Конспект : по произведению А.С.Пушкина«Евгений Онегин» : «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

Сочинение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

В. Г. Белинский

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

2. Перечитать 8-ую главу романа.

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

— как заканчивается роман? (8 глава).

— о ком и о чем весь роман?

— Ваше понимание (и А. С. Пушкина):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

— При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

— Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

— Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

— Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

— Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

— Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

— Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

— Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

— Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

— Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

— Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

20 стр., 9877 слов

Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина » Евгений Онегин»

... Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год) и является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Если первые главы романа ... – преломившему в себе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустякового недоразумения. Вследствие этого ...

— Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

— Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

— А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика).

Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург).

(Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)

4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:

  • сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; — сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье — понятия очень близкие.)

Беседа.

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье):, Записываем первый вывод:

Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

6 стр., 2752 слов

Почему «не состоялось» счастье Онегина и Татьяны? (по роману ...

... На примере Онегина и Татьяны мы можем сделать вывод, что любовь не всегда является гарантией счастья Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны (Пушкин А. С.) Любовная история Татьяны и Онегина ... Онегин не находит счастья, потому что это цельная богатая натура, а таким личностям всегда не просто в жизни.» Сочинение на тему почему не находит счастья онегин? ... И главные герои романа – это не просто ...

— Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка

2. Беседа с учащимися.

— Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

-Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)

-Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?

Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках?

(Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. (« Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

Далее по ходу урока по каждому пункту обычного плана будем записывать параллельно цитатный план.

2. Встреча. (Деревня).

Беседа.

— Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

— Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

— Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он : «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

— Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

3 стр., 1109 слов

Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

... романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит. Роман “Евгений Онегин ... Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны^ которым трудно жить в таком окружении. Татьяна вслушаться желает В беседы, ... Онегина, автор формирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. ... зовут... Чем заполнен день Онегина? Прогулка ... сочинение.

— Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)

Она

Он:

4. Свидание. (В саду.)

Беседа.

— Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

( Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

— Почему Онегин не воспользовался

( Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она

Он

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Беседа.

-Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

— Почему

(« Пружина чести — наш кумир.

И вот на чём вертится мир!»)

Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что

Тогда я

Она

Далее информационная минута.

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине — путешествие и

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли,

6. Новая встреча. (Петербург.)

Беседа.

— Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

7 стр., 3009 слов

Вопрос: Детство Евгения Онегина? Образ Евгения Онегина в романе ...

... Автор: Симка Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа! Похожие сочинения на тему: «Онегин и Ленский» — сочинение Сочинение на тему « ... Татьяне Онегин признаётся почему когда-то так жестоко отверг Татьяну: Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! Но, по-моему, Онегин ...

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

— Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

— А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил !)

— Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он : «Богиня царственной Невы!» Она : «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свидания

Онегина и Татьяны.)

Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Беседа.

— Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

— Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

— Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)

— Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

— Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он : «Как я ошибся, как наказан». Она : «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод

— Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя).

5 стр., 2039 слов

Образ автора и его роль в романе АСПушкина Евгений Онегин

... создания Евгения Онегина началась в 1823 году, а через сто лет в 1962 году «Британская энциклопедия» упомянула издание романа в стихах. Судьба и образ Евгения Онегина Биография Онегина ... Пушкин с невообразимой точностью передал атмосферу той эпохи, а также уделил большое внимание быту. Исследуя «Евгения Онегина», ... попробовать в жизни что-то новое. Когда дядюшка умирает Евгений Онегин становится ...

Так было всегда, так есть и так будет…

— Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа., Вопросы к классу:

— Что вы можете сказать о композиции романа?

— Какова в ней роль 8 главы?

— В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я.

Сначала : Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедь

Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних).

Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу

Ответ

Вопрос

Ответ

Вывод (учитель

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

3 стр., 1307 слов

Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

... какими бы не были разными они, Пушкина и его героя объединяет общая мысль-переживание за то, что происходит в России. Образ автора в романе Евгений Онегин Несколько интересных сочинений Каждый год этот праздник происходит ... важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает ...

Оценки за урок., Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)