В известном рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» мы знакомимся с печальной историей одинокой старухи Матрены Васильевны Корчагиной. В этой истории на примере одной реальной судьбы Солженицын показал общую трагедию русской женщины, живущей в послевоенной деревне.
Образ Матрены Васильевны — это образ простой русской крестьянки в том его идеальном воплощении, какое представляет себе Солженицын. Автор показывает, что Матрена Васильевна — одна из немногих женщин, кому удалось сохранить черты русской духовности.
А именно: милосердие, незлобивость, терпение, отзывчивость и самоотверженность.
Среди основных черт характера Матрены Васильевны можно выделить, в первую очередь, её способность всегда приходить на помощь людям и помогать бескорыстно.
Её скромность. Матрёна никогда никому не навязывалась со своим мнением или со своей помощью, не лезла вперед.
Смирение и покорность. Она никогда не жаловалась на свою жизнь, хотя судьба её была тяжёлой и жестокой.
Автор показывает открытое и искреннее отношение Матрёны ко всем людям, а также её интерес к общей жизни. Она никогда не замыкалась только на собственной выгоде и личных интересах.
Матрена Васильевна была бескорыстной женщиной, никогда не гналась за наживой, за прибылью, за всю жизнь она не скопила никакого богатства. Честный труд, честность, доброта и терпение — таковы её основные жизненные принципы.
Матрена Корчагина — это рассудительная мудрая женщина, много пережившая и много повидавшая. Несмотря на все житейские тяготы, она умела ценить добро и истинную красоту.
Она даже говорила, как добрая бабушка из старинной русской сказки. Солженицын наделил свою героиню плавной, певучей речью. И речь Матрёны играет важнейшую роль в создании народного женского образа.
В речи Матрены много просторечных выражений, диалектной лексики: картовь (картофель), приспел, не умемши, дуель (метель), к ужоткому (к вечеру).
И портрет Матрёны с её доброй лучезарной «извиняющейся» улыбкой дополняет этот образ.
Известный факт о рассказе «Матрёнин двор». Изначально писатель хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника» (русская пословица).
Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе “Матренин двор”
... изображает и другие поселки. Так, например, изначально Владимирское ОблОНО намеревалось отправить Игнатича в деревню Высокое Поле. С одной стороны, это было место “где не обидно было ... деревень: Часлицы, Овинцы, Шевертни и т. д. Оглушенный такими названиями, рассказчик попросил женщину отвести его в Тальново и помочь с размещением. Так он и оказался у Матрены ...
А название «Матренин двор» предложил Солженицыну Александр Трифонович Твардовский. На первый взгляд, может показаться, что это название более простое. Но на самом деле это не так. Название «Матрёнин двор» хранит в себе глубинный смысл и отражает истинную суть рассказа. Двор Матрены, её дом — это дом и для автора, то пристанище, где он обрел покой и простое житейское счастье. После долгих лет лагерных мучений, жизни без дома, Матрена приютила его у себя, дала ему кров, тепло и заботу. Это не просто двор в бытовом понимании. Это целый мир, особый Матрёнин мир, не похожий на все остальное вокруг. Это своеобразный уклад жизни. Двор Матрёны, по представлению автора, это крохотный островок, сохранивший в себе высокие и самые ценные черты русской духовности — терпение, бескорыстность, смирение, доброту. Двор как мир. Мир Матрёны Корчагиной — это мир русского праведника, мир милосердия, душевной теплоты, добра и духовности. И автор показывает, как с уходом Матрены исчезает этот мир. Уходит из жизни все самое важное, все самое ценное. Уходит праведность, человечность, уважение и отзывчивость, умение прощать, сострадание.
Фактическое разрушение дома Матрёны — это символ. Таким образом автор с символически изображает духовный разлад человека внутри самого себя и в обществе, показывает проблему нравственного и социального распада в русской деревне.