Паустовский «Искусство видеть мир»

Сочинение

В своих рассказах К. Г. Паустовского стремился показать «человека в человеке» — писатель раскрывал своих героев «изнутри», показывая не их профессию или род занятий, а их сущность. Именно «внутренний портрет» человека больше всего интересует Паустовского в его произведениях. Можно сказать, что через него он исследует и общество, и мир.

Для писателя всегда очень ценным была «нематериальность» человека, его способность видеть прекрасное, творить красоту в своей душе и в душах окружающих, твердо следовать своим принципам

и идеалам. Такими людьми в рассказах Паустовского часто являются художники — «люди искусства» в самом широком смысле слова.

Таков, например, «неприкаянный» грузинский художник Нико Пиросманишвили, гениальный нищий самоучка («Грузинский художник»).

Он вынужден писать картины за еду и ночлег. Нико получает признание лишь после смерти, но это не «отвращает» его от его пути.

Пиросманишвили — романтический борец и протестант. Он «выковывает» себя в столкновениях со всем окружающим. Беззаветно преданный идее искусства, герой готов с любым вступить в бой. И, в финале, он оказывается победителем.

Паустовский даже сделал художников героями своего раннего романа «Романтики». Это молодой писатель Максимов и его друзья. Художники противопоставляют себя мещанскому образу жизни, они счастливы и горды своей причастностью к искусству, крайне довольны своей неустроенностью. Герои пытаются «создать свой мир — необычный и чуждый всему окружающему — царапающемуся, жалкому и смешно неразумному».

Можно сказать, что художники сознательно проходят мимо скучной для них реальности. Все их разговоры сознательно отвлеченны, их творчество часто достается дорогой ценой — ценой лишений и разбитых жизней.

«Ранние» художники Паустовского романтичны. Поэтому Максимов все время ищет потрясений, даже радуется им. «Часто я спрашиваю себя — достаточно ли я страдал, чтобы быть писателем»,- рассуждает он сам с собою.

В позднем периоде творчества художники Паустовского — это простые труженики и умельцы, любовно украшающие родную землю. Это доброжелательные, глубоко мирные, понятные и близкие люди. У них обыкновенные имена и фамилии, например, художник Петров. Такие, как он, сажают леса и цветы, много учатся, читают, размышляют и спорят.

Благородные общественные цели, осмысленное существование формируют внутреннее существо всех художников Паустовского, черты их характера и их душевный склад. Сердца художников открыты навстречу друг другу, они склонны к дружбе, им враждебны жестокость и пошлость, эти люди бережны и чутки к чужому горю.

13 стр., 6009 слов

Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского

... человека и природы, - проблемы особенно актуальные и сегодня. Исходя из подобной актуальности, нами выбрана тема: «Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского». Объект исследования: рассказы К.Г. Паустовского. Предмет исследования: эстетическая и художественная функция природы и пейзажа в рассказах К.Г. Паустовского. ...

Именно поэтому само горе — смерть близкого человека, временная неудача, какое-нибудь жизненное потрясение — переносятся этими героями легче. Разделенное сочувствием друзей, любое горе только углубляет и очищает душу, делает ее строже и восприимчивее.

Мир для художников Паустовского оказывается полон хороших симпатичных людей — поэтому в нем невозможно долго оставаться одиноким, страдающим, лишенным дружеского участия и сердечной близости.

Писатель в своих рассказах часто прибегает к однолинейному повествованию, где судьба героя прослеживается с начала и до конца. Так, в своем позднем творчестве Паустовский обращается к формам «воспоминаний», рецензий, вступительных статей: «Молодость» — о Багрицком, «Малышкин. (Памяти писателя)», «Константин Симонов», «Алексей Толстой», «Жизнь Грина». Здесь писатель создает и разрабатывает самостоятельный жанр своеобразного романтического портрета, наполненной теплотой и «родством души»

Таким образом, художники в «галерее» рассказов Паустовского романтизированы, наделены «лучшими чертами» человечества — талантом, верой, способностью видеть и создавать красоту, делать этот, часто прозаический, мир лучше и прекраснее.

Художники у Паустовского — люди, умеющие понимать и видеть самое главное в мире и в людях. Именно поэтому они становятся некими учителями, гуру для других героев, часто сами не подозревая об этом (скульптор Тимофеев из рассказа «Телеграмма»).

«Галерея» художников в рассказах Паустовского ярка и самобытна. В то же время всех их объединяет нечто общее — то, что делает этот мир лучше.

Паустовский «Искусство видеть мир» 1Паустовский «Искусство видеть мир» 2Паустовский «Искусство видеть мир» 3Паустовский «Искусство видеть мир» 4Паустовский «Искусство видеть мир» 5 1

10 стр., 4623 слов

Творчество ссыльных писателей. «Рассказы из сибирской жизни» ...

... сделались профессиональными литераторами, написали лучшие свои произведения. Так, сибирские рассказы Г. Мачтета – «вечная страница» его ... изученное, а во многих моментах вовсе неизвестное явление в истории русской литературы последней четверти XIX века. Некоторые из этих писателей ... месте характеристика Омска под пером гениального художника становится беспощадной: «Омск гадкий городишко. Деревьев ...

оценок, среднее:

5,00

из 5)