Рассказы И. А. Бунина создают ощущение чего-то прекрасного, загадочного, таинственного, грустного и радостного. Они словно приподнимают нас над нашим бытием и в то же время приоткрывают завесу над тайнами и загадками Вселенной.
Название рассказа И. А. Бунина «Книга» заключает в себе два значения.: одно конкретное — «произведение печати», а другое отвлечённо-метафорическое — «жизнь».
В Библии говорится о книге жизни, куда будет записан всякий верующий во Христа и исполняющий его заветы.
Тема рассказа заключается в соотнесении мира книги и мира реальной действительности, в попытке героя — повествователя найти своё место в жизни, в поиске смысла жизни. На противопоставлении вымышленного книжного мира и мира реального, действительного и строится рассказ.
Начинается он так: «Лёжа на гумне в омёте, долго читал — и вдруг возмутило». «Гумно», «омёт» — значимые детали текста, создающие атмосферу идиллической деревенской тишины и покоя. Почему «возмутило», а не «возмутился»? Безличная форма глагола передаёт неожиданность, импульсивность того чувства, которое охватило героя. Это ощущение пришло как-то мгновенно, сразу и необъяснимо: сколько можно читать и жить чужими печалями и радостями?
Начало текста насыщено деталями, воссоздающими образ времени — текучего, изменчивого, преходящего, уходящего, как вода в песок и никогда не поворачивающего вспять: «долго», «с раннего утра», «изо дня в день, с самого детства»», «полжизни прожил», «до могилы». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Мир книги очерчен целым рядом однородных имён собственных парами. Каждый образ книжного мира несёт в себе символическое значение. Авраам и Исаак — герои Библии, олицетворяющие собой покорность Богу, смирение перед его волей. Гамлет с его рефлексией, стремлением соединить распавшуюся связь времён, наказать зло и установить справедливость и Данте — мужественный и суровый исследователь человеческих грехов. Гретхен, олицетворяющая молодость, красоту и любовь; Чацкий, вступивший в поединок с «фамусовским обществом». Все эти имена передают сложность и разнообразие книжного мира. Мы видим, что круг чтения повествователя широк.
Сочинения-повествования по прочитанному тексту по книге А,В.Птухиной
... 2, 3, 4, 5, 6 класс Другие темы: ← Про волка↑ Про животныхМоя собака → ` Сочинения-повествования по прочитанному тексту по книге А,В.Птухиной , Сочинение по русской народной сказке «Лиса и заяц» «Заяц и Лиса» – одна из моих любимых русских народных сказок. Хитрая, надменная лиса ... с ним вместе, обсуждаем нашу повседневную жизнь Сочинение на тему лиса и заяц 2 класс Лиса-хитрюга. Жила в лесу рыжая ...
«Книжному наваждению» и «чужим выдумкам» противопоставлен мир природы. «… поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — всё жило своей собственной, настоящей жизнью». Природа учит жить настоящей жизнью, а не чужими выдумками, учит того, кто умеет наблюдать.
В описании того важного момента, когда рассказчик вдруг очнулся от книжного наваждения, глаголы прошедшего времени сменяются глаголами настоящего времени: смотрю, остро вижу, слышу, обоняю, чувствую. Жить надо не прошлым, а настоящим, этой минутой и радоваться тому, что можешь воспринимать мир всеми чувствами. Умение смотреть с удивлением и радостью. «какими-то новыми глазами» — величайший дар. Жизнь — это «что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное», «глубокое, чудесное, невыразимое»», это то, «о чём никогда не пишут как следует в книгах». Жизнь намного шире того, что изображают в искусстве, и её невозможно полностью объяснить. Если бы кто-то смог объяснить жизнь, то она потеряла бы смысл. Жизнь — это постоянное движение к истине. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Мысль изречённая есть ложь», — утверждение Ф. Тютчева о невозможности передать невыразимое находит своё воплощение и в рассказе И. Бунина.
Каждый из первых трёх абзацев текста начинается с глагола «читал», то есть жил вымышленным миром, а заканчивается антитезой этому придуманному миру книг — описанием реальной действительности. В деревенском пейзаже автор стремится передать изменчивость природы, её неуловимые переходы из одного состояния в другое: «Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения». Эпитет «сокровенно» подчёркивает святость, таинственность, непостижимость и загадочность самой души природы. Два пейзажа контрастны: «Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло». Облака и тучки «к югу …ещё светлые и красивые». Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. Мир земной, предметный, зримый и осязаемый прекрасней вымышленного, книжного.
Цветовые эпитеты неожиданны, живописны и красочны: «по сухой фиолетовой дороге», «белая железная лопата», «синим чернозёмом».
С образом мужика, который противопоставлен повествователю, связана тема жизни и смерти. Мужик счастлив только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто непостижимое в мире. Он счастлив, что посадил куст жасмина на могиле своей девочки, и верит, что его девочка об этом знает, верит, что она незримо присутствует рядом с ним. Он не ропщет на Бога за свою тяжёлую утрату, смиряется с судьбой, покорен воле Бога и надеется на Провидение. Портрет мужика передаёт его внутреннее состояние: «Лицо помолодевшее, ясное». «Шапка сдвинута с потного лба». Мужик радостно трудился, сажая жасмин «на своей девочке», очевидно, разговаривал с ней, как с живой, и поэтому с ним произошло чудо духовного обновления. чудо просветления души. Человек живёт, пока жива память о нём.
Сочинение загадка русского мужика в поэме кому на руси жить хорошо
... вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее. Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского ...
Повествователь»всё читает», » всё книжки выдумывает», но внутренне он готов к встрече с мужиком и к изменению своего отношения к жизни. Эта, казалось бы, незначительная встреча преобразила рассказчика. заставила его по-новому посмотреть на своё предназначение.
Мужик произнёс всего три фразы, но две из них звучат для любителя чтения как откровение и рождают множество вопросов. «На своей девочке куст жасмину посадил…» А разве девочка об этом знает? Превосходство неграмотного мужика перед образованным героем в том, что мужик верит в будущую жизнь и ни минуты в этом не сомневается. Он верит не рассуждая. Верит в вечную жизнь и знает, что встретится в ней со своей дочкой. Не случайно фиолетовая дорога, по которой возвращается мужик с погоста, земного последнего пристанища человека, всего лишь гостя в этой жизни и вечного обитателя небес, пролегает между гумном и садом. При произнесении слова «гумно» вспоминается лермонтовское: «С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно…» Гумно — символ материального благополучия и достатка, символ земного благоденствия. Сад — символ вечной природы, а в христианском понимании — символ вечной человеческой души. («Каждый должен возделывать свой сад»).
Дважды повторяет автор, что в саду поёт иволга. «Игривые трели», «флейтовое пение» её тоже рождают в сознании повествователя вопросы: зачем? для кого поёт иволга? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба. Усадьба — символ родины, родового гнезда. А может быть, это усадьба живёт для флейтового пения иволги?
Пение иволги сродни творчеству. С её образом связана тема творчества. Для того, чтобы выразить себя, своё «я», передать своё видение мира или для того, чтобы отразить в своём творчестве окружающий мир. Может быть, окружающая действительность, природа и существуют для того, чтобы воспеть их, попытаться выразить невыразимое?
Заключительная часть рассказа перекликается с этими вопросами, рождёнными пением иволги, а возникла она под впечатлением последней фразы мужика: «Всё читаете, всё книжки выдумываете», А зачем выдумывать? Творчество — это сложный и мучительный процесс. С одной стороны, беспокоит вечная боязнь показаться недостаточно похожим на тех, что прославлены. С другой стороны, творец испытывает вечную муку — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее. Как сохранить своё «я» хотя бы в слове?
Таким образом, темы рассказа, как всегда у Бунина, вечные и непреходящие: природа, творчество, жизнь и смерть, счастье и назначение человека на земле. Ход мыслей автора движется от книжного мира, творчества к жизни земной и к жизни вечной и снова возвращается к творчеству. Начиная с противопоставления мира, созданного чужой выдумкой, реальной земной жизни с её яркой, зримой красотой, автор заканчивает утверждением могущества и чудодейственной силы художественного слова. Слова, способного сохранить уникальное человеческое «я» с его неповторимым миром.
Сказка – это мир в который верят только дети
... мир. И для того, чтобы ребёнок верил в сказки, ... сопоставляет слова сказочника со своим воображением. В его мире тоже вс ... сказка, а ребёнок в этот момент прожил целую жизнь ... полюбил их, нам взрослым надо тоже научиться в них верить… Автор: Соколова Надежда Николаевна Должность: воспитатель Место работы: ДОУ ... сказках всё бывает необыкновенно: там птицы разговаривают, герои летают по ...
Читая рассказы Бунина словно присутствуешь при открытии тайны бытия. Душа очищается от всего мелкого, суетного, житейского, пошлого, приземлённого и тихо умиляется красоте мира и в то же время испытывает потрясение от трагичности человеческого существования.