Консерватория имени чайковского

Сочинение
<td height="30" align="right" bgcolor="#F0F0F0" onmouseover="mOvr(this,"#AFAFAF"

  • ;» onmouseout=»mOut(this,"#F0F0F0"

— ;» onclick=»mClk(this);»>

<td height="30" align="right" bgcolor="#F0F0F0" onmouseover="mOvr(this,"#AFAFAF"

  • ;» onmouseout=»mOut(this,"#F0F0F0"

— ;» onclick=»mClk(this);»>

<td height="30" align="right" bgcolor="#F0F0F0" onmouseover="mOvr(this,"#AFAFAF"

  • ;» onmouseout=»mOut(this,"#F0F0F0"

— ;» onclick=»mClk(this);»>

<td height="30" align="right" bgcolor="#F0F0F0" onmouseover="mOvr(this,"#AFAFAF"

  • ;» onmouseout=»mOut(this,"#F0F0F0"

— ;» onclick=»mClk(this);»>

<td height="30" align="right" bgcolor="#F0F0F0" onmouseover="mOvr(this,"#AFAFAF"

  • ;» onmouseout=»mOut(this,"#F0F0F0"

— ;» onclick=»mClk(this);»>

Поступающим

Приемные требования для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского на КОМПОЗИТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Cпециальность «композиция»

Требования к уровню подготовки абитуриента

Прием на подготовку по специальности композиторский факультет включает в себя несколько вступительных испытаний:

Специальность — по разделам

  • Композиция (прослушивание сочинений)
  • Композиция (письменно)
  • Гармония (письменно и устно)
  • Коллоквиум
  • Фортепиано
  • Русский язык и литература (сочинение)

Экзамены проводятся с целью выявления профессиональных, творческих и личностных композиторских данных у абитуриентов.

Композиция (прослушивание сочинений)

Абитуриент должен продемонстрировать представленные на экзамен готовые музыкальные сочинения, такие как сонатины, сонаты, пьесы небольших форм для различных инструментов, ансамблевые композиции и вокальные сочинения.

Композиция (письменно)

Абитуриенту предлагается написать вариации (6-7) на заданную тему в течение 6 часов работы, без права пользования инструментом. Разрешается проигрывание на инструменте уже выполненной работы.

Цель этой части экзамена — оценить степень самостоятельности творческого почерка, творческой инициативы абитуриента и его способность изложить целостный логико-композиционный процесс.

Развитие вариаций на заданную тему

Сочинение вариаций на заданную тему требует достижения образной контрастности и изобретательного использования тематического материала. В процессе непрерывного развития композиции необходимо художественно уместно применять гармонию, полифонию, фактуру, тембры и структурно-ритмическую изобразительность.

Так как вариации сочиняются без инструмента, данная форма экзамена также указывает на качество профессионального музыкального слуха поступающего.

Профессор А.А. Кобляков представил образец вариаций на заданную тему (пример № 2).

Гармония

Письменно:

Необходимо выполнить гармонизацию задачи на заданную тему, в которой предусмотрены:

  • композиционная форма (период); характер модуляционного процесса;
  • повышенная степень сложности;
  • четырехголосное изложение с достижением заметной кульминации и завершенности формы.

При строгом соблюдении всех правил классической гармонии решение задачи должно иметь черты индивидуально-творческого характера, обладать развитым голосоведением и признаками образной характерности.

Профессор В.Г. Агафонников представил образец темы и решения задачи (пример № 1).

Устно:

  • Гармонический анализ пьесы средней трудности.
  • Игра на инструменте модуляций во всех степенях родства.
  • Примеры гармонических функций из художественной музыкальной литературы.

Вступительный экзамен по гармонии направлен на выявление теоретических знаний и практических навыков в области классической гармонии. Знания и навыки должны быть достаточными для свободного владения всеми необходимыми средствами ладогармонического и логико-композиционного процесса, обусловленного как заданием, так и художественным намерением, при творческом выполнении экзаменационного задания.

Базовый список учебно-педагогической литературы:

  • Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1985.
  • Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. М., 1984.
  • Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии, части 1-2. М., 1924-25.
  • Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
  • Способин И.В. Лекции по гармонии. М., 1969.
  • Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966.
  • Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М., 1974.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.
Коллоквиум

На коллоквиуме осуществляется проверка знаний по следующим разделам:

  • инструментоведение.

    Абитуриент обязан хорошо знать все необходимое об основных инструментах современного симфонического оркестра (диапазоны, технические возможности, темброво-выразительные характеристики инструментов деревянно-духовой группы, группы медно-духовых, наиболее употребительных ударных, клавишных, арфы; струнных инструментов — в целом, смычкового квинтета; умение привести примеры особо яркого применения отдельных инструментов, ансамблей, групп, туттийного звучания всего оркестра в творчестве композиторов).

  • слуховые навыки.

    Пропевание с листа достаточно сложной монодийной, интонационно-мотивной конструкции. Абитуриенту может быть предложена для пропевания примерно следующая версия задания.

    Задание № 1 — приложения №№ 1, 2.

    Задание № 2 — пропевание мелодической линии с участием фортепиано: верхний голос поется, нижний играется — приложение № 3.

    Проверка гармонического слуха. Материалом для выполнения контрольного задания может быть следующая версия. В этом задании следует все ноты постепенно усложняющейся композиции, услышанные в исполнении экзаменатора, назвать по вертикали.

  • Моцарт. Соната для фортепиано, К332, 2 часть.
  • Моцарт. Соната для фортепиано, К309, 2 часть.
  • Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2 часть (клавир).
  • Бетховен. Соната для фортепиано № 7, 2 часть.
  • Лист. Романс «Всюду тишина и покой».
  • Григ. Ноктюрн.
  • Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» (из «Песен без слов»).
  • Шуман. Новелетта № 1.
  • Скрябин. Прелюдии для фортепиано ор. 11, №№ 2, 5, 8, 22.
  • Скрябин. Поэмы ор. 32, №№ 1, 2.
  • Скрябин. Соната для фортепиано № 2, 2 часть.

Формы, используемые в этих произведениях, охватывают широкий спектр. От стандартных форм классической сонаты и концерта, до более свободных форм романса, ноктюрна и новелетты. Также включены и более экспериментальные формы, типичные для русской музыки, такие как прелюдии, поэмы и сонаты композитора Александра Скрябина. Произведения этих композиторов предоставляют отличный материал для анализа музыкальной формы и композиционной структуры.

  • знание музыкальной литературы.

    Знание музыки — важнейший признак творческого призвания молодого музыканта. Для успешной сдачи этого раздела необходимо хорошо знать основные произведения русских композиторов XIX-ХХ веков: увертюру и ряд сцен оперы Глинки «Жизнь за царя», музыку оперы «Руслан и Людмила», симфонические произведения Глинки, увертюры: «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота», «Камаринская», романсовое творчество Глинки (по выбору 5-6 произведений); оперу Даргомыжского «Русалка», романсы (5-6); наиболее известные произведения Рубинштейна («Демон»), Балакирева («Исламей», 2 романса); оперу Бородина «Князь Игорь»; «Песни и пляски смерти», «Картинки с выставки», «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского.

    Необходимо знать музыку (по выбору) опер Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»), сюиты «Шехеразада», Концерт для фортепиано с оркестром.

    Желательно возможно более полное знание творчества Чайковского: 1, 4, 5, 6 симфонии, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», Скрипичный концерт, Фортепианный концерт № 1, три Струнных квартета, романсы, «Времена года». Из сочинений Танеева — кантата «Иоанн Дамаскин», романсы, Фортепианный квинтет; Рахманинова — Концерты для фортепиано (3), романсы, Этюды-картины; Скрябина — «Поэма экстаза», фортепианные сонаты; Лядова — «Восемь русских народных песен» для оркестра, «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро».

    Необходимо иметь первичные знания творчества Стравинского, Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Хренникова, Щедрина, Эшпая, Денисова, Шнитке, Губайдулиной.

    Из музыки зарубежных композиторов важно иметь достаточные знания произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Вагнера, Россини, Верди, Берлиоза, Берга, Штокхаузена.

    Желательно знать несколько примеров из народной, национальной музыки.

Вступительный экзамен в Московскую консерваторию по специальности «Композиция»

Теоретический экзамен

Общая музыкальная подготовка

Экзаменующийся должен иметь представление о мусической теории, включая основные музыкальные термины (такие как аккорд, тональность, мотив, тема, лад, доминанта и др.).

Также абитуриент должен знать принципы работ, связанных с композиционным письмом, таких как построение мелодии или гармонии, а также установление музыкальных пропорций в своих произведениях.

Полифония

Экзаменующийся должен владеть теоретическими основами полифонии, как для строгого, так и для свободного стилей. Необходимо знать композиционные правила, принципы имитационной техники и характерные черты противосложения. Абитуриент также должен знать несколько примеров полифонии из произведений Баха, Моцарта, Шумана, Хиндемита и Шостаковича.

Смежные искусства

Абитуриенту необходимо знать основы смежных искусств, таких как театр, литература, поэзия, изобразительное искусство, архитектура и этика. Также важно знать о современных тенденциях в развитии музыкального творчества как в России, так и во всем мире.

Практический экзамен

Игра на фортепиано

Программа абитуриента должна включать следующие произведения:

  • Полифоническое сочинение — Прелюдия и Фуга Баха (ХТК), Шостаковича или Щедрина
  • Произведение крупной формы — Соната или вариации Гайдна, Моцарта, Бетховена или Шуберта
  • Произведение малой формы — пьеса по выбору из сочинений Скрябина, Шостаковича, Прокофьева, Шумана, Бартока, Чайковского, Рахманинова или Щедрина

Абитуриенту также необходимо показать умение чтения с листа — играть произведение средней трудности на двух руках и Симфонии Гайдна, Моцарта или Шуберта на четырех руках. Обязательное исполнение самостоятельно подготовленной небольшой пьесы (1-2 стр.), текст которой будет дан на консультации за 2-3 дня до экзамена.

Искусство игры на фортепиано является важнейшим подспорьем в творческой и музыкальной деятельности каждого композитора. Исполнение своих сочинений, чтение партитур и клавиров требует особой ответственности и владения инструментом. Курс фортепиано по профессиональным требованиям для композиторов в Московской консерватории повышенный.

Абитуриент должен представить на экзамен хорошо исполнительски освоенную программу — обычно включающую одно полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьесу.

Желательно сыграть на экзамене свое сочинение. Одно из произведений обязательно должно представлять современную музыку (вторая половина ХХ века).

Необходимо хорошо владеть навыками чтения с листа в 2 и 4 руки.

Вокруг

Друзья