Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План- )

Сочинение

Замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В 1835 году Николай Гоголь отправил Александру Пушкину письмо, в котором выражал желание создать поэму, способную охватить всю Русь и раскрыть тайники народной жизни. Один из строк, которые написал Гоголь, стала идеей для его знаменитого произведения: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

В. Г. Белинский оценил поэму Гоголя как высокохудожественное произведение, выхваченное из жизни народа и соответствующее истинности и патриотизму. Сюжет поэмы основан на истории авантюриста, пытающегося разбогатеть, скупивши умерших крестьян у помещиков, хотя они числятся живыми в ревизских сказках, и заложив их. Реализовать авторскую идею планировалось в 3 частях, соответствующих “аду”, “чистилищу” и “раю”.

Однако в результате была выпущена только первая часть, идея плутовства не становится основополагающим звеном. Трехчастная композиция поэмы включает эпические и лирические элементы. По силе лирического начала и создавался жанр поэмы. В работу было включено много внесюжетных новелл, таких как “Повесть о капитане Копейкине” и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.

Введение

Центральный конфликт поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, является проблемой несоответствия реального положения русского человека и того, которое он заслуживает благодаря своим духовным силам и таланту. В данной статье мы раскроем образную систему произведения и проанализируем каждого персонажа поэмы, их характерные черты и взаимосвязи.

Образная система поэмы

Произведение «Мертвые души» представляет собой образную систему, в которой каждый герой олицетворяет определенную сторону бездуховности. Центральным героем является Чичиков, который ведет переговоры о покупке мертвых душ, то есть уже умерших крестьян, которые на бумаге продолжают существовать. Также в поэме представлена целая галерея помещиков, чиновников и представителей «нового» времени.

Характер персонажей

  • Манилов — прекраснодушный мечтатель, увлекающийся строительством родительского имения, но при этом не имеющий достаточной стойкости и настойчивости в решении своих проблем.
  • Коробочка — «дубиноголовая» помещица, которая готова на все только ради получения выгоды.
  • Ноздрев — «исторический человек», торгаш, обладающий амбициозностью, но не имеющий культивированности и образованности.
  • Собакевич — «средней величины медведь», как он описывает сам себя, желающий только заработать на чужом бедствии.
  • Плюшкин — самый гротескный и декадентский образ в поэме, являющийся очень богатым человеком, который живет в абсолютно ветхом и заброшенном имении, разрушенном его напыщенностью и скупостью.

В изображении имений, внешнего вида помещиков, а также отношений к крестьянам, автор сатирически обличает «ничтожность, мелочность, гадость» героев. Благодаря представленным образам их характерных черт в поэме выражена общая бездуховность и духовное оскудение.

15 стр., 7050 слов

Русь «помещичья», «Русь народная» в поэме ...

... помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Глава 1. "РУСЬ ПОМЕЩИЧЬЯ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" 1.1. Мир помещичьей России в поэме "Мертвые души" " Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь ...

Анализ влияния общественной среды

Хотя каждый персонаж является индивидуализированным и полученный образ просматривается через личную жизненную судьбу, каждый из героев так или иначе связан с глобальными проблемами общества. Их характеристика и поведение напрямую зависят от среды, в которой они существуют. Поэтому можно сделать вывод, что автор ставит задачу высмеять именно систему и общество в целом, а не отдельных героев. Таким образом, проблема бездуховности в поэме представлена в целом, а не в своем отдельном проявлении, что делает произведение актуальным и по сей день.

Заключение

Таким образом, «Мертвые души» Н. В. Гоголя являются ярким образцом русской литературы XIX века, демонстрирующим проблему бездуховности и духовного оскудения общества того времени. В поэме авторы высмеивает систему и общество в целом, описывая героев, которые стараются получить выгоду, не задумываясь об этике и морали. Неподражаемый стиль и глубина содержания вновь открывают перед нами пути к исследованию русской литературы XIX века и ее ценностей.

Образ Российского общества в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Роман Н. В. Гоголя «Мертвые души» стал одним из самых значимых произведений русской литературы. Изображение российского общества в нем является одной из главных тем, поднятых автором.

Знать Сельский

Показательным примером мировоззрения русского общества является образ Знать Сельского, который Гоголь создает на страницах своего произведения. Этот герой, будучи мелким помещиком, живет в бедности, но присваивает себе важность, которую ему не дает материальное положение. Он также позволяет себе богатых гостей угощать не лучшей едой, что является проявлением недостатка культуры и низкого уровня социальной жизни общества.

Чиновничество

Гоголь в «Мертвых душах» также образует группу чиновников, которые представляются чем-то вроде механизмов, что напоминает о фабричной модели общества. Они могут быть простыми работниками, значимыми винтиками или же управлять рычажками: губернатор, полицмейстер, почтмейстер, чиновник Иван Антонович и др. Лесть, взяточничество, сплетни, полнейшая духовная деградация царят в обществе «сильных мира сего». Обвинительным актом всему чиновничеству становится вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине», рассказанная почтмейстером.

Образ Чичикова

Центральный герой поэмы, Чичиков, становится в целом связующим центром в образной системе. Его отличает удивительное умение разбираться в людях и заставлять их делать то, что выгодно ему. Однако, он далек от совершенства и сочетает все пороки, которые в «Мертвых душах»: мечтателен, педантичен, неискренен, скуповат, мелочен, циничен. При этом Чичиков является типичным представителем новой эпохи, предприимчивым, практичным, целеустремленным и расчетливым.

3 стр., 1413 слов

Тема «человек — жертва» в русской художественной литературе

... по-своему. I. Тема «человек- жертва» в русской художественной литературе XIX в. 1. Н. В Гоголя «Шинель». В повести «Шинель» Гоголь выступил на ... преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Действие происходит в ночлежке. Здесь собраны все отбросы общества: ... чиновника намного сложнее и тоньше, чем у его литературных предшественников - пушкинского Самсона Вырина и гоголевского Башмачкина. ...

Гротесковая образность картины общества, которую в «Мертвых душах» нам рисует Гоголь, есть выражение замысла на данном этапе развития русской литературы.

  • Использованная литература:
  • Набоков В. В. Лекции по русской литературе в трех томах. Том 1

В реальном изображении национального характера, в губительном влиянии на человека крепостного права и заключена сила писательского таланта.

Создав галерею “мертвых душ”, Н. В. Гоголь показал всю бездну нравственного разложения в русском обществе, устроенного на несправедливых основах.

Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План- ) 1Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План- ) 2Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План- ) 3Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План- ) 4Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План- ) 5

(No Ratings Yet)