В повести А.П. Платонова «Котлован» представлена философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Главный герой повести, Вощев, уволен с завода, где он до этого работал и обеспечивал свое существование. Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома, но его не покидает задумчивость во время труда.
Вощев задумывается о насущных философских вопросах, таких как план общей жизни и истина, без которой стыдно жить. Ему необходимо знать точное устройство мира и рассматривать, куда нужно стремиться. Его маршрут не конкретен, а его пространство движения символическое и имеет значение. Вощев ищет истину на строительстве котлована и в колхозе имени Генеральной Линии.
Строители-философы котлована имеют определенную цель — они строят здание, в которое войдет весь местный класс пролетариата. Эта цель сначала была только мечтой, но сейчас уже становится реальностью. Однако, чем больше Вощев наблюдает за лицами строителей, тем больше он разочаровывается в такой истине. Хотя они владеют смыслом жизни, их лица угрюмы и худы, а жизнь у них измождена. Вощев ощущает страх потерять надежду, когда наблюдает этих людей, способных сохранять истину без торжества.
Раскрытие темы
Андрей Вощев ищет истину в становлении коллективной фермы, но не может найти ее в деревне. Его задача проста — ликвидировать кулаков, объединить крестьян в колхозе и достичь единства и счастья. Однако, несмотря на победу над «кулацким сектором» и успешное создание колхоза, радость крестьян кажется искусственной и лишенной искренности.
Повествование описывает бредовую сцену праздника в колхозе, где музыка и танцы приобретают странные и почти нереальные формы. Радость колхозников кажется механической и неестественной. Такая радость похожа на смерть — это результат изменения жизни, которое осуществляют герои повести.
Строительство колхоза в повести «Котлован» есть жертва будущему. Мирное строительство изображено как жертвоприношение человеческой жизни с целью построения лучшего мира. Вощев нуждается в этом «будущем счастье и действии», чтобы поверить в его святость и необходимость жертвоприношения.
Песня о любви, о земле, о жизни…» – повесть Чингиза Айтматова «Джамиля
... произведением Айтматова получилось более чем удачным и, конечно же, я обязательно его продолжу. «Джамиля» - как повесть, так и героиня, чьим именем она названа - это сама жизнь. Жизнь, ... не только обнажила нравственные и социальные корни этой истины, но и показала пути победы над нею. Для ... долг перед Родиной. В повести о любви есть и тема войны – ведь муж Джамили Садык на фронте, Данияр вернулся ...
С появлением Насти на котловане Вощев возрождает надежду на обретение истины. Она становится его идеалом и воплощением цели. Жизнь Насти — оправдание смерти множества жертв, включая Козлова и Софронова. Но рабочие, занятые «всеобщим счастьем», не обращают внимания на больную девочку. Они слишком погружены в свои мысли о коллективизации, чтобы заботиться о заболевшем ребенке.
Котлован, который герои повести трудолюбиво рыхлили, оказывается мечтой, а не реальностью. Настя оказывается на землю, чтобы символически отомкнуть Котлован — символ возрождения и создания новой жизни с истиной. Она становится жертвой, орудием для построения этой новой жизни. Эта могила на краю котлована становится реальностью, которая противоречит мечте о райском коллективе.
Рытье фундамента и создание колхоза становятся философским символом в повести Платонова. Они представляют собой строительство новой жизни, которая должна дарить людям царство истины. Но герою повести Андрею Вощеву становится очевидно, что в этой грандиозной стройке он не может найти истину и смысл жизни. Ему приходится впервые сомневаться в их существовании.
В представленном отрывке приводятся мысли о смысле философской повести Платонова, которая заключается в разоблачении созданного «всемирного счастья». Автор отмечает, что энтузиазм первых лет революции оказывается лишь рытьем собственной могилы. Крестьяне, работающие на строительстве котлована, показывают такое усердие, будто хотят спастись навеки в пропасти. Таким образом, Платонов приходит к мысли об отдалении людей от истины, которой они были готовы посвятить себя без остатка.