4. Закрепление изученного материала Работа с кластером в группах |
Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово это – зов и заклинание, В этом слове – сущего душа. Это искра первого сознания, Первая улыбка малыша. Это слово сроду не обманет. В нём сокрыто жизни существо. В нём – исток всего. Ему конца нет. Я произношу его… — Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов? (Мама) — Почему лучше слова «мама» нет в мире? — Каким настроением окрашено это стихотворение? — С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь , потренируйтесь в парах , подготовьтесь читать выразительно. Чтение стихотворения детьми, просмотр видеоролика «Мама» — «Мама, мамочка!» Сколько тепла таит в себе это магическое слово. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама научила тебя говорить, ходить. Мама учила тебя видеть и открывать мир. От мамы ты узнал названия птиц и цветов. Мама помогла тебе увидеть первую снежинку. Мама всегда была с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы». Ю.Яковлев — Давайте ласково произнесём слово «мама» . Почувствовали, как на душе стало теплее? Почему? — А как сделать так, чтобы мамам на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы? (Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками).
— Как вы радуете своих мам в день 8 Марта? — Только ли в этот день можно радовать мам? (Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.) Послушайте рассказ о том, как один мальчик написал сочинение о маме: Авторы рассказа Поповы Леонид Николаевич и Татьяна Аркадьевна Прозвенел звонок, тот самый, который говорит, что перемена кончилась и нужно всем устраиваться за партами, потому что начинается урок. Со звонком в класс вошла Надежда Александровна, окинула взглядом всю комнату и под этим взглядом все как-то быстро успокоились, замолчали и встали – каждый возле своей парты. Учительница прошла к своему столу, стоящему у окна, положила классный журнал в серой обложке, деревянную указку и сказала:- Садитесь, ребята.Парты дружно хлопнули крышками, все уселись и приготовились слушать. У Надежды Александровны была железная дисциплина. Так Вовкина мама говорила: железная. Учительница никогда ни на кого не кричала, не ругалась и не сердилась, но когда она, внимательно глядя на провинившегося, с укором качала головой, тот готов был провалиться сквозь землю. Ее любили и ловили каждое слово. Ну почти каждое, ведь нормальному второкласснику так трудно усидеть на одном месте, когда вокруг столько интересного.- Помните, какой завтра день? — спросила Надежда Александровна. — Помним! Помним! — все обрадовались легкому вопросу, и каждый старался ответить первым. — Женский день! Восьмое марта! Праздник всех женщин! — Завтра Международный женский день! — этот точный ответ принадлежал, конечно же, Кате. — Верно, Катенька. А кто мне скажет, почему этот день международный и почему он праздничный?Вопрос всех озадачил. Ребята давно уже знали, что в этот день мужчины поздравляют своих жен да и других знакомых женщин тоже. Мальчики поздравляют мам и учителей. И девочек тоже поздравляют. А вот почему именно этот день стал женским праздником, никто не знал. Вовка посмотрел на Костю, махнул ему головой как бы спрашивая: «Ты не знаешь?». Тот пожал плечами и посмотрел на учительницу. Надежда Александровна улыбнулась и стала рассказывать о женщинах, которые давным-давно в далекой Америке боролись за свои права и как им было трудно. Эти несчастные женщины работали по шестнадцать часов в день, а за работу получали намного меньше мужчин. Они выходили на демонстрации, устраивали забастовки. Это когда специально не работают, чтобы фабрика не выпускала товары и чтобы хозяин фабрики не мог эти товары продавать. От этого он становился злым и напускал на женщин полицейских, которые били бедных женщин дубинками. Но те не испугались, и тогда все хозяева в Америке стали платить женщинам больше. Вот так они и добились, чтобы их уважали, как мужчин. У них это называется равноправие. Значит, права у всех одинаковые, и никто никого не обижает. А потом стали праздновать Международный женский день, в честь тех самых смелых женщин.Закончив свой рассказ, Надежда Александровна сказала:- А теперь откройте свои тетради. Напишите на новом листе, в самом верху «Сочинение», а на следующей строчке «Моя мама». Так будет называться ваше сочинение. Пишите о ваших мамах все, что хотите. Пишите, за что вы их любите, что в них вам нравится больше всего. Все, что вспомните, пишите.Класс задумчиво засопел. Тема сочинения была простой и одновременно очень сложной. Это только кажется, что о хорошо знакомых вещах писать просто. А вы попробуйте и поймете, что легче написать о космических полетах, о северных медведях, чем о своей единственной маме.Вовка красиво вывел заголовок, полюбовался на него, немного погрыз пластмассовый кончик авторучки и написал с красной строки: «Моя мама самая лучшая». Тут он еще немного погрыз кончик ручки и поставил точку. Что же еще такое написать? Кончик ручки опять перекочевал в рот. «Она добрая и веселая», — вспомнил Вовка и поспешил записать эту интересную мысль в тетрадь. Дальше пошло легче, потому что Вера, сидящая прямо перед Вовкой, тайком достала пирожок с капустой и решила подзаправиться. Вовка вспомнил, что проголодался, и тут же вспомнил мамин обед: «Мне нравится, что она меня вкусно кормит и делает компот». Сочинение состояло уже из трех предложений и выглядело довольно длинным. Тут Вовка вспомнил, как мама поет, и добавил четвертое предложение. Сочинение становилось все лучше и лучше. Вовка удовлетворенно разглядывал свои труды и только собрался написать что-то еще, как его отвлекло жужжание. Он задумчиво повернул голову к окну и увидел первую весеннюю муху. Та радовалась теплому солнышку, веселым ручейкам во дворе и вообще жизни. От радости она негромко жужжала. Наверное, пела. «Какие у нее мохнатые ноги, — подумал Вовка и решил, — это, чтобы не замерзнуть зимой». Он медленно повел рукой в ее сторону и быстрым ловким движением схватил муху. Поднес кулак к уху и услышал приглушенную песню пленницы. Его охота привлекла внимание Надежды Александровны. Она покачала головой и слегка свела брови к переносице:- Не отвлекайся, времени у тебя немного.Спасенная муха радостно бросилась к окну и продолжила празднование весны, а Вовка что-то застрочил в тетрадке. Он написал немного, потому что ему опять помешали. На этот раз что-то теплое коснулось его щеки и пощекотало кончик носа. Это был солнечный лучик, который упорно полз сначала по стене, потом по карнизу и наконец добрался до Вовкиного носа. От этого в носу начался такой особенный солнечный зуд и Вовка громко чихнул. Потом тут же чихнул еще раз и еще. Костик хлопнул его по плечу и весело сказал:- Будь здоров!Все забыли про свои сочинения и дружно засмеялись. Надежда Александровна постучала кончиком своей авторучки по столу и сделала очень строгое лицо, но в глазах у нее тоже бегали смешинки. Класс опять принялся за работу. Вовка почесал нос, отчего зуд прошел, и принялся старательно выводить в тетрадке слова, только что пришедшие ему на ум. Так продолжалось недолго, потому что Вера достала очередной пирожок и собиралась незаметно съесть и его. «Какая она толстая и противная, — подумал Вовка. — Приносит пирожки, только никому не дает и съедает все сама». Он опять что-то написал в тетрадке, подумал немного, глядя в окно, и снова написал несколько слов. Пахло пирожками, в животе уже урчало от голода, а за окном весело бегали первоклашки. Они были такие маленькие и смешные. Дрались, тут же мирились, а потом прыгали в лужу, поднимая тучи брызг, и смеялись. «Придут домой грязные… как дураки», — по-взрослому отметил Вовка.Надежда Александровна встала, глядя на часы, и громко сказала:- Заканчивайте быстрее и сдавайте тетради. Осталась одна минута до конца урока. А ваши сочинения я сегодня прочитаю вашим мамам на классном собрании. Думаю, это будет для них очень хорошим подарком.Вовка быстро написал еще несколько слов и, вполне удовлетворенный своей работой, захлопнул тетрадку. Мама будет довольна его сочинением. В этом не было никаких сомнений.После уроков они с Костиком немного побегали в школьном дворе, гоняя пустую консервную банку. Потом пошли на речку смотреть, не сломался ли еще лед. По дороге болтали о том, о сем и хвастались своими сочинениями. Каждый доказывал, что его работа будет самой-самой и обязательно на пятерку. А Надежда Александровна скажет перед всеми родителями, что автор этой работы — гордость класса и даже школы. Домой вернулись, когда уже начало темнеть. Вовка бегом преодолел несколько лестничных пролетов, нажал кнопку звонка, и дверь почти тут же открылась. За дверью стояли папа и мама. Папа обнимал маму за плечи, и у обоих странно блестели глаза.- Ну проходи, герой! — весело сказал папа.Вовка сначала немного удивился такой встрече и даже чуть-чуть испугался, но веселый папин тон его успокоил. «Наверное, комедию по телевизору смотрят», — подумал Вовка. Он швырнул портфель в угол и заявил:- Мам, я лопать хочу, как серый волк! — Иди на кухню, только не забудь вымыть руки, — сказала мама.Она хотела что-то добавить, но вдруг как-то странно всхлипнула и умчалась в комнату. Папа выскочил за ней, закрыл за собой дверь, и оттуда раздался смех. Смеялись оба. Теперь Вовка совсем ничего не понимал. Он поплелся на кухню и вдруг увидел на столе школьную тетрадку. Свою тетрадку. Ту самую, в которой сегодня писал сочинение. Вовка, все еще ничего не понимая, подошел к столу, перевернул обложку, перелистнул несколько страниц и увидел свое сочинение. Там было написано: Сочинение Моя мама. Моя мама самая лучшая. Она добрая и веселая. Мне нравится, что она меня вкусно кормит и делает компот. Когда она убирается и пыль вытирает, она поет песни и слушает музыку. У нее шесть ног, и все мохнатые. Это чтобы не замерзнуть зимой. Она ползает по окну и гудит в кулаке, если ее поймать. От этого очень щекотно в носу, и я все время чихаю. Она толстая и противная. Приносит пирожки, только никому не дает, и съедает все сама. Я хотел отнять один, так она потом гонялась за мной полдня. Папа ее очень любит. Они вместе смотрят телевизор и ходят в гости. А еще в кино и гулять. И мама его тоже любит. Она ему делает подарки разные. Ну там на 23 февраля, на день рождения, на Новый год и еще в разные дни. Они такие маленькие и смешные. Все время бегают по двору и дерутся. И смеются, как дураки. Прыгают в лужи, а потом домой приходят грязные. Я очень люблю свою маму, потому что она умная и красивая, и все понимает и умеет. А я не умею. Только я еще школьник. А когда я научусь, я буду, как моя мама. Анализ рассказа по «Толстым и тонким вопросам». Составление примерного плана: 1) Моя мама — самая красивая и добрая: — глаза; — волосы; — голос; — походка; — характер. 2) У моей мамы золотые руки. 3) Мама – мой лучший друг. Самостоятельная работа учащихся. |
Учащиеся выполняют задания, читают, отвечают на вопросы, анализируют, работают самостоятельно, в парах и коллективно http://gostei.ru/detskie-rasskazy/yakovlev/693-mama.html Просматривают видеоролик, пытаются выразить свои чувства Прослушивание рассказа Анализируют содержание рассказа, пытаются составить примерный план |