- Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни сразу после отмены крепостного права. Жизнь русских крестьян в поэме тесно переплетается с вольготной и счастливой жизнью помещиков.
Твердо и последовательно автор приводит читателя к выводу, что счастья крестьян не возможно, пока есть господа. Образ помещиков Николай Алексеевич описывает, таким образом, как видят их крестьяне. Шалашинков – помещик, которого читатель узнает как полного жестокости человека, грубого, самодура и угнетателя крестьян. Помещик Поливанов предстал в образе скупого человека, не обделенного жестокостью, поступающего только в своих интересах.
Героем главы «Помещик» предстает Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Встреча мужиков с ним пронизана раздражением помещика, его не понимание крестьян. Автор очень точно старался донести читателю чувства бывшего крепостного относительно свободы крестьян.
Строки из произведения:
«Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот» – дают понимание, как ведут себя помещики. А именно: бескарность, физическое и моральное насилия над крестьянами. По мнению помещиков, строгость с их стороны к крестьянам исключительно идет из-за любви, вспоминая неравнодушные моменты для крестьян с жизни последних. А именно, совместная молитва во время военной службы или благодарность крестьян в знак барской милости. Все осталось в прошлом, «…не та уж Русь» – слова Оболт-Оболдуева, с грустью произнося пустых усадьбах, повсеместной и не обдуманной вырубке садов, пьянстве. Крестьяне слушают монолог, согласны с господином, поскольку отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику…». Слезы господина понятны для крестьян. Жизнь без крепостного права – беда для помещиков.
«Последыш» – глава, в которой автор раскрывает читателю, что привычка покоряться у крестьян логично в силу устоявшейся привычки помещика властвовать над ними.
Реформирование крепостного права болезненно была воспринята Утятиным. У помещика случился удар. Крестьяне разыграли комедия для Утятина, чтобы тот продолжал искренне верить в наличие крепостного права на Руси.
Отмена крепостного права
... крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменены только формы их угнетения. Именно поэтому в произведении "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов говорит: "Распалась цепь великая, Распалась и ударила: ... под строительство железной дороги автор олицетворяет с физической и моральной смертью слуги: ему некуда идти. Безусловно крепостное право беда для хозяев, ...
«Последыш» — глава показывающая произвол помещиков, их не уважение и подавление достоинства крестьян. Постепенно автор подводит читателя к дням после реформы. Крестьяне по-прежнему полны покорности и не противоречивости, но уже не ждут потока бед от помещиков. Но, не смотря ни на что, Н.А. Некрасов верит, что Русь проснется, поднимется, и счастливых людей в России станет больше. В этом деле главное верить, так как для больших и кардинальных перемен нужно время, переоценка ценностей и смена ориентиров.
2 вариант
«Кому на Руси жить хорошо» является одним из наиболее ярких и монументальных произведений в творчестве Н.А. Некрасова. Здесь во всей полноте раскрываются главные черты российской действительности, современной писателю, для которой характерны глубокие противоречия между простым народом и поместным дворянством.
Не случайно, когда герои поэмы спорят о том, кому же «живется весело, вольготно» в России, на первый план выходит помещик. Автор противопоставляет друг другу две России – крепостную и вольную, и помещики представляют собой класс угнетателей. Их образы часто имеют сатирическую окраску, резко контрастируя с образом простого русского человека.
Оболт-Оболдуев.
При близком знакомстве образ помещика Оболт-Оболдуева кажется еще более ироничным, особенно когда он пускается в пространные рассуждения о собственном благородном происхождении и былых временах. Поначалу он выглядит испуганным появление крестьян, но когда понимает, что ему не причинят вреда, становится напыщенным и важным. Оболдуев с печалью вспоминает о временах до отмены крепостного права, когда он жил в роскоши и безделье, предавался бесконечным празднованиям и разгулу. Он считает себя патриотом, сетует о том, что государство приходит в упадок, так как нет уже крепостных и никто не хочет работать на барских полях. Тем не менее, сам помещик ничего делать не хочет, надеясь и дальше жить за счет крестьянского труда.
Под стать Оболдуеву и помещик Утятин , которого сами крестьяне прозвали Последышем. Он стар, тяжело болен и беспомощен, но при этом имеет столько гонора, что хватило бы на сотню человек. Утятин, будучи самодуром, никогда не заботился о своих крепостных, купал в проруби, нагружал непосильной работой, а с возрастом и вовсе начал творить странные вещи. Родственники так и не смогли объяснить ему, что крепостных освободили, старика едва не хватил удар. Поэтому, боясь остаться без наследства, упросили крестьян сделать вид, что они по-прежнему несвободны.
Утятин – прекрасный образ помещика, настолько закостенелого в приверженностях старым порядкам, что он совершенно неспособен измениться.
Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются исключительно отрицательными персонажами. Помимо тех, кому посвящены отдельные главы, автор упоминает и других представителей барского сословия. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается после отмены крепостного права, помещичья власть все еще сильна не только законодательно, но и в умах людей. Мы узнаем о барыне, которая приказывала высечь мужиков за привычные для них бранные слова. О помещике Поливанове, купившем за взятки деревеньку и отбиравшем у народа все и о племяннике верного Якова, которого забрали в солдаты лишь потому, что барину понравилась его невеста.
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
... Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ... быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является ...
Тем не менее, эти помещики – лишь остаточные образы уходящего в прошлое крепостного строя. Автор верит, что в недалеком будущем простой русский народ станет по-настоящему свободен от угнетения.
Также читают:
Картинка к сочинению Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
-
Иван Иванович Чимша-Гималайский. Родом из титулованного семейства, в настоящее время является ветеринарным врачом. Изображается в произведении «Крыжовник» персонажем, речью которого отражаются идеи
-
Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей
-
Взаимоотношения Печорина и Грушницкого описываются Лермонтовым в главе «Княжна Мери» романа Герой нашего времени.
-
Примечательно, что «Повесть о капитане Копейкине» выделяется из общей композиции произведения. Она независима от общего сюжета. Здесь свои герои и своя сюжетная линия
-
Романтизм в литературе – одно из красивейших, но в то же время грустных направлений. Романтический герой всегда находится не в своей тарелке, он внутренне воюет с устоями общества, стремясь к чему-то высокому, духовному и прекрасному