Влияние родителей на становление личности ребенка

  1. Сочинения
  2. 11 класс и ЕГЭ
  3. Влияние родителей на становление личности ребенка

Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей. Каким станет ребёнок, когда вырастет? Конечно он будет похож на родителей. Внешность, характер — всё это гены, ещё с материнским молоком мы уже впитываем первые черты своего характера. Первые дни, месяцы, после рождения ребёнка, с ним больше всего проводит мама и соответственно отец. Больше всего за день ребёнок наблюдает маму, видит её улыбку, чувствует запах, улавливает настроение. Если мама спокойна, весела, здорова, то и ребёнок чаще всего спокоен и благополучен. Если же мама кричит, неуравновешенна, то и ребёнку передается её неспокойное состояние.

Ребёнок первые годы своей жизни копирует и наследует поведение родителей, первые слова, стихи. Даже взрослее и на подсознательном уровне мы копируем своих мам и пап. Следовательно, поступки родителей оказывают огромное значение на детей.

Воспитание своими делами, поступками один из самых сильных методов и в педагогике и в психологи. Мама любит рисовать, ребёнок будет постоянно находиться возле красок и кистей и проявит рано или поздно к ним интерес, и также будет рисовать. А сколько примеров из жизни, когда мама актриса или певица, и дети также идут по её стопам, из-за того, что постоянно находились и росли в той же среде. Родители врут — значит и дети скоро начнут врать, обманывать…

Также огромное значение в формировании личности имеет и тот фактор, какими методами руководствуются родители при воспитании детей. Если родители излишне строгие, то у ребёнка очень ограничена свобода. И вырвавшись из-под власти родителей, скорее всего такой человек начнёт нарушать все запреты. Он будет думать о том, что его лишили возможности испытать то, что вызывает у него наибольший интерес.

Именно от родителей зависит, сможет ли ребёнок сопереживать, заботиться, быть добрым и отзывчивым человеком. Будет ли взрослый сын или дочь аккуратными, организованными, ответственными людьми.

Часто психологи обеспокоены тем фактом, когда ребёнок растет в неполной семье. Если в семье растет девочка, и в семье нет отца, девочка часто имеет комплексы по отношению к мужчинам. Соответственно и мальчик, выросший в семье, где не было примера отца, не будет иметь представление, как мужчина ведёт себя в семейных отношениях, в последствии у него возникают проблемы в семейной жизни. Дети, выросшие в домах-интернатах, также часто страдают от недостатка внимания родителей.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... родителями только под давлением чрезвычайных обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, ... женщины, живущие там с детьми, называют себя «мамами», выполняют материнские функции и воспринимаются детьми как матери. Надо заметить, что исследование детей в таких «деревнях» ...

Напрашивается вывод, что крепкая семья — залог счастливой гармоничной личности, которую в любую минуту поддержат его самые близкие люди, его родители.

Другие сочинения: ← Кого можно назвать обывателем?↑ 11 класс и ЕГЭПочему люди убегают от реальности? →

Семья как микросоциум

На процесс социализации личности огромное влияние оказывает семья. Ее определяющая роль обусловлена глубоким воздействием на все физические и психические качества личности. Семья – это основной институт воспитания, в ней закладываются будущие качества личности.

Определение 1

Семья – это группа людей, объединенная родственными узами, социально-педагогическими характеристиками и предназначенная для удовлетворения человека в потребностях продолжения рода и самоутверждении.

Семья играет основную роль в формировании жизненных принципов и нравственных начал ребенка. При формировании личности здоровая, оптимально функционирующая семья оказывает следующее воздействие:

  • способствует развитию личности;
  • укрепляет психическое здоровье;
  • поощряет интересы и влечения своих членов;
  • развивает у детей чувство надежности и уверенности;
  • структурирует возможности достижения самореализации и безопасности;
  • способствует проявлению образа своего «Я» у личности;
  • определяет границы идентификации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Роль семьи в процессе социализации 450 руб.
  • Реферат Роль семьи в процессе социализации 270 руб.
  • Контрольная работа Роль семьи в процессе социализации 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Структура личности ребенка формируется с первых дней жизни под влиянием и в процессе взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, другими близкими родственниками.

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья — малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

  • функция воспроизводства;
  • первичный социальный и сексуальный контроль;
  • экономическая поддержка детей;
  • поддержка нетрудоспособных;
  • защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

  • удовлетворение потребности в любви;
  • функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;
  • функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;
  • психотерапевтическая функция семьи;
  • функция социальной ответственности за каждого члена семьи;
  • функция формирования позитивных отношений;
  • функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

2 стр., 891 слов

Когда родители считают своего ребенка взрослым

... для себя считают стремление обеспечить своим детям лучшую жизнь, лучшие условия для обучения, лучшую одежда и лучшую пищу. Родители всегда желают детям только добра, даже когда дети считают, что к ... факторов, среди которых взаимоотношения между родителями и их детьми, воспитания детей, материальное положение семьи и многие другие. Я считаю, что если родители имеют здоровье и способны самостоятельно ...

Высокоинтегрированная семья

отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной.

Сплоченная семья

имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты — эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки — мать должна полностью отказаться от своих желаний.

4 стр., 1763 слов

Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе

... молодыми людьми. В этом случае пара полностью принимает семейные правила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает. В случае, если молодожены имеют собственный бюджет, но живут вместе с родителями ...

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова [13] выделяет некоторые из них:

  • ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);
  • ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);
  • ловушка нормальности или «все как у людей» — отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;
  • ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;
  • ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);
  • ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;
  • ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;
  • ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;
  • ловушка ревности к детям — нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас [12] считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

  • ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя;
  • дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

— — на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

  • ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
  • уверенность в своих силах и самодостаточность;
  • умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
  • способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Влияние разных типов семей на процессы социализации

Успешная социализация ребенка, его воспитание зависят от структуры семьи:

  • полная семья – семья, в которой есть оба родителя, или один из родителей замещен мачехой или отчимом;
  • неполная семья – семья одинокой матери или отца с детьми; семья, где воспитанием детей занимаются бабашка и/или дедушка, тети, дяди и т.д.

В неполных семьях наблюдается снижение воспитательных возможностей в результате длительного влияния на детей конфликтных, напряженных психологических ситуаций, возникновения эмоционального «голода» или, напротив, чрезмерной родительской любви, низкого культурно-образовательного уровня родителя и т.д.

3 стр., 1364 слов

Добрые люди в моей жизни 9 ласс

... Я считаю, что мне повезло, так как меня окружают добрые люди. Особенно мне хочется сказать о своих родителях, ... Добрые люди в моей жизни сочинение рассуждение Современный мир достаточно суров. Бешеный темпоритм жизни не даёт человеку ... личностям хочешь все больше тянуться и про таких обычно говорим, что это - добрый человек. ... пока не прозвенит звонок с урока. Однажды мы спросили: «Наталья Архиповна, зачем ...

В неблагополучных семьях процесс социализации существенно затруднены и нарушены. Это семь с нарушенной структурой, где игнорируются и обесцениваются главные семейные функции, наблюдаются дефекты воспитания, вследствие чего появляются «трудные дети».

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Свобода и вседозволенность личности

  • Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький

    — Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».

  • Повесть В. Быкова «Обелиск»

    содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.

  • На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»

    , где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.

  • Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

    Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

    Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

    2 стр., 773 слов

    Что влияет на формирование личности человека? (по В. Амлинскому)

    ... в жизни, и многое другое. Так что влияет на формирование личности человека? Именно такую проблему поднимает в своем тексте В. Амлинский. Автор, размышляя над этим вопросом, приводит в пример события из своего детства. ...

    Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство — не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

    Где вырастают счастливые взрослые

    Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.

    Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.