«Онегин в Петербурге. (На материале 1-й и 8-й глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

Сочинение

Петербург…Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции «Евгения Онегина». Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в дру­гом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представ­лений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением «лестью забавлять», «преследовать любовь» подходит только та­кой порядок.

В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжа­ет по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот «молодой повеса» умел «казаться новым… ловить ми­нуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью по­беждать». Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.

[sms]Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с без­нравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это не могло не взрастить в герое само­любие. И как Онегину не любить себя, если:

Бывало он еще в постели —

Ему записочки несут.

Что ? Приглашенья ?

В самом деле

Три дома на вечер зовут.

Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуля­ньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

  • ..Все видел.

Лицами, убором

Ужасно недоволен он.

Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется зауряд­ным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения до­мой с неугодного представления Евгений имел обыкновение «по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить». Завершением ве­чера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от пре­дыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила. В деревне, «в тиши уединенья» Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изме­нила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятель­ность и пошлость жизни по-прежнему душат его.

2 стр., 925 слов

Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

... о месте рождения Онегина. Герой родился в Петербурге, «где, может быть, родились вы». Эта фраза говорит о том, что, возможно, кто-то из читателей встречался с Онегиным в реальной жизни. ... и спровоцировал ее Онегин. Он пренебрег чистой и искренней любовью Татьяны. Евгений отказался от самых ... его всему шутя». Достигнув совершеннолетия, Онегин вышел в свет. К этому времени он научился свободно ...

Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?

Евгений повзрослел, он, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов… ничем заняться не умел». Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего ме­ста в мире. Он один «в толпе избранной стоит безмолвный и туман­ный». Теперь он усмирился, не «корчит чудака». Здесь очень хоро­шо просматривается отличие Онегина от «пустого» света. Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чув­ствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание «доброго малого». Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.

Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже «переболел» свободой. и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует доса­да и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство «мелкое». Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но лю­бить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девуш­ками, как нет охоты и до праздных развлечений.

Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переме­нили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествова­ние описанием Петербурга. Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал пере­мены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности. [/sms]