Поучение Владимира Мономаха

Сочинение

Кратко о главном

Кратко о главном 1

1053-1125 Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672

Владимира Всеволодовича Мономаха

Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность Владимира Мономаха и его влияние на историю:

Черты характера и качества

  • Талантливый полководец — умело использовал своё превосходство и недостатки противника для победы.
  • Успешный политик — не просто заключал союзы, но и уступал в выгодной для себя ситуации для выигрыша в долгосрочной перспективе.
  • Хорошо образован — приученный к чтению отцом знавшим 5 языков, Мономах стал первым князем-писателем.
  • Честолюбив — при наличии возможности отнимал у других князей земли и отдавал их своим сыновьям, использовал наёмников-половцев в междоусобицах.

Основные заслуги и достижения

  • Противник междоусобиц — старался свести к минимуму конфликты, признавая свою неправоту или выступая судьёй для виновных.
  • Защитник государства — стал инициатором совместных княжеских походов в половецкие степи, заставив кочевников покинуть юго-восточные границы.
  • Заботился о народе — призванный на княжение в Киев во время бунта, наказал виновных ростовщиков и провёл экономическую реформу ограничивающую их доходы, чем облегчил жизнь низших слоёв населения.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Рассмотрим, как оценивали и оценивают деятельность Владимира Всеволодовича исследователи. Н. Г. Устрялов отмечал:

«Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твёрдостью, мужеством, народ привык видеть в нём главу Руси» [19, с. 252].

Многие историки говорят о Владимире Мономахе как умном, добром человеке, мудром и справедливом политике. Многие из них сходятся во мнении, что его по справедливости можно назвать ярким представителем своего времени [2, 8, 19].

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 1

3 стр., 1114 слов

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

... военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси. Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться ...

Портрет Н. Г. Устрялова кисти В. А. Тропинина

Описание внешности князя встречается редко. В. Н. Татищев, например, отмечал:

«Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силён» [1]В. Н. Татищев, «История Российская», Ч2, кн 2, гл 13.

Историк называл Мономаха благоверным великим князем с добродетельным нравом.

«Он не был горд,… в правосудии законы хранил, и хотя виновных наказывал, но более с уменьшением и прощением» [2]Там же.

У Татищева Владимир Мономах, прежде всего, князь-защитник, освободивший Русь от половцев:

«Храбр на рати…, много враги победи»[3]Там же.

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 2

В. Н. Татищев

Оценка деятельности Мономаха, данная Н. М. Карамзиным, сходится с оценкой В. Н. Татищева. Оба историка пишут о справедливости князя, перенесении им мощей святых Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский, об одолении внешних врагов и смирении внутренних неприятелей.

Н. И. Костомаров обращал внимание не только на положительные черты Мономаха, он также подчёркивал, что в поступках князя проглядывали пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таково, например, убийство двух половецких князей Итлара и Китана, которые прибыли в Переяславль с намерением нарушить мир с Владимиром. Завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах сознавался, что при взятии Минска, с целью наказать князя Глеба Минского за союз с половцами, не оставлено было в живых «ни челядина, ни скотины». Наконец, он хотя и радел о русской земле, но и себя не забывал, наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям.

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 3

Н. И. Костомаров

И всё же, Н. И. Костомаров считал, что Владимир Мономах останется в истории как великий князь, так как, живя в обществе, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, он держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы русской земли.

С. М. Соловьёв, оценивая заслуги Мономаха, также подчёркивал:

«Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 4

2 стр., 688 слов

Историческое Владимир Мономах (1113–1125)

... Мудром. Костомаров отмечает, что своим масштабным государственным мышлением «Владимир Мономах ярко выделялся среди всех князей русских» ... Мономаха стала женой сына императора Иоанна II. Историческое значение и оценка княжения Владимира Мономаха В результате деятельности Владимира Мономаха ... В годы правления Святополка (1093-1113) Владимир Мономах сумел практически остановить княжеские междоусобицы и ...

С. М. Соловьёв

Б. Д. Греков акцентировал внимание на том, что Мономах сделал попытку восстановить поколебавшееся положение Киева, который снова стал на некоторое время политическим центром большого государства. Немало сил в это время он положил на решение внутренних дел Руси, пытаясь и здесь добиться единства действий князей. Но в этом он преуспел меньше. Причиной тому был начавшийся в силу объективных причин процесс дробления Киевской Руси на самостоятельные государства, который нельзя было остановить.

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 5

Греков Б.Д.1940-е

Б. Д. Греков считал, что Любечский съезд 1097 г. совершенно чётко констатировал наличие нового политического строя. Было официально произнесено и признано съездом: «кождо да держать отчину свою». Съезд признал этот факт основой дальнейших политических междукняжеских отношений. Б. А. Рыбаков отмечал, что Владимир Мономах — это, прежде всего, живой человек, который был честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения цели. Как и Н. И. Костомаров Б. А. Рыбаков считал, что, судя по литературным произведениям Мономаха, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете, как современникам, так и потомкам.

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 6

Б. А. Рыбаков

Ведущий научный сотрудник Института военной истории А. В. Шишов в статье о Владимире Мономахе отмечает его стремление к единению Руси, считает его выдающимся стратегом и тактиком. А. В. Шишов подчёркивал, что Владимир Всеволодович объединял вокруг себя большую часть Русской земли не с целью расширения собственных владений, а для укрепления русских княжеств перед общей опасностью в лице Дикого поля.

Д. С. Лихачёв подчёркивал важные заслуги Мономаха в борьбе с половцами: он обрёл лавры победителя. Владимиру Мономаху удалось организовать несколько общерусских походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.).

Наиболее значительным считается поход 1111 года, когда Мономах продвинулся глубоко в степь и нанёс жестокое поражение половцам, в результате чего они вынуждены были на некоторое время отойти от русских пределов [9, с. 397].

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 7

Д. С. Лихачёв

Ю. В. Сухарев также отмечает полководческий талант Мономаха. Он считает, что заслуги Мономаха как полководца проявились и в самой идее необычно ранних весенних походов, губительных для половецкой конницы, и в использовании пехоты в степной войне, в чем, конечно же, был большой риск, и в перевозке на санях целого войска. В безусловную заслугу Владимиру Всеволодовичу он также ставит осознание гигантской роли идеологии на войне и привлечение в походы духовенства. Именно со времён походов князя-воителя ведётся традиция русского военного духовенства.

7 стр., 3472 слов

Создание и становление Древней Руси

... Исборск, город кривичей. Нестор считает, что «варяги-руси» и назвали государство Русью истории». С.Н.Сыров Москва 1983 «История государства ... хазарами. В 911 году он совершил поход на Царьград. Но Олег не чувствовал себя хозяином Руси. После похода на ... осетин и черкесов. В результате побед Святослава Киевская Русь значительно расширилась. Русские купцы получили возможность торговать с ...

Историки отмечают вклад Владимира Мономаха в «Русскую Правду». В. О. Ключевский подчёркивает значение «Устава о резах»:

«Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года, и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т. е. долг становился далее беспроцентным, кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40 %. Но едва ли эти ограничительные постановления исполнялись».

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 8

В. О. Ключевский

Н. М. Карамзин, оценивая эпистолярное наследие Владимира Мономаха, отмечал, что всего яснее и лучше его душу «изображает его поучение, им самим написанное для сыновей» [4, с. 134], которое достойно занять место в истории.

А. С. Орлов отмечал, что Владимир Мономах был умелый писатель, несомненный поэт и образованный человек, жадный до знания и пропагандирующий его [10, с. 67]. «Поучение детям» рисует чрезвычайно интересный тип разностороннего, находчивого и деятельного феодала, воина, хозяина и книжника, образованного византийской церковью и варяжской практикой в условиях русской жизни XI–XII вв.[4]Мамонтова Р. А. Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 416-418.

«Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешеньем собственного государства; и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели» [10, с. 74]

Образ владимира мономаха в описаниях отечественных историков 9

А. С. Орлов

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Внешняя политика

Внутренняя политика

Если Вам интересно подробнее изучить жизнь князя, мы подготовили полную версию истории его деятельности, иллюстрированную большим количеством портретов и тематических изображений (время чтения 40-60 минут):

Подробная биография

Сочинения Владимира Мономаха. Поучение

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова

Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125, великий князь Киевский с 1113), несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных фигур русского Средневековья. Его княжением по существу завершается эпоха Киевской Руси и начинается новый этап русской истории, получивший название удельного периода, или, в советской историографии, периода феодальной раздробленности. И именно Мономаху — причем еще даже до восшествия на «златой» киевский стол — пришлось вырабатывать те принципы, которые легли в основу нового политического устройства Руси.

2 стр., 936 слов

В чем смысл поучения владимира мономаха и какие из них кажутся вам?

... от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней. Владимир Мономах не говорил о божественном происхождении власти. Власть – это ... своим детям он советовал учиться и не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь. Творя добро, князь не должен лениться ... городской совет, налоги, бюджет и полицию. Такие институты делают города более организованными и благоустроенными, подобно Швейцарии. Когда ...

Но Владимир Мономах вошел в русскую историю не только как государственный деятель и полководец, но еще и как писатель и мыслитель. Он является автором знаменитого «Поучения» — выдающегося памятника древнерусской литературы и общественной мысли, а также письма князю Олегу Черниговскому. Вполне вероятно, что в русской книжности сохранялись и другие сочинения, написанные им (известно, например, что князь обращался с «вопрошением» об «отвержении латинян» к киевскому митрополиту Никифору), но они не дошли до нашего времени.

Биография князя Владимира Всеволодовича известна нам относительно полно — благодаря летописи, а также его собственным сочинениям, особенно «Поучению», носящему во многом автобиографический характер.

Владимир Мономах

Владимир (в крещении Василий) родился в 1053 году и был старшим сыном переяславского князя Всеволода Ярославича.

Он проводил детство и юность в родительском доме и с раннего детства учился устрою княжеских земель, управлению государственными делами и ведению дипломатических переговоров.

С 13-ти лет Владимир начинает активное участие в княжеских трудах — ратных походах и охотах («ловах»).

Около 1067 года (дата предположительная) Владимир был послан отцом в Ростов, а затем какое-то время княжил в Смоленске, Берестье (Бресте), Турове, снова Смоленске…

После того как отец Владимира Всеволод Ярославич стал киевским князем (октябрь 1078 года), Владимир получает Чернигов — один из главных городов тогдашней Русской земли. В годы киевского княжения Всеволода Ярославича (1078—1093) он становится фактическим соправителем отца — принимает участие во всех важнейших политических акциях, осуществляет на практике политику отца и воюет с противящимися ему князьями, а нередко и сам решает судьбы отдельных княжеств и их правителей.

После смерти отца (1093) в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу, старшему на тот момент среди потомков Ярослава Мудрого.

В следующем году Владимир вынужденно оставляет и Чернигов, который переходит в руки другого его двоюродного брата Олега Святославича, и переходит на княжение в отчий Переяславль.

Дипломатическая деятельность

Владимир Мономах известен также и своей внешнеполитической деятельностью. Он активно участвовал в дипломатической борьбе между Византией и Западной Европой, находил общий язык с представителями Константинополя и римских пап, а также проводил успешные переговоры с представителями Печенегов и Половцев.

Культурная деятельность

Владимир Мономах был покровителем культуры и науки. Он предоставлял авторам и ученым возможности для работы и развития, а также спонсорировал создание новых литературных произведений. Среди его известных литературных работ можно отметить «Учение святителя Иоанна Златоуста», «Слово о законе и благодати», «Слово о праведном Иове» и др.

2 стр., 774 слов

Историческое «Владимир Мономах»

... князь Владимир Мономах в русской истории известен как “собиратель земель русских”, с другой стороны как законодатель. При Мономахе на ... и разведение скота, добычей меха, меда, воска, рыбы. Владимир пишет "Поучение", детям, где, обобщая свой опыт, он дает ... были разные... Владимир часто посещал храмы, читал церковные книги. Так в его сердце входило православие. Словом, характер Мономаха состоял ...

Семья

Владимир Мономах был женат дважды. Его первая жена — греческая принцесса Гита — родила ему трех дочерей: Анны, Марии и Ебергарду, а также сыновей Всеволода, Глеба и Юрия. Вторая жена — Феодора — родила ему еще одного сына — Мстислава.

Смерть

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года и был похоронен в Софийском соборе Киева.

В годы правления Владимира Мономаха (1094—1113) он стал самым авторитетным и влиятельным князем в Руси. Его летопись называет его инициатором созыва общекняжеских съездов в Любече (1097) и Витичеве (1100 год), на которых были выработаны основные принципы политического устройства Руси, такие как «каждый да держит отчину свою». Это было достигнуто благодаря невероятным усилиям князей, которым удалось примириться между собой, прекратить междоусобные войны и объединиться перед внешней опасностью. Связана с именем Владимира Мономаха также выдающаяся победа Руси над половцами, что прекратило губительные половецкие нашествия, опустошавшие Русскую землю к концу XI века.

В 1103, 1107 и 1111 годах Владимир Мономах организовал большие совместные походы в Степь, в которых участвовали сильнейшие русские князья того времени. Несмотря на то, что он не был киевским князем и стоял ниже своих двоюродных братьев в иерархии, во время этих совместных военных действий объединенные силы русских князей безоговорочно подчинились ему.

Став великим князем Киевским (1113—1125), Владимир Мономах удерживал всю Русскую землю в своих руках и превратил Киев в наследственное владение своего рода. Однако его потомки, князья-«Мономашичи», не сумели полностью продолжить его политическое наследство и сохранить намеченный им курс.

Необходимо рассматривать «Поучение» Владимира Мономаха и его письмо князю Олегу Святославичу в контексте сложной политической ситуации, которая сложилась в Русской земле к концу XI века. Главными угрозами для Руси были половецкая угроза и внутренние распри. Князь Владимир Всеволодович, который в течение многих лет княжил в Переяславле, на самой границе Руси со Степью, осознавал, как тесно связаны эти две опасности. Благодаря своему опыту военных действий, включая сражения с русскими князьями, Владимир Мономах понимал необходимость мира и «любви» между князьями. Однако это также возлагало особую ответственность на князей, которая была намного тяжелее, чем на обычных людей, не обремененных властью. Для Владимира Мономаха власть была скорее обязанностью и долгом, чем правом.

Роль и значение «Поучения» Владимира Мономаха в политической системе Русского государства являются предметом единодушного признания современных исследователей. Не только его сыновья, но и другие слушатели и читатели, включая всех русских князей, обращали внимание на содержание этого документа. В своем «Поучении» Владимир Мономах обращался к своим «сродникам» и призывал их нести ответственность за Русскую землю после его смерти, заботиться о ее покое и процветании.

В начале своего «Поучения» Владимир Мономах подчеркивает важность страха Божьего для каждого князя. Он утверждает, что исполнение христианского долга и следование христианским добродетелям являются единственным способом предотвратить междоусобные войны и достичь мира и согласия между князьями. Эта первая и главная заповедь Мономаха, которая, по его мнению, является исчерпывающей и основополагающей.

1 стр., 386 слов

Сочинение в жанре поучения

... Глоссарий: сочинение на тему поучение владимира мономаха поучение другу сочинение сочинение на тему поучения владимира мономаха сочинение на тему поучение сочинение поучение 1 votes, ... в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население. Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство. Поучение, составленное Владимиром Мономахом, ...

Однако признание неприкосновенности «отчинных» владений, провозглашенное Любечским съездом, является лишь одной из двух составляющих политической программы Мономаха. В средневековом обществе политика и мораль были тесно связаны. Для Мономаха еще одной важной основой политического устройства общества должен был стать страх Божий, чувство ответственности перед Богом. Князь призывал князей нести ответственность не только перед другими князьями, но и перед Богом, перед которым каждый человек должен будет отчитаться на Страшном суде.

Развитие исследования

Великий князь Владимир Мономах оставил нам уникальный источник информации о своем опыте и мудрости, который представлен в его «Поучении». Он не просто излагает теоретические принципы, а делится своим личным опытом, выстраданным на практике. В этом контексте особенно ценным является его письмо князю Олегу Черниговскому, его главному политическому противнику и личному врагу, который также был убийцей его сына.

Письмо было написано в самый разгар войны между Владимиром Мономахом и Олегом в начале 1097 года. В удивительном акте прощения, Владимир прощает убийцу своего сына и снимает с него ответственность за случившееся. Он предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, и обещает вернуть отобранные волости. Однако, эти условия будут выполнены только при условии, что Олег смирится и оставит свою гордыню.

Что делает это письмо поистине уникальным в истории войн, так это отсутствие политических требований. Вместо этого, Владимир Мономах обращается к нравственным принципам: человечности, состраданию и христианскому долгу. Он считает, что эти нравственные ценности являются неотъемлемыми условиями для установления прочного мира и положения конца междоусобице.

Таким образом, письмо Владимира Мономаха князю Олегу Черниговскому является ценным источником информации о его мудрости, опыте и подходе к урегулированию конфликтов. Оно позволяет нам лучше понять, каким образом монарх стремился достичь прочного мира и примирения в условиях войны и политических противостояний.

Раскрытие темы

Владимир Мономах, великий князь Киевской Руси, оставил после себя не только свои правление и военные победы, но и ценные письменные сочинения. Одним из таких произведений является «Поучение», которое традиционно приписывается ему. Однако, возможно, авторство этого текста не принадлежит Владимиру Мономаху.

Единственный известный нам экземпляр «Поучения» дошел до нас случайно, в составе Лаврентьевской летописи, переписанной в 1377 году монахом Лаврентием. В этой летописи «Поучение» помещено под 6604 (1096) годом. Однако, очевидно, что оно было вставлено не на свое место и прерывает связный текст летописной статьи, посвященной происхождению половцев и других народов, соседствующих с Русью.

Интересно отметить, что в других летописях, содержащих «Повесть временных лет», текст статьи о 1096 году сохранился без «Поучения» Владимира Мономаха. Это подтверждает тот факт, что «Поучение» не является неотъемлемой частью исторического материала и было внесено в Лаврентьевскую летопись отдельным редактором или копиcтом.

Кроме того, дошедший до нас текст «Поучения» имеет свои дефекты. В самом начале пропущены несколько строк, что, вероятно, связано с состоянием оригинала, который был слишком старым и изношенным для полного разбора содержания. Также возможны и другие неясности и пропуски в тексте.

5 стр., 2364 слов

История жизни Владимира Дубровского в романе Дубровский Пушкина: ...

... в возрасте восьми лет Владимир был отправлен на обучение и воспитание в Кадетский корпус. Именно там он завел много друзей и вырос как личность. После окончания учебы в корпусе, Дубровский ... в родную Кистеневку. Оказалось, что Андрей Гаврилович, отец Владимира, ... в жизни. Сочинение 3 Будучи написанным в тысяча восемьсот тридцать втором году, ... даже устраивается работать в эту самую усадьбу. Также, когда ...

Сам Лаврентий, переписывая летопись, выражает сожаление по поводу возможных ошибок и пропусков, обращаясь к читателям с просьбой исправить их, не осуждая его за это. Он отмечает, что книги старые и изношенные, а умы людей молоды и не всегда способны полностью понять содержание источника.

Исследование посвящено жанру поучений, который получил широкое распространение в средневековой христианской литературе, как западной, так и восточной. Авторы этого жанра черпали вдохновение из библейских книг, таких как «Книга притчей Соломоновых», «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова», а также послания апостола Павла к Тимофею. В. Л. Комарович в своей работе по истории древнерусской литературы отмечает, что Владимир Мономах мог быть знаком со взглядами и творчеством как византийских, так и западноевропейских авторов в этом жанре.

Мономах в своем произведении «Поучение» использовал образцы византийской литературы, которые уже были переведены на славянский язык и вошли в назидательную литературу древней Руси. Он обратился не только к своим собственным сыновьям, но и к другим русским князьям, призывая их внимание к своим словам.

Особенностью «Поучения» Мономаха является его личный подход и подробное описание прожитой им жизни. Это своеобразная автобиография князя и, вероятно, самое заметное отличие его произведения от других поучений.

Вопрос о датировке произведения «Поучение» Владимира Мономаха решается историками по-разному. Первый издатель памятника А. И. Мусин-Пушкин считал, что оно было составлено князем в конце его жизни. Он датировал «Поучение» периодом между 1119 и 1125 годами, основываясь на факте последнего похода Владимира Мономаха против князя Ярославца Святополчича в 1118 году. Однако, уже на следующий год Ярославец был изгнан из Владимира, что привело к уточнению датировки.

По летописным данным, поход против Ярославца Святополчича состоялся в 1117 году. С учетом этого факта, «Поучение» начали датировать периодом между 1117 и 1125 годами. И. М. Ивакин провел наиболее обстоятельное исследование этого произведения и обосновал данную датировку. Его точка зрения получила широкое распространение в литературе.

Д. С. Лихачев, следуя исследованиям В. Л. Комаровича и И. У. Будовница, также нашел основания для точной датировки «Поучения» 1117 годом. Он отметил, что произведение было написано после походов на Ярославца Святополчича и Глеба Всеславича Минского, которые также датируются 1117 годом. Однако аргумент о наличии упоминания о Мстиславе в «Поучении» как «дете… старейшее новгородское» не может быть принят, так как Мстислав был выведен отцом из Новгорода еще до похода на Ярославца. Кроме того, термин «новгородское» мог быть использован Мономахом для обозначения своего старшего сына вплоть до его ухода из Новгорода, так как Мстислав долгое время княжил в этом городе.

10 стр., 4996 слов

Почему дубровский сжег дом отца. Почему владимир дубровский стал ...

... смерть отца сильно повлияли на Владимира Дубровского-младшего. Он ощутил удручение и обиду за отца, за своих крепостных людей и за дом, в котором он родился. Он ... отца и отобранное имение. Становление Дубровского на путь разбойника Преступную деятельность Дубровский начинает с того, что с помощью кузнеца Архипа поджигает Кистеневку вместе с людьми Троекурова, она сгорает дотла. ...

Другая предложенная датировка также находит основания в тексте «Поучения». Этот вопрос был обстоятельно разобран еще в 1863 г. М. П. Погодиным (О Поучении Мономаховом // Известия 2-го Отделения Академии Наук. 1861—1863. Т. 10. С. 235—237), который обратил внимание на собственные слова Мономаха, разъяснившего причины появления «Поучения»: «усретоша бо мя слы от братья моея на Волзе…» (с предложением изгнать князей Ростиславичей из их уделов), и на следующее далее замечание: «и се ныне иду Ростову». Следовательно, делал вывод Погодин, «Поучение» составлено Мономахом в пути к Ростову, во время подготовки не названных им по именам князей к походу против братьев Володаря и Василька Ростиславичей, а именно в 1099 г. (под этим годом летопись сообщает о походе на Володаря и Василька киевского князя Святополка Изяславича).

Что же касается упоминания в сочинении Мономаха более поздних событий, то они, по мнению историка, представляют собой позднейшие вставки, принадлежащие, по всей вероятности, перу самого Мономаха. Это мнение также получило распространение в литературе. Позднее оно было существенно скорректировано С. М. Соловьевым (Сочинения. Кн. 1. С. 380, 679—680, прим. 134), который связал упомянутый Мономахом поход против Ростиславичей с несколько более поздними событиями, последовавшими за Витичевским съездом князей 1100 г.

Особое мнение относительно времени создания «Поучения» было высказано Н. В. Шляковым (О поучении Владимира Мономаха. СПб., 1900), который датировал памятник (как представляется, на основании целого ряда больших или меньших натяжек) февралем 1106 г. и даже еще точнее: пятницей 1-й недели Великого поста (которая в 1106 г. пришлась на 9 февраля); впоследствии, около 1117 г., «Поучение», по мнению исследователя, было еще раз отредактировано Мономахом.

Исследование датировки «Поучения»

Вопрос о датировке «Поучений» является одним из наиболее обсуждаемых и противоречивых в исследовательской среде. Существуют две основные датировки: одна связана с 1099 или 1100 годом, а другая с 1117-1125 годами. Эти датировки противоречат друг другу и вызывают множество споров и попыток их согласования или опровержения.

Исследователи, такие как И. М. Ивакин, предпринимали попытки объяснить противоречия в датировке «Поучений» и отнести их к ошибкам позднейших переписчиков. Он особо отметил выражение «и се ныне иду Ростову», которое вызвало интерес М. П. Погодина. И. М. Ивакин предполагал, что сохраненное чтение содержит ошибку, и предложил свою конъектуру, считая, что оригинальное чтение должно быть «и-Смолиньска идохъ Ростову». Однако такое изменение текста не имеет палеографического обоснования и выглядит сомнительно.

Д. С. Лихачев в своем классическом пособии по древнерусской текстологии предложил критерии, по которым можно принять или отвергнуть конъектуры, предложенные исследователями. Он отмечал, что конъектуры должны делать текст понятным, не требовать значительных изменений и быть палеографически обоснованными. Конъектура И. М. Ивакина не соответствует этим требованиям, и ее появление обусловлено исключительно желанием подтвердить определенную датировку памятника, что противоречит фразе, прочитанной в тексте.

Тем не менее, конъектура И. М. Ивакина, а также другие предложенные им исправления, хотя и не достаточно обоснованные текстологически, были приняты последующими исследователями и издателями «Поучений», включая А. С. Орлова, Д. С. Лихачева и О. В. Творогова. Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего исследования и обсуждения датировки данного памятника.

Кроме того, следует отметить, что рассказ о встрече Мономаха с послами от «братьи» также вызывает сомнения у И. М. Ивакина, который предполагает пропуск целого листа в оригинале текста.

Датировка «Поучения» Владимира Мономаха

Исследование сохранившегося в Лаврентьевской летописи «Поучения» Владимира Мономаха свидетельствует о том, что однозначной датировки данного текста не существует. Различные ученые предполагают разные сроки написания «Поучения», но основная сложность заключается в необходимости выделять из текста отдельные самостоятельные произведения.

Решение Д. С. Лихачева

Один из наиболее значимых ученых-историков Д. С. Лихачев предполагал, что «Поучение» Владимира Мономаха состоит из трех отдельных произведений: самого «Поучения», «Автобиографии» и письма Мономаха князю Олегу Святославичу. Согласно этой концепции, первоначальный вариант «Поучения» был написан в 1099 году, а затем переработан Мономахом в более пожилом возрасте. «Автобиография» же была создана в 1117 году, а письмо князю Олегу — в 1096 году.

Сомнения относительно разделения текста

Однако не все ученые разделяют мнение Д. С. Лихачева и считают разделение «Поучения» и «Автобиографии» искусственным. Главная идея первой части «Поучения» и рассказа Мономаха о своей жизни совпадает, что указывает на их единство. Кроме того, они богаты общими оборотами и понятиями, что говорит в пользу единого произведения.

Выводы по датировке «Поучения»

Таким образом, датировка «Поучения» Владимира Мономаха остается предметом обсуждения и не является окончательной. В современной исторической науке существует несколько точек зрения на датировку данного текста, однако все они обращаются к изучению различных аспектов историко-культурной обстановки в период, когда было написано «Поучение».

Развертывание исследования

«Поучение» Владимира Мономаха, представляющее собой единое произведение, вызывает вопрос о времени работы над ним. Существует предположение о том, что князь возвращался к «Поучению» и вносил в него изменения. Это предположение было высказано М. П. Погодиным и Н. В. Шляковым, и поддержано Д. С. Лихачевым, что является весьма интересным аспектом для исследования. Также имеется информация о том, что у Владимира Мономаха было несколько сыновей от разных жен, и между ними была значительная разница в возрасте.

Важно отметить, что в 1151 году князь Вячеслав Владимирович, пятый сын Мономаха, обратился к Юрию, шестому сыну Мономаха, с указанием на свою старшину и младшину: «Я старше тебя не мало, а очень: я уже с бородой, а ты только что родился» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 430).

Из этого можно сделать вывод, что по мере взросления младших сыновей и наделения их уделами, Владимир Всеволодович должен был передать им и текст своего «Поучения». Таким образом, вероятно, существовали по меньшей мере два этапа работы над этим произведением.

Можно согласиться с М. П. Погодиным, который указывает на то, что Мономах сам указал причину, побудившую его начать писать («я услышал от своих братьев на Волге…»), и вероятно, именно в этот момент («и сейчас я иду в Ростов») он приступил к работе над «Поучением». Интересно, что Мономах детально рассказывает о своем правлении в Чернигове и Переяславле, но не упоминает о своем княжении в Киеве. Это однозначно указывает на то, что «Поучение», по большей части, было написано до его вступления на киевский престол, то есть до мая 1113 года.

Относительно самой встречи Мономаха с послами от «братьи» я склоняюсь скорее к датировке С. М. Соловьева, который, как отмечалось выше, указывал не на 1099 г. (поход Святополка на Ростиславичей), но на 1100 г. (ситуацию после Витичевского съезда князей), но с некоторыми уточнениями.

На мой взгляд, едва ли князь Святополк Изяславич, виновный в недавнем злодейском ослеплении Василька Ростиславича (поступок вызвавший осуждение всех князей и особенно Владимира Мономаха), мог предложить Мономаху участие в походе на Ростиславичей. Этот поход не рассматривался как общий для русских князей (участие в нем Святослава-Святоши, сына черниговского князя Давыда Святославича, не меняет дела); он преследовал исключительно корыстные цели одного Святополка, надеявшегося захватить волость Ростиславичей.

На Витичевском же съезде 1100 г. произошел открытый разрыв между большинством князей (Святополком, Владимиром Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами), с одной стороны, и братьями Ростиславичами, с другой; последние решительно отказались выполнить волю князей и довольствоваться на двоих одним Перемышлем (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 274).

В летописи, правда, ничего не говорится о какой-либо подготовке к военным действиям против Володаря и Василька.

Но, может быть, именно твердая позиция Мономаха и предотвратила войну? Во всяком случае, свои волости (Володарь — Перемышль, а Василько — Теребовль) братья сохранили.

Второе конкретное направление, подтверждающее датировку «Поучений» временем после Витичевского съезда, относится к богослужебному календарю. Анализ данных, представленных Н. В. Шляковым, показывает, что Мономах, работая над «Поучениями», был вдохновлен богослужением первой недели Великого поста. Влияние этого обряда однозначно говорит в пользу более поздней датировки (с этим мнением согласился и В. Л. Комарович).

Однако возникает противоречие, если предположить, что Мономах начал работу над «Поучениями» после встречи с послами от Святополка в 1099 году. В «Повести временных лет» указано, что Святополк занял Владимир-Волынский в Великую субботу 1099 года, после чего распорядился о походе против Ростиславичей. Таким образом, послы от Святополка могли быть направлены к Мономаху уже после Пасхи. Витичевский съезд, который состоялся в 1100 году, также не совпадает с датировкой «Поучений» во время Великого поста. Однако возможно, что подготовительные работы к войне с Ростиславичами начались после этого съезда.

Таким образом, можно предположить, что Мономах встретился с послами от «братьев» во время Великого поста следующего, 1101 года. В этом случае, начало работы над «Поучениями» можно было бы датировать мартом этого года, так как первая неделя Великого поста в 1101 году пришлась на 10-16 марта.

Этот предположительный вывод находит некоторое подтверждение в тексте «Поучений» самого Мономаха. Фраза, вызывающая много споров, «и се ныне иду Ростову» (которая, вероятно, завершала автобиографическую часть «Поучений» в их первоначальном виде и может быть связана с работой Мономаха над ними), следует сразу после сообщения о поездках князя «по 3 зимы» в Смоленск. Мы точно знаем только об одной его поездке в Смоленск после поездки в 1095 году (упомянутой ранее в «Поучениях») — это была поездка во время Великого поста 1100 года, когда 7 марта, в «средохрестие», Мономах заложил в Смоленске кафедральную церковь Пресвятой Богородицы. (Точная дата основания церкви указана в Новгородской Карамзинской летописи — ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 72; это событие относится к 6608 году. В 1100 году 7 марта действительно приходилось на среду четвертой (срединной) седмицы Великого поста, называемую «средокрестие». В Ипатьевской летописи указанная информация относится к 6609 (1101) году — ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250.) Следовательно, если учесть внутреннюю хронологию «Поучений», то «нынешнюю» поездку князя в Ростов можно было бы датировать временем после марта 1100 года.

1

| След. | Конец | Все © Все права защищены