- Другие
- Народ освобожден, но счастлив ли народ
Одной из самых знаменитых поэм в России является поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Она не случайно полюбилась народу. Автор отразил в ней самые щепетильные и важные проблемы жизни русского человека, которые остаются актуальными и по сей день. Одной из таких проблем является тезис, выдвинутый автором внутри произведения и звучит он так: «народ освобождён, но счастлив ли народ?»
Основой для такого высказывания стала политическая и общественная ситуация в России того времени. Крепостное право было отменено и жизнь крестьян кардинально изменилась. Этого освобождения народ ждал долгие годы, но получив свободу, кажется, не чувствовал себя таким счастливым. Так почему же освобождённые крестьяне не испытывали счастья? В этом по-пробуем разобраться далее.
Для благополучного состояния страны после отмены крепостного права нужно было создать твердую почву в виде законов, которые регулировали бы любую сферу деятельность помещиков и бывших крепостных, а также законы, регулирующие сельское хозяйство. Именно такой правовой почвы и не хватало России после отмены крепостного права. Хозяйство не было налажено и люди сталкивались со множеством проблем и не решенностей, которые вызывали массовые недовольства и вели к революционному настроению.
Крестьяне, получив свободу, так и не могли в полной мере ею насладиться, так как имущества у них для этого не было, земля по-прежнему принадлежала помещикам. Если бывший крепостной пытался оторваться от чужой собственности и приобрести свою, то налоги на нее не позволяли человеку выжить в таких условиях. Бывшие хозяева крепостных крестьян встали на перепутье: грабить на селение и иметь доход, либо работать честно, но не прибыльно. Таким образом весь народ стал по-своему несчастен. В отличии от хозяев крестьяне никогда не требовали большего, чем могли иметь. Они умели получать радость от мелочей, но даже их отмена крепостного права не смогла осчастливить. Как сказал сам автор поэмы – Некрасов «счастье их дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Он считает, что сами крестьяне не готовы выбраться из той грязи, в которой погрязли. Их дух не настроен на другую, более богатую жизнь. Они привыкли жить бедному и зависеть от хозяина.
Герой Некрасова – Гриша понимает проблему крестьян и смотрит на нее сверху. Он утверждает, что счастливыми они смогут стать только тогда, когда станут грамотными, когда будут смотреть вперёд, в будущее с оглядкой лишь на себя, а не обвинять в свои несчастьях других.
Конституционное право России
... Исходя из этого определим цель работы - изучение вопросов конституционного права Российской Федерации - Конституция ... ФРГ, России и республик в её составе и т.д. По формам ... для нормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права. Таким образом, Конституция Российской Федерации и конституционное право - это отрасль российского права ...
Некрасов в произведении «Кому на Руси жить хорошо» отразил настроение, проблемы и суть русского общества после отмены крепостного права. Он не жалеет и не защищает людей, не получивших удовлетворение, людей от таких государственных изменений. Наоборот, он старается донести до них, что их судьба зависит только от их стараний и мировоззрения, внутренних качеств. Судя по современному обществу, и как ему близка тема Некрасова донести главную мысль автору так и не удалось.
Сочинение 2 вариант
Некрасов написал замечательную поэму «Кому на Руси жить хорошо». Она сразу понравилась людям, и это произошло не случайно. Писатель описал в своем произведении самые основные проблемы, которые волнуют людей. Многие вопросы, которые поднял Некрасов в поэме, остаются актуальными и сегодня. В середине произведения писатель выдвинул на обсуждение один интересный тезис «народ освобожден, но счастлив ли народ?».
Эта цитата в произведении появилась не случайно. Автор написал это высказывание отталкиваясь от политической и социальной обстановки в России. В то время отменили крепостное право, поэтому крестьяне начали жить по-другому. Этого события люди долго ждали и хотели быть свободными. Но, когда народ получил желаемое, он не стал жить счастливее.
Крестьяне, когда получили долгожданную свободу, столкнулись с огромными трудностями. Они не смогли наслаждаться ей в полной мере. У них ничего не было для начала счастливой жизни. У простого народа не было имущества, а земли остались у помещиков. Люди не имели возможности приобрести свою частную собственность. А если им это удавалось, то государство облагало их налогами. Перед бывшими владельцами крепостных крестьян встала дилемма. Они вынуждены были выбирать, как им лучше поступить. Что бы помещики хорошо жили, они были вынуждены грабить народ. Если бы они начали честно работать, тогда их доходы значительно уменьшились. Поэтому народ не стал жить лучше после отмены крепостного права. Люди наоборот стали еще более несчастными, чем были. Крестьяне по своей сути очень скромные люди им не нужно много для счастья, но в этот период они не имели и этого. Они могли радоваться мелочам. Крестьяне были не грамотными, и им было сложно выбраться из той ямы, в которой они оказались после отмены крепостного права. Они даже морально не готовы жить богато. Эти люди привыкли работать физически и выполнять приказы.
Один из главных персонажей Гриша понимает, в чем заключается главная проблема крестьян. Он считает, что они станут счастливыми только тогда, кода получат образование и станут грамотными. Он призывает людей стремиться идти вперед и не смотреть на прошлое.
В своем произведении Некрасов довольно точно передал настроение и проблемы народа после отмены крепостного права. Государство избавило людей от рабства, но не сделало их счастливыми. У многих появились новые проблемы, с которыми они не в силах совладать.
Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...
... изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...
Народ освобожден, но счастлив ли народ по поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо
«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова — явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ.
В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».
В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо» — самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда «крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу» (В. И. Ленин).
В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.
Непрочно «счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полуночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?
Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.
Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье — в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля — неотъемлемое условие счастья, но ключи от счастья женского, от… вольной нашей волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!
Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова
... творчества Некрасова: драматический элемент пронизывает его лирику, поэмы «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо». В 1843 г. поэт ... ванная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась воспита ... падение крепостного права встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна, научило ... / Рабочего звания люди сновали/ По ней без числа». А. Н. Островский ...
Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она «в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.
Много искалеченных судеб НИ совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых «чем тяжелее наказание, тем… милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что
взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.
Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов — тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что Доля народа, Счастье его Свет и свобода Прежде всего!
Сравнивая картины до — и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что
Рать поднимается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Вариант 3
Некрасов известен как поэт, стоявший на страже интересов крепостных. Он всегда болел душой за судьбу практически забитого народа, во многих своих стихах показывал страдания несчастных крестьян, бесправных дворовых, несправедливо рекрутированных солдат… Николай Алексеевич верил в величие простого русского народа, в творческие ресурсы, смекалку, доброту. Он считал положение народа несправедливым, видел, как проявляется жестокость.
Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского ...
... же человек не имеет право убийство. Конечно же Раскольникова нельзя назвать "маньяком", человеком, который убивает ради ... право распоряжаться чужими судьбами не дано никому. Добавил : 23027 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... Раскольников делит человечество на два вида: обыкновенных людей и людей необыкновенных. Он думает: ...
Россия тогда ещё сохраняла крепостной строй, многие просвещённые люди видели его отсталость. За границей давно уже забыли про эту дикость. Впрочем, нельзя забывать, что в Новом Свете рабство ещё должно было развернуться.
Тема русских крепостных проходит через всё творчество Некрасова. Например, в стихотворении «Муза» она представлена несчастной крестьянкой. Или стихотворение «У парадного подъезда» также показывает несчастных просителей. Пожалуй, самым значимым трудом в этом вопросе стала поэма «Кому на Руси?..» Вот только дело в том, что написана она уже практически после отмены крепостного права. И она не доведена поэтом до финала, исследователи даже спорят по поводу порядка глав. Впрочем, каждая из них представляет отдельную историю, которые соединены между собой лишь путешествием тех, кто ищет того самого счастливца.
Итак, в поэме нет счастливого, кроме народных заступников – новых людей, хотя, формально, жизнь у них очень тяжелая. Но счастливы они своим предназначением. Счастья не найти ни у священника, который говорит, что все помещики разъехались, поэтому никто церковь не поддерживает. Нет счастья и в странной усадьбе, где все делают вид, чтобы не расстроит больного старика, что крепостное право не отменили. Несчастлива и женщина-крестьянка, за которую лишь раз заступилась жена губернатора…
Известна цитата о том, что разорванная цепь крепостного права ударила по барину, но это и понятно. Были люди в подчинении – теперь нет, беднее жизнь, меньше власти и почёта. Но с другой стороны – цепь эта и по мужику простому ударила! Никакой защиты больше нет, ни порядка.
Нельзя сказать, что все крепостные были готовы к свободе. Они чаще всего были неграмотные, «темные», привыкшие, что за них всё решить барин. Может быть, в этом и до сих пор кроется то, что люди перекладывают ответственность на кого-то другого, сами делать ничего не хотят, даже ничем не интересуются.
Поэт не только поднимал важные темы в своих стихах, но и вёл социально-общественную деятельность за отмену крепостного права. Можно понять по его заметкам, что причину негатива после отмены он увидел в том, что реформа провелась сверху, без вникания в сложности народа.
Другие сочинения: ← О книге Человек-амфибия Беляева (отзыв, моя любимая книга)↑ ДругиеМой друг Вася от имени Валека →
(По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» )