Критерии оценивания итогового сочинения

Сочинение

Для успешной сдачи декабрьского сочинения выпускнику необходимо знать критерии оценивания итогового сочинения.

Итоговое сочинение как вид контроля знаний школьников появилось в 2014 году. С тех пор ежегодно ученики 11 классов в первую среду декабря собираются в пункте проведения экзаменов для прохождения данной процедуры.

Она является лишь допуском к итоговой аттестации обучающихся 11 класса, каковым является и итоговое собеседование в 9 классе. Это еще не экзамен, но уже первое важное испытание, влияющее на дальнейшую жизнь школьников. Поэтому большинство 11-классников не спит ночами и переживает, ведь отправиться на пересдачу не хочется. Чтобы избавиться от ненужного стресса, необходимо тщательно подготовиться к данной процедуре.

В первую очередь нужно понять, как оценивается декабрьское сочинение и за что конкретно можно получить баллы. Результатом итогового сочинения является лишь зачет, который не будет учитываться в аттестате. Чтобы набрать необходимое для зачета количество баллов, выпускник должен знать основные требования к содержанию и структуре данного вида работы. Этих требований всего два: количество слов и самостоятельность написания сочинения. Расскажем подробнее о каждом.

Требования к итоговому сочинению

Первое требование — это количество слов.

В методических рекомендациях обозначен примерный объем — 350 слов. Однако обучающийся может написать сочинение и меньшего объема, все зависит от словарного запаса и умения четко формулировать мысли. Кто-то умеет говорить кратко и существенно, а кому-то нужно больше слов, чтобы выразить те же мысли. Советуем писать меньше слов: в таком случае будет допущено меньше ошибок. Умение компактно выражать мысли пригодится при подготовке к сочинению по прочитанному тексту из ЕГЭ. Однако следует помнить, что если в работе менее 250 слов, то она будет считаться невыполненной и не будет проверяться по основным критериям.

Второе требование — самостоятельность работы.

Сочинение должно быть авторским, т. е. написано самим учеником. Допускается использование цитат, но на них должны быть ссылки: указание того, кому принадлежат слова. Использование сочинения другого лица или скопированный из интернета материал считается плагиатом. Поэтому необходимо понимать, что выучить написанное кем-то сочинение и присвоить ему свое имя невозможно. Такая работа не будет оценена по критериям.

Соблюдение данных требований делает работу допущенной к проверке по критериям. Теперь расскажем о критериях. Их всего пять: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи и грамотность. По каждому критерию выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за работу — 5.

2 стр., 823 слов

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы ...

... прав русский был филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…позволяет грамматика нам связать между собою слова любые, чтобы выразить любую мысль о предмете любом». Тест 10 Язык не есть только речь, говор: язык есть ...

Критерии оценивания итогового сочинения

Критерий 1: соответствие теме.

В рамках каждого из пяти направлений формулируется тема. Она может звучать в форме вопроса, утверждения или цитаты. При выполнении работы необходимо четко придерживаться указанной темы. Например, если тема сочинения «Добрыми рождаются или становятся?», нужно писать именно об истоках доброты в душе человека. Если в сочинении будет идти речь только о том, что такое доброта и кто из литературных героев был добрым, то по первому критерию автор сочинения получит незачет.

Критерий 2: аргументация.

Итоговое сочинение представляет собой рассуждение, обязательными составляющими которого являются тезис, аргументы и вывод. Сформулированный в первом абзаце тезис, основанный на предложенной теме, должен быть подтвержден аргументами из литературных произведений. При этом произведение должно стать опорой для рассуждения, а не просто приведением факта из жизни героев. Также особую роль играет фактическая точность изложения. Если содержание произведения искажено, то обучающийся потеряет балл по данному критерию. Количество аргументов строго не регламентировано: можно привести одни, а можно и два. Для доказательства сформулированного тезиса можно использовать два примера из одного произведения, или же два примера из разных произведений. При оценивании это не играет роли. Главное — соответствие примеров содержанию работы.

Первый и второй критерии являются основными. Незачет хотя бы по одному из них приведет к незачету за работу в целом. Зачет будет в том случае, если школьник набрал минимум три балла. Чтобы работа была принята, нужно набрать два балла по первым двум критериям и хотя бы один балл по следующим трем.

Критерий 3: композиция.

Как уже говорилось, итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение. При построении работы обязательно нужно учитывать все структурные элементы текста типа рассуждения (тезис — аргументы — вывод) и логическую связь между ними. Здесь учитывается и правильное деление текста на абзацы, и связь между предложениями, и правильное построение причинно-следственных отношений, логическое завершение текста сочинения, правильное употребление вопросно-ответной формы и др. Грубые логические ошибки или отсутствие тезисно-доказательной части приводят к потере балла по данному критерию.

Критерий 4: качество речи.

При проверке работы по данному критерию учитывается качество речи обучающихся: точность и ясность в формулировании мыслей, умение грамматически правильно строить предложения, достаточно богатый словарный запас, отсутствие в речи штампованных выражений. Присутствие в работе незначительных речевых ошибок допускается, однако они не должны затруднять понимание текста.

Критерий 5: грамотность.

В подсчет идут речевые ошибки, грамматические, орфографические и пунктуационные. Данный критерий вызывает трудности у большинства школьников, т. к. далеко не каждый школьник может запомнить все правила орфографии и пунктуации. Но это не значит, что можно сразу отчаиваться и проститься с баллом по этому критерию. Требования не слишком жесткие: на 100 слов допускается 5 ошибок в сумме. Если объем сочинения составляет 350 слов, то количество возможных ошибок больше — 17 в сумме. Соответственно, если слов меньше, то и ошибок должно быть меньше.

3 стр., 1369 слов

Сочинения для работы над ошибками

... Груня при­ве­ла Алек­сея в свой домик, чи­стень­кий и уют­ный. (14)В углу за за­на­вес­кой вроде от­дель­ной ... ри­ва­ла, при­го­ва­ри­ва­ла, не жалея слов, мяг­ких, как хо­ро­шая по­вяз­ка. (7)И ... ли. (20)Храни нас Бог от этого ма­га­зи­на! (21)Тогда уж добро из­ни­что­жит­ся! (22)Не ста­нет его. ( ... ли. (20)Храни нас Бог от этого ма­га­зи­на! (21)Тогда уж добро из­ни­что­жит­ся! (22)Не ста­нет его. (23)По ...

Таким образом, чтобы получить зачет за итоговое сочинение, необходимо:

  • соблюдать количество слов;
  • писать самостоятельно;
  • не отвлекаться от заданной темы;
  • привести хотя бы одни пример из литературы.

Надеемся, что вы получили всю волнующую вас информацию о критериях оценивания итогового сочинения и сможете использовать полученные знания при подготовке к испытанию. Желаем творческих успехов и высшего балла за работу! А если у вас остались какие-то вопросы, пишите их в комментариях к данной статье. Мы с удовольствием на них ответим!