Проблема философского единства счастья и несчастья

Сочинение

Сочинение по тексту:
Парадоксальная, на первый взгляд, мысль — счастье и несчастье всегда идут рядом, вечно соприкасаясь друг с другом, дополняя и противостоя друг другу. Именно к такому мнению приходишь после прочтения текста А.С. Макаренко.

В предлагаемом для анализа тексте выдающийся советский педагог обращается к проблеме философского единства счастья и несчастья. Автор высказывает предположение о том, что в несчастьях людей, несмотря на уникальность каждой жизненной ситуации, много общего. А.С. Макаренко указывает, что если бы несчастливые люди были полностью одинокими в своих переживаниях, то не смогли бы найти общность в своих несчастьях.

Макаренко также отмечает, что причиной несчастья чаще всего являются порочность, непорядочность и подлость человека. Он призывает обратить внимание на более несчастливых людей и помогать им. Посредством самоотверженных и благородных поступков, мы можем легче переживать свое горе и найти душевное спасение.

Вывод, к которому приходит Макаренко, поражает своей глубиной: несчастья делают человека нравственно сильнее, закаляют его волю и воспитывают такие ценности, как милосердие, чуткость и терпимость. По словам автора, эти два понятия – счастье и несчастье – всегда взаимосвязаны и неделимы. Главное – вести себя достойно как в счастье, так и в несчастье, оставаясь истинным человеком.

Несомненно, согласиться с мыслями автора о взаимосвязи счастья и несчастья является необходимостью. Ведь именно через трудные времена, испытания и потери человек приобретает опыт, становится нравственно сильнее, добрее и мудрее. Только прошедший через несчастья способен истинно ценить настоящее счастье. Русская пословица, давно устоявшаяся в народной мудрости, гласит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Проблема понимания счастья и несчастья является одной из важнейших вопросов в русской классической литературе. Множество литературных героев, в том числе и в произведениях Ф.М. Достоевского, мучаются поисками ответа на эти сложные вопросы. Примером такой литературной работы может служить рассказ В.Г. Короленко «Парадокс». В нем автор создает захватывающий образ калеки Яна Залусского, чье angefrodertesischeleuniswaadjing of zijnmoord» niet alleen laten zien dat elk persoon de creator van zijn eigen geluk is, maar ook dat tegenslag kan leiden tot verrassend positieve gevolgen. De zin uit de brief die hij aan de kinderen en mensen schenkt, die pas beginnen met het leven en nog geen problemen en verdriet hebben meegemaakt, is vandaag de dag een paradoxale aforisme geworden waarin op meesterlijke wijze de filosofische eenheid tussen geluk en tegenslag tot uiting komt: «Een mens is gemaakt voor geluk, net zoals een vogel gemaakt is om te vliegen, maar geluk is niet altijd voor hem gemaakt». De woorden van deze persoon, die van nature ongelukkig is, maar gelukkig door zijn morele kracht en moed, bevatten een grote dosis bitterheid en wijsheid.

6 стр., 2520 слов

Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

... проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, ...

Очень интересное видение рассматриваемой проблемы можно найти в сказке Н. Рериха «Гримр Викинг». Старый вождь, Гримр Викинг, собрал своих гостей за большим столом. Он поднимает чашу мёда за то, чтобы в жизни каждого человека был друг. Сподвижники обижены и огорчены: а разве они не являются верными друзьями, ведь они на протяжении многих лет поддерживали Гримра во всех бедах, поражениях, несчастьях. Но, оказывается, в счастье этот достойный вождь и воин всегда был одинок. Он произносит очень горькие слова:

«Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моём несчастье вы, товарищи, жили для себя».

Мне кажется, слова Гримра — замечательный пример неразрывного, тесного единства счастья и несчастья!

Подводя итог рассуждениям, можно сказать, что действительно счастье и несчастье всегда идут рядом, дополняя друг друга и противореча друг другу. Видимо, сколько будет существовать человечество, столько и будут люди мучаться вопросом: почему так слиты эти два понятия, почему «счастье не приходит вдвоём, а горе не бывает одно».

Текст А.С. Макаренко:

  1. Счастье и несчастье всегда идут рядом, они соприкасаются друг с другом, как роза с шипами.

  2. Эта бесспорная мысль нуждается, пожалуй, в одном только уточнении: как гласит китайская пословица, «счастье не приходит вдвоём, а горе не бывает одно».

  3. Есть предубеждение, что говорить о несчастье не следует.

  4. Всё зависит от того, с какой целью это делается: для того ли, чтобы «упиваться» несчастьем, или для того, чтобы более умело бороться с ним.

  5. Понимание причин несчастья, умение достойно переносить и преодолевать их, извлекать из них нравственные уроки — необходимая ступень на пути к счастью.

Несчастье многолико. Перефразируя начало романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», можно сказать, что все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый несчастливый человек несчастлив по-своему. Но и в несчастье есть общее, иначе каждый несчастный оставался бы безнадёжно одиноким в своём переживании. Много общего и в причинах несчастья. Наиболее распространённой причиной является, пожалуй, собственная порочность человека, выступающая в виде вздорной страсти, непорядочности и подлости. Конечно, очень часто и обстоятельства делают людей несчастными. Однако есть высокий гуманный смысл в том, чтобы искать причину несчастий прежде всего в себе самом, а потом уже в явлениях окружающей нас жизни, чтобы предъявлять претензии прежде всего к самому себе, а потом уже к другим.

8 стр., 3805 слов

Познается ли друг в радости?

... статью полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях Источник: Сочинение на тему «Друг познается в беде» Когда-то я услышал слова о том, что друг познается в беде. Тогда я не совсем ... не узнаешь, кто твой настоящий друг. А вот беда, конечно, покажет лицо «друга». Также проверяют друзей испытаниями. Как говорится – тяни его в горы. Но, по-моему, испытания тоже не совсем ...

Немало общего и в тех утешениях, которые каждый из нас невольно ищет в минуты несчастий. Многие из них носят чисто умозрительный характер, в том смысле, что время уносит всякое горе и беду, что не существует ни вечной радости, ни бесконечной печали. Однако есть утешения и более глубокие по своему нравственному смыслу. Как советовал Эзоп, несчастным оглянуться вокруг себя: ведь на свете немало людей с ещё более тяжёлой судьбой. Но дело не в том, чтобы утешиться этим сравнением или найти себе товарищей по несчастью. Главное – на опыте собственного несчастья почувствовать несчастье другого, чтобы прийти ему на помощь и утешиться самоотверженным, благородным поступком.

Немало общего и в тех жизненных уроках, которые можно извлечь из несчастий. Как говорится в одной русской пословице, «беда вымучит, беда и выучит». Пользу несчастий усматривали в том, что они умудряют человека, пробуждают укоры совести, закаляют и в то же время смягчают нравственный мир личности, делают нас более чуткими и милосердными.

(22)Даже в несчастье человек не должен терять свой человеческий облик. (23)Однако достойно переносить счастье порою ещё труднее, чем несчастье. (24)Вот почему образцы достойного поведения в счастье и несчастье всегда соотносятся друг с другом и приводятся, как правило, вместе.

(25)И в счастье, и в несчастье должно и можно вести себя в равной степени прекрасно, оставаясь человеком с большой буквы.

(По А.С. Макаренко)