(По мотивам романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
…И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей,
а дела каждого предстанут перед ними.
И воздастся каждому по делам его…
{Пс. 61:13; Мф. 16:27.}
Однажды, читая афоризмы о Вере (пишу это слово с большой буквы из чувства уважения к его значению), мой взгляд остановился на строчке, которая принадлежит Силовану Рамишвили. С этой строчки я хочу начать своё сочинение-размышление на столь философскую и для многих непонятную тему.
«Бог в тебе таков, в какого ты веришь»!
Эта строчка потрясла меня. До этого я никогда не задумывалась над тем, во что верю я.
Моё сознание перевернулось…
Вторая вещь, которая внесла изменения в мой 17-летний мозг, была книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это многоплановый роман, главным звеном в котором является Воланд. Читатель предупреждён о существовании в романе «нечистой силы» с самого начала:
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…»
Не трогательно ли?
Меня всегда волновал образ Воланда. Для некоторых – это Сатана, Князь Тьмы, Лукавый Обманщик, Искусный Манипулятор. Да, это так, но согласитесь, без всех этих ловушек, манипуляций и даже жестокости невозможно изменить людей, которые уже пошли по дороге зла, обмана, одним словом – греха.
Мне кажется, что именно в таких случаях цель оправдывает средства. В наше время, когда материализм доходит до такой степени, что эгоизм перестаёт быть здравым и переходит все границы, духовности почти нет места в человеческом сердце. А должно быть наоборот.
«Каждому воздастся по вере его»
Давайте подумаем, почему «Вера» заменила «Дело» у Булгакова.
Может, потому что Дело – следствие Веры? Но бывают ситуации, где Вера – следствие Дела. Ведь для того, чтобы изменить и даже спасти ещё не до конца сформировавшееся сознание Ивана Бездомного, Воланду пришлось на его глазах убить М. Берлиоза. Столь странную и ироничную смерть Берлиоза. Воланд потом объяснит читателям и самому Берлиозу (то есть его голове) на Балу Сатаны:
« Вы всегда были проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие.
Философские взгляды С.Н. Булгакова
... эпоху: "Философия Соловьева дает современному сознанию целостное и последовательное развитое христианское миросозерцание". Булгаков не только философски освободился от ... столь ломаного и сложного - слишком сложного! - духовного пути". Книга эта, собственно, заканчивает период чисто философского творчества Булгакова; ... в будущее, блуждают в потемках, не в силах найти пути, и, в конце концов, вынуждены ...
Да сбудется же это!
Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за Бытие».
Вот самое главное событие в романе, которое подтверждает, насколько сильна вера человека и к чему она может привести. Не зря же говорят, что люди должны бояться своих мыслей, так как эти мысли могут материализоваться. Мысль, как гром, поражает мозг, избавиться от неё очень трудно. И самое страшное в том, что чем больше о ней думаешь и хочешь прогнать, тем больше она укореняется и становится Верой.
Но не всё так плохо в романе «Мастер и Маргарита».
«Ах, ты, маловерный, несчастный человек»
На самом деле не так уж и важно, во что вы верите: в Иисуса, в Аллаха, в Будду, а, может, просто в Любовь.
Главное, чтобы мысли ваши были чисты и вера ваша крепка.
И тогда, я точно знаю, мы спасём этот мир!
«Бог в тебе таков, в какого ты веришь»!