, на дочери которого Гиде был женат Мономах (о возможном знакомстве Владимира Мономаха с западноевропейскими памятниками подобного жанра см.: Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Т. 2. М.; Л., 1935. С. 39—80; Данилов В. В. «Октавий» Минуция Феликса и «Поучение» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. Т. 5. М.; Л., 1947. С. 97—107).

Непосредственным же образцом для «Поучения» Владимира Мономаха послужили памятники византийской литературы, уже переведенные к тому времени на славянский язык и вошедшие в своеобразную хрестоматию назидательной литературы древней Руси — т. н. «Изборник Святослава» 1076 г., — Слово св. Василия Великого «како подобает человеку быти», Поучение «некоего отца к сыну», Поучение Ксенофонта «к сынома своима», «Наставление Исихии, пресвитера Иерусалимского». Впрочем, Мономах создает сочинение очень своеобразное, глубоко личное, обращенное не только к его собственным сыновьям, но и к другим русским князьям: «дети мои или инъ кто слышавъ сю грамотицю…». В его «Поучение» вошел и подробный рассказ о прожитой жизни — своего рода автобиография князя, и это едва ли не самое заметное отличие «Поучения» от других произведений, созданных в этом жанре.

2 стр., 688 слов

Историческое Владимир Мономах (1113–1125)

... который считался старшим в роде. В годы правления Святополка (1093-1113) Владимир Мономах сумел практически остановить княжеские междоусобицы и нанести сокрушительное поражение половцам, терзавшим ... и династическим союзом: внучка Мономаха стала женой сына императора Иоанна II. Историческое значение и оценка княжения Владимира Мономаха В результате деятельности Владимира Мономаха был на время ...

Вопрос о том, когда было написано «Поучение», решается историками по-разному. Еще первый издатель памятника А. И. Мусин-Пушкин о составлено князем в конце жизни. Поскольку последний упомянутый Мономахом поход — против владимиро-волынского князя Ярославца Святополчича — Мусин-Пушкин датировал 1118 г., а уже в следующем году Ярославец был изгнан из Владимира, Мусин-Пушкин относил «Поучение» ко времени между 1119 и 1125 гг. (Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названная в Летописи Суздальской Поученье. СПб., 1793. С. 43, прим. 73, С. 50, прим. 83).

Позднее датировка Мусина-Пушкина была уточнена, так как поход против Ярославца Святополчича, по летописи, имел место в 1117 г. Соответственно, «Поучение» стали датировать 1117—1125 гг. Эта датировка была, в частности, обоснована И. М. Ивакиным, посвятившим «Поучению» Владимира Мономаха наиболее обстоятельное исследование (Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Ч. 1: Поучение детям; Письмо к Олегу и отрывки. М., 1901), и получила широкое распространение в литературе.

Д. С. Лихачев, вслед за В. Л. Комаровичем и И. У. Будовницем, нашел основания точно датировать «Поучение» 1117 г. — после походов на Ярославца Святополчича и Глеба Всеславича Минского (последний поход Лихачев датирует также 1117 г.), но до перевода Мономахова сына Мстислава из Новгорода в Белгород в том же году, так как Мстислав назван в «Поучении» «детя… стареишее новгородьское» (Повесть временных лет. Изд. 2-е. СПб., 1996. С. 515—516).

Однако последний аргумент не может быть принят, поскольку Мстислав был выведен отцом из Новгорода во всяком случае еще до похода на Ярославца (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 284; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 291); да и «новгородским» своего старшего сына Мономах, по-видимому, мог назвать и после оставления им Новгорода — слишком уж долго (с 1088 г., с перерывом) Мстислав княжил в этом городе, где после его ухода в Белгород остался на княжении его сын Всеволод.

Другая предложенная датировка также находит основания в тексте «Поучения». Этот вопрос был обстоятельно разобран еще в 1863 г. М. П. Погодиным (О Поучении Мономаховом // Известия 2-го Отделения Академии Наук. 1861—1863. Т. 10. С. 235—237), который обратил внимание на собственные слова Мономаха, разъяснившего причины появления «Поучения»: «усретоша бо мя слы от братья моея на Волзе…» (с предложением изгнать князей Ростиславичей из их уделов), и на следующее далее замечание: «и се ныне иду Ростову». Следовательно, делал вывод Погодин, «Поучение» составлено Мономахом в пути к Ростову, во время подготовки не названных им по именам князей к походу против братьев Володаря и Василька Ростиславичей, а именно в 1099 г. (под этим годом летопись сообщает о походе на Володаря и Василька киевского князя Святополка Изяславича).

Что же касается упоминания в сочинении Мономаха более поздних событий, то они, по мнению историка, представляют собой позднейшие вставки, принадлежащие, по всей вероятности, перу самого Мономаха. Это мнение также получило распространение в литературе. Позднее оно было существенно скорректировано С. М. Соловьевым (Сочинения. Кн. 1. С. 380, 679—680, прим. 134), который связал упомянутый Мономахом поход против Ростиславичей с несколько более поздними событиями, последовавшими за Витичевским съездом князей 1100 г.

Особое мнение относительно времени создания «Поучения» было высказано Н. В. Шляковым (О поучении Владимира Мономаха. СПб., 1900), который датировал памятник (как представляется, на основании целого ряда больших или меньших натяжек) февралем 1106 г. и даже еще точнее: пятницей 1-й недели Великого поста (которая в 1106 г. пришлась на 9 февраля); впоследствии, около 1117 г., «Поучение», по мнению исследователя, было еще раз отредактировано Мономахом.

Две основные датировки «Поучения» (1099 или 1100 и 1117 или 1117—1125 гг.) противоречат одна другой и как будто взаимно исключают друг друга. Попытки согласовать их или опровергнуть одну из них предпринимались исследователями неоднократно. Так, И. М. Ивакин относил все трудные для объяснения и противоречащие его датировке памятника места в «Поучении» к ошибкам и опискам позднейшего переписчика, а именно Лаврентия. Характерен пример с выражением «и се ныне иду Ростову», на которое обратил особое внимание М. П. Погодин. И. М. Ивакин рассматривал сохранившееся чтение как ошибку вместо якобы читавшегося в оригинале: «и-Смолиньска (из Смоленска. — А. К.) идохъ (с заменой настоящего времени на прошедшее! — А. К.) Ростову». Однако палеографически такое исправление (а точнее, целый ряд исправлений) выглядит совершенно необоснованным. В своем классическом пособии по древнерусской текстологии Д. С. Лихачев привел критерии, по которым могут быть приняты те или иные конъектуры (исправления в тексте), предложенные исследователями: «Текст без этих конъектур непонятен, с конъектурами он вполне ясен. Конъектуры не потребовали больших изменений в тексте. Палеографически они… обоснованы, при этом может быть объяснено, почему именно произошли искажения текста…» (Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X—XVII вв. Л., 1983. С. 167).

Ни одному из этих требований конъектура, предложенная Ивакиным, не отвечает; сама необходимость ее появления вызвана исключительно желанием обосновать определенную датировку памятника, которой читающаяся в тексте фраза противоречит. Об этом приходится говорить столь подробно потому, что конъектура И. М. Ивакина (как и целый ряд других предложенных им исправлений, также не достаточно обоснованных текстологически) была принята последующими исследователями и издателями «Поучения», в том числе А. С. Орловым, тем же Д. С. Лихачевым и О. В. Твороговым (Орлов. С. 146; ПВЛ. Изд. 2-е. С. 104; БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 468 — в последнем издании даже не обозначено курсивом исправление «идох» вместо читающегося в оригинале «иду»).

Что же касается рассказа о встрече Мономаха с послами от «братьи», то и здесь Ивакин видит порчу тексту, предполагая пропуск в оригинале целого листа.

Но если не вносить в текст насильственной и не вынужденной правки, то становится очевидным, что какая-то одна, непротиворечивая датировка «Поучения» Владимира Мономаха попросту невозможна. Д. С. Лихачев, принявший, как мы только что отметили, поправки И. М. Ивакина, решил этот вопрос следующим образом. Сохранившееся в Лаврентьевской летописи «Поучение» Владимира Мономаха, по его мнению, первоначально состояло из трех отдельных самостоятельных произведений: собственно «Поучения», «Летописи» жизни Мономаха (или «Автобиографии») и письма Мономаха князю Олегу Святославичу; впоследствии все три сочинения были соединены самим князем. Первое из этих сочинений — собственно «Поучение» — было написано в 1099 г. (в связи со встречей с «послами», предложившими князю поход против Ростиславичей) и впоследствии, в более пожилом возрасте, было переработано самим Мономахом; второе — «Автобиография» — создано в 1117 г.; третье — письмо Олегу — в 1096 г. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 98—102).

Но если относительно самостоятельного характера письма Владимира Мономаха князю Олегу Святославичу, никаких сомнений быть не может, то разделение собственно «Поучения» и «Автобиографии» кажется искусственным и совершенно излишним.

В самом деле, главная идея и первой, основной части «Поучения», и рассказа Мономаха о своей жизни совпадает: на собственном примере князь показывает торжество главных христианских добродетелей — смирения, страха Божия, трудолюбия и т. д. Вывод, который он делает из сказанного о совершенных им военных походах и подвигах на охоте, полностью подтверждает то, о чем князь так убедительно писал в основной части своего «Поучения». Более того, совпадают и многие обороты: и в начале, и в конце памятника князь обращается не только к детям своим, но и к «инъ прочетъ»; и там, и там именует свой труд «грамотицей».

Итак, «Поучение» Владимира Мономаха (разумеется, без его письма Олегу) представляет собой единое произведение. Единое по жанру, но единое ли по времени работы над ним? Мысль о том, что князь возвращался к «Поучению» и дорабатывал его, высказанная еще М. П. Погодиным и Н. В. Шляковым и поддержанная Д. С. Лихачевым, кажется весьма плодотворной. Более того, неоднократное обращение князя к этому программному для него произведению кажется даже обязательным. «Поучение» Мономаха обращено к его сыновьям. Но у князя было несколько сыновей, причем по меньшей мере от двух жен, и, как показали последние исследования, разница в возрасте между ними была внушительной (о датах рождения сыновей Владимира Мономаха см.: Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеймона… С. 57—63).

Показательно, что в 1151 г. князь Вячеслав Владимирович, пятый сын Мономаха, обращается к Юрию (шестому сыну Мономаха) с такими словами: «Язъ тебе стареи есмь не маломъ, но многомъ: азъ уже бородатъ, а ты ся еси родилъ» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 430).

Кажется несомненным, что по мере взросления младших сыновей и наделения их уделами князь Владимир Всеволодович должен был наделить их и текстом своего «Поучения», а потому наличие по меньшей мере двух этапов в работе над этим памятником более чем вероятно.

Можно согласиться с основным выводом М. П. Погодина: Мономах, действительно, сам указал причину, заставившую его взяться за перо («усретоша бо мя слы от братья моея на Волзе …»); по всей вероятности, именно на этом пути («и се ныне иду Ростову») он и начал работу над «Поучением». Очень показательно, что, подробно рассказав о своем черниговском и переяславском княжении, Мономах ни словом не обмолвился о княжении в Киеве. На мой взгляд, это однозначно свидетельствует о том, что «Поучение», в основной своей части, написано до вступления Мономаха на киевский престол, то есть до мая 1113 г.

Относительно же самой встречи Мономаха с послами от «братьи» я склоняюсь скорее к датировке С. М. Соловьева, который, как отмечалось выше, указывал не на 1099 г. (поход Святополка на Ростиславичей), но на 1100 г. (ситуацию после Витичевского съезда князей), но с некоторыми уточнениями. На мой взгляд, едва ли князь Святополк Изяславич, виновный в недавнем злодейском ослеплении Василька Ростиславича (поступок вызвавший осуждение всех князей и особенно Владимира Мономаха), мог предложить Мономаху участие в походе на Ростиславичей. Этот поход не рассматривался как общий для русских князей (участие в нем Святослава-Святоши, сына черниговского князя Давыда Святославича, не меняет дела); он преследовал исключительно корыстные цели одного Святополка, надеявшегося захватить волость Ростиславичей. На Витичевском же съезде 1100 г. произошел открытый разрыв между большинством князей (Святополком, Владимиром Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами), с одной стороны, и братьями Ростиславичами, с другой; последние решительно отказались выполнить волю князей и довольствоваться на двоих одним Перемышлем (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 274).

В летописи, правда, ничего не говорится о какой-либо подготовке к военным действиям против Володаря и Василька. Но, может быть, именно твердая позиция Мономаха и предотвратила войну? Во всяком случае, свои волости (Володарь — Перемышль, а Василько — Теребовль) братья сохранили.

Есть еще одно соображение, которое косвенно может свидетельствовать в пользу датировки «Поучения» временем после Витичевского съезда. Как показал Н. В. Шляков, Мономах, работая над «Поучением», находился под влиянием богослужения первой недели Великого поста, что, очевидно, также имеет датирующий характер (с этим выводом согласился и В. Л. Комарович).

Но в таком случае, Мономах не мог взяться за «Поучение» в связи со встречей послов от Святополка в 1099 г.: из «Повести временных лет» известно, что Святополк занял Владимир-Волынский (после чего и замыслил поход на Ростиславичей) в Великую субботу 1099 г. (там же. Стб. 269); следовательно, он мог направить послов к Мономаху уже после Пасхи. Витичевский съезд 1100 г. состоялся в августе, что также не согласуется с датировкой «Поучения» временем Великого поста. Но приготовления к возможной войне с Ростиславичами могли начаться уже после съезда. Не исключено, что Мономах встречался с послами от «братьи» в Великий пост уже следующего, 1101 г. В таком случае, начало работы над «Поучением» можно было бы датировать мартом этого года (первая неделя Великого поста в 1101 г. пришлась на 10—16 марта).

Этому в принципе совершенно умозрительному предположению как будто находятся некоторые подтверждения в тексте самого «Поучения». Вызвавшая столько споров фраза «и се ныне иду Ростову» (которой, по всей вероятности, завершалась автобиографическая часть «Поучения» в его первоначальном виде и которая может быть связана с работой Мономаха над «Поучением») следует сразу же за сообщением о поездках князя «по 3 зимы» к Смоленску. Мы определенно знаем лишь об одной его поездке в Смоленск после поездки 1095 г. (упомянутой в «Поучении» ранее) — в Великий пост 1100 г., когда 7 марта, «на средохрестие», он заложил в Смоленске кафедральную церковь Пресв. Богородицы. (Точная дата основания церкви приведена в Новгородской Карамзинской летописи — ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 72; с этого известия начинается статья 6608 г. В 1100 г. 7 марта действительно приходилось на среду четвертой (срединной) седмицы Великого поста («средокрестие»).

В Ипатьевской летописи известие датируется 6609 (1101) г. — ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250.) Таким образом, если принимать во внимание внутреннюю хронологию «Поучения», то «нынешний» поход князя к Ростову можно было бы датировать временем после марта 1100 г.

Страница 1 — 1 из 5 Начало | Пред. |

1

| След. | Конец | Все © Все права защищены