Как подготовиться к сочинению-рассуждению методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Тема: Как подготовиться к сочинению – рассуждению.

Актуальность: Работа содержит теоретические сведения и практические рекомендации для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом части С единого государственного экзамена по русскому языку (сочинению – рассуждению).

Подробный анализ представленных ученических работ позволит выявить и систематизировать проблемные зоны в подготовке учащихся к части С.

Цель: Сформировать знания, умения и навыки, необходимые учащемуся для успешно сдачи ЕГЭ.

Объект: Учебно – методические пособия для подготовки к сочинению-рассуждению.

Гипотеза: Задание части С – задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет состояние практических умений выпускников (владение ими монологической речью, умение аргументировано излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры, что требует от них определенной подготовки.

Задачи исследования:

1.исследование учебно-методического материала для подготовки к сочинению-рассуждению;

2.исследование этапов работы над сочинением-рассуждением;

3.изучение языкового анализа исходного текста;

4.изучение анализа и оценки сочинения-рассуждения.

Теоретическая значимость: Данная работа позволит выпускникам систематизировать знания и умения при подготовке к сочинению-рассуждению.

Практическая значимость: Настоящая работа будет интересна не только учителю, но и учащимся старших классов и их родителям.

Методы: 1) теоретический метод;

2) метод анализа;

3) практический метод.

Этапы работы над сочинением-рассуждением.

Способы формирования и развития основной мысли текста зависят от типа речи, использованного в нем. Традиционно выделяют три основных смысловых типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Задача рассуждения – рассмотреть наиболее важные свойства предметов, явлений и установить причинно-следственные связи между ними.

9 стр., 4047 слов

Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева

... прочитала: «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят ... понять текст – задача не из легких. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева» 4 .Формулирование учащимися цели урока. ... . Повторение теоретических знаний о тексте .Общий анализ текста.Фронтальная работа Перед тем, как разбираться в прочитанном, напомните: ...

Текст – рассуждение должен состоять из трех частей:

— тезиса (того, что доказывается или объясняется; основной мысли, требующей доказательства или объяснения);

— доказательств (аргументов, доводов, обоснования, объяснения, т.е. суждений, которые подтверждает истинность тезиса);

— вывода

Подобная структура имеет место в полном рассуждении; в сокращенном рассуждении опускается или вывод; или тезис, потому что они близки по содержанию (вывод – это доказанный тезис; вывод расширяет смысл тезиса).

Рассуждение отличается от описания и повествования прежде всего более протяженными сложнопостроенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи) и абстрактным характером лексики, т.е. словами, обозначающими отвлеченные понятия (в повествовании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления):

С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка (По Б.Короткову).

Практически все тексты и с другими типами речи (повествование, описание) дают материал для написания сочинения-рассуждения. Для того чтобы написать сочинение подобного рода по разным типам текстов, нужно прежде всего выделить основную мысль, которую автор пытается донести до читателя.

Запомните! Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию – какой?, к рассуждению – почему?

Основная мысль текста-повествования, текста-описания проводится автором с определенной целью, поэтому элемент причинности и в этих текстах присутствует несомненно.

Текст-повествование

Лебединская верность

Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени.

Егерь рассказал:

«Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорого -полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка , волновалась. (8) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелась, но ведь и друга не оставишь в беде. (11) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его перышки.

17 стр., 8323 слов

Настоящее собрание включает расшифровки фонозаписей песен уральских ...

... книга заинтересует фольклористов, исполнителей и любителей народной песни. ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ В многотрудной истории России с ... периода, прежде всего сборнику Н.А.Римского-Корсакова “Сто русских народных песен” (1876-1877 гг.), ассоциации с которым особенно ... комплекса уральской казачьей культуры, то в музыкальной фольклористике постановка вопроса о певческой традиции уральских казаков ...

(12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала кружиться тревожно. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу. (16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебедушка – Лилия».

(20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать: крыло было перебито.

(25) Пришла осень. (26) В месте с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним.

(30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края. А нам и здесь неплохо».

(33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!

(К.Хромов)

Основная мысль позволяет задать вопрос почему? – «Почему автор считает, что песня Лотоса – это не прощальная песня, а гимн жизни. Этот вопрос может лечь в основу тезиса (1) Доказательством (2) является описанием того, что случилось с Лотосом и как помогла ему в несчастье его верная подруга.

Вывод (3) может быть равен тезису.

Текст-описание

Первый мороз.

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз.

Все было седое, но лужи не замерзали. (3) Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и трава обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

(4)Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. (5) Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин)

Основная мысль текста позволяет задать вопрос почему? – «Почему первый морозный день вызвал в груди автора такую бурную радость?» Этот вопрос может лечь в основу тезиса. Доказательством служит описание картины зимнего морозного дня. Вывод может быть равен тезису.

Текст – рассуждение

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте?

5 стр., 2130 слов

По русскому языку : «Местоимение, как часть речи. Значение вопроса ...

... на ничью .) несколько Употребление других частей речи в роли местоимений В разряд местоимений функционально переходят следующие ... тем частям речи, формам и функциям которых они соответствуют. Местоимения, Местоимения, указывающие на признак какой? чей? В отличие от прилагательных не имеют краткой формы. Местоимения, указывающие на количество сколько? В школьной грамматике местоимения выделяются в ...

(5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленна, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

Основная мысль может лечь в основу

Способы связи частей рассуждения.

В рассуждении для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос

Вывод связывается с доказательством чаще всего посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний ; поэтому, вот почему…; предложений типа: Обобщим все сказанное выше. Подведем итоги. Из всего сказанного выше следует, что и т.д.

На связь и последовательность мыслей могут указать также многие другие вводные слова и сочетания. Например, во-первых, во-вторых, наконец, например, допустим, предложим, так, значит, следовательно и т.д.

Возможно и другое соединение частей рассуждения: без союзов, без вводных слов, только по смыслу.

Способы связи предложений в тексте.

При построении доказательства следует помнить о том, что каждое предложение должно быть связано с предыдущим. Только в этом случае можно говорить о логичности и последовательности рассуждений. Эта связь предложений может осуществляться с помощью

  • лексического повтора
  • личного местоимения
  • синонима
  • антонима
  • противительного союза
  • частицы
  • наречия
  • указательного местоимения
  • местоимения с предлогом
  • притяжательного местоимения
  • однокоренных слов. Возможны случаи, когда используются не одно средство связи, а несколько.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

Текст.

(1)Нужны ли хорошие манеры. (2)Новейшие машины могли бы подсчитать, во что обходиться стране сумма плохого настроения, раздражительности, порождаемых грубым и даже нелюбезным поведением людей, и сообщить нам сенсационные цифры. (3)Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее и предприимчивее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. (4)По моему мнению, хорошие манеры – проявление внутренней деликатности и культуры, необходимый атрибут здорового образа жизни.

(5)Но нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. (6) И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто – по недосмотру, недомыслию, невниманию. (7)Эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, с помощью которых можно улучшить настроение всего коллектива, сделать жизнь приятнее, нервы здоровее.

5 стр., 2153 слов

По русскому языку по тексту В. Солоухина о воздухе и траве

... по совести. Сочинение: Проблема отношения человека к окружающему миру Сочинение по тексту: “Существует точное че­ловеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать.” Солоухин ... Евту­шенко – великого русского поэта, нашего современника: Берегите ... обществом. Скоро мы совсем перестанем понимать язык народа; мы вот говорим: ... что происходит вокруг. От каждого из нас зависит, будет ...

(8)Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. (9)Первое: любезное отношение к окружающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. (10)Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причем позже, когда оно входит в привычку , производится уже автоматически и не теряет при этом своего благотворного воздействия. (11)Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет радость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие.

(12) Следовательно, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. (13) Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

(По Н. Акимову)

Для того чтобы написать сочинение-рассуждение по этому тексту, нужно проделать следующую работу:

— внимательно прочитать текст и выделить его основную мысль. В данном случае её можно определить как знание этикета помогает человеку в жизни;

— посмотреть, как эта мысль выражена в тексте. Обратить особое внимание на те предложения, где она наиболее четко выражена. В нашем тексте это предложения (3), (4), (11), (12), (13);

— их следует прочитать ещё раз, чтобы сформулировать тезис, который может звучать приблизительно так: «Хорошие манеры нужно приобретать не только для того, чтобы прослыть воспитанным человеком. Н. Акимов утверждает, что «правильно выработанное поведение» улучшает жизнь как отдельного человека, так и всего общества».

В качестве доказательства можно опереться на уже перечисленные предложения (см. выше):, Вывод к первой части сочинения.

Далее следует определить стиль текста; несомненно, это публицистический ,т.к. здесь затрагиваются морально –нравственные проблемы, имеющие воспитательный характер. Тип речи – рассуждение.

Для передачи основной мысли и донесения её до читателя автор использует такие выразительные средства, как синонимы и градацию. Синонимы («И происходит это обычно без всякого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить , а так просто – по недосмотру , недомыслию , невниманию ») используется автором для большей экспрессии, так как не позволяют более полно определить свойства и характер предмета повествования. Все синонимы построены по принципу восходящей градации («…чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство »), которая позволяет автору показать негативное отношение к последствиям, связанным с незнанием либо игнорированием этикета.

3 стр., 1268 слов

Мой родной язык (русский)

... русский язык. Я смело могу заявить, что я горжусь моим родным языком - русским языком! Сочинение на тему Русский язык - мой родной язык Свой родной язык ... речь, доносить свою мысль, и у всех народов он разный. Где-то говорят на индийском, а где-то - на русском. И как раз таки русский язык - мой родной язык. Русский язык ... дней, являются летописи неизвестных авторов, талантливых людей, имена которых ...

Далее следует написать своё согласие/несогласие с автором, которое можно выразить следующим образом: Я согласен (согласна) с мнением автора о том, что знание этикета имеет общественную значимость. Неприятно, если тебя стараются оскорбить, если с тобой разговаривают грубо. В итоге – испорченное настроение, испорченный день. А это никак не способствует здоровому укладу жизни.

Прочитайте выделенные курсивом строки – и вы увидите примерное сочинение-рассуждение по заданному тексту, которое соответствует критериям ЕГЭ.

Заключение.

Важнейшим условием успешного написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции.

Перед написанием собственного текста уточните свой замысел, ваше отношение к позиции автора текста. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры – доказательства в защиту выбранной позиции. Если нет, то аргументы, которые позволят вам возразить автору.

Продумайте композицию и речевое оформление своего сочинения. Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение. Ваш текст должен представлять собой толкование затронутых в исходном тексте проблем, их интерпретацию. Авторские мысли могут быть кратко вами переданы, пересказаны, процитированы, указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте либо обозначены при изложении собственной точки зрения. Аргументируя собственное отношение (собственную позицию), пишущий должен не только согласиться или не согласиться с автором исходного текста, но и убедительно аргументировать свое мнение.

Передавая позицию автора по той или иной проблеме, старайтесь не исказить исходную информацию, проследить ход авторской мысли и не выйти за рамки обсуждаемого вопроса. Нельзя подменять приводимые автором факты другими – это будет считаться наиболее грубой ошибкой.

Работая над сочинением, помните, что бедная речь, то есть речь, ограниченная объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием, снижает впечатление от работы и может привести к снижению оценки за неё. Пользуйтесь разнообразными синтаксическими конструкциями, слова старайтесь употреблять в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-podgotovitsya-k-sochineniyu-rassujdeniyu/

Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.,1965.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.,1997.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.,1988; Они же. Книга о хорошей речи. М.,1997

Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М.,1987

Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 1999. С. 171-174.

4 стр., 1880 слов

Конспект по русскому языку «Проблема текста»

... речи – передать информацию и воздействовать на адресата. Поэтому авторская позиция передается, как правило, прямо, открыто, понятно. Попробуем выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся. Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. ... Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем ...

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты.

Ипполитова Н.А. Культура русской речи. М., Флинта, 2004.

Капинос В.И. , Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум-Центр», 2004, 2005.

Капинос В.И. , Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Львов В.В., Львова С.И. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. –М.: «Уникум-Центр», 2004, 2005.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Изд.3-е. М.,1993.

Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996

Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 1985.

РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

Русский язык конца ХХ в. М., 1996.

Сенкевич М.П. Культура радио – и телевизионной речи, М., 1987.

Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-метод. Бюл. №3. Красноярск, 1998.