- 07.10.2020
Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?
Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:
- Читаем только вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
- Читаем вопросы вступительной части и тезисы. Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение.
Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».
- Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе ‘Голубая стрекоза’. Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
- Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».
Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.
Исследование
Цель настоящего исследования — анализ структуры, подробное рассмотрение каждого аспекта и методов написания эффективных тезисов для научно-исследовательской работы.
Шаг 1: Постановка задачи и выбор темы
Перед тем, как начать писать тезисы, необходимо определить тему работы. Тема должна быть максимально конкретной и интересной для научного сообщества. После определения темы, необходимо сформулировать главные вопросы, которые будут рассмотрены в работе.
Пример:
Тема: | Исследование влияния различных типов удобрений на рост картофеля в условиях безынтересной почвы. |
Главные вопросы: | Какие типы удобрений влияют на рост картофеля на безынтересной почве? Какие из них являются наиболее эффективными? Какие факторы могут повлиять на результаты исследования? |
Шаг 2: Сбор и анализ информации
Для составления тезисов необходимо проанализировать имеющуюся информацию. Она может быть получена из различных источников, таких как научные статьи, книги, интервью, экспериментальные данные и т.д.
При анализировании информации необходимо аккуратно выделять главные идеи и ключевые слова. После этого можно начинать составлять тезисы.
Шаг 3: Составление тезисов
Для составления тезисов рекомендуется использовать следующий алгоритм:
- Определить ключевые идеи, которые необходимо выразить в каждом тезисе.
- Составить предложение, содержащее ключевую идею.
- Сократить предложение до краткого выражения, содержащего только ключевые слова.
- Обеспечить логические связи между тезисами.
- Проверить количество слов в каждом тезисе.
Пример:
- Идея: Результаты исследования показали, что удобрения, содержащие нитраты, являются наиболее эффективными для роста картофеля
- Предложение: Проведенное исследование выявило, что удобрения, содержащие нитраты, имеют наибольшее влияние на рост картофеля в условиях безынтересной почвы.
- Тезис: Удобрения с нитратами наиболее эффективны для роста картофеля.
Шаг 4: Проверка написания и расстановка знаков
После составления всех тезисов требуется проверить их орфографию и грамматику. Также необходимо расставить знаки препинания, т.к. структура тезисов читается сложно без их использования. При необходимости можно добавить вводные слова и наречия, чтобы улучшить читаемость составленного текста.
Шаг 5: Подсчет количества слов
После окончания работы необходимо подсчитать количество слов в составленном тексте. Не забывайте, что все слова считаются: предлоги, союзы, частицы. Если слов меньше 250, нужно добавить новые аспекты и идеи, чтобы увеличить количество слов.