Статья » -интерпретация стихотворения»

Сочинение

Сочинение-интерпретация стихотворения

Одним из жанров сочинений по литературе в старших классах является сочинение – интерпретация стихотворения. Рассмотрим этот жанр сочинения.

Вот как трактует понятие «интерпретация» Литературный энциклопедический словарь; интерпретация (от лат. interpretalio — истолкование, обьясненне) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.

В русском литературоведении термин «интерпретация» появился в 20-е годы, но обрёл актуальность лишь в 70-х годах. Современные учёные , рассматривая произведение в широком н многоплановом — социально-историческом и культурно-художественном — контексте, тяготеют к мысли (последовательно развёрнутой М.М. Бахтиным) о диалогически-личностных моментах освоения литературы и признают неизбежное присутствие в интерпретации, наряду с понятийно — логическими операциями, «инонаучного» начала, несовместимого с формализацией, свойственной точным наукам. Толкование художественного произведения неминуемо зависит от личности исследователя, постижению содержания сопутствует «духовное общение» читателя с автором, при этом активно участвует интуиция и присутствует оценочное отношение к искусству.

Цель интерпретации — достигнуть, опираясь на определённые достоверные данные, адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания первоосновы текста.

В идеале истолкование литературы — познание не тенденциозное: интерпретатор как бы переселяется душою «вовнутрь» стихотворения и отдаёт себя в его власть.

Можно предложить школьникам два вида истолкования.

Литературоведческое истолкование — это аналитически-доказующее рассмотрение произведения. Каждый учитель знаком с таким видом литературоведческой работы на уроке, как анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение), исследовательское прочтение художественного текста. Соотношение между анализом как специфическим звеном литературоведческого исследования (собственно познание) и интерпретацией, предполагающей моменты избирательности, самовыражения и оценки, остаётся дискуссионной проблемой. Несомненно, что анализ — необходимое условие научности интерпретации литературно — художественного произведения.

6 стр., 2609 слов

Виды заданий при обучении сочинению — интерпретации стихотворения ...

... стихотворения и суждения о художественной ценности исследуемого текста, о значении произведения ... «интерпретация». «Анализ» этимологически значит «разбор», «интерпретация» — ... истолкование ... сочинению с разбором стихотворения ... понимают ... стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил…». Мотив памяти в стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил…». Приём антитезы в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». Как ...

Анализ в том виде, в каком он существует в школьной методологии, безусловно, стоит ближе к интерпретации, так как требует от школьника такого рассмотрения текста, где отражалось бы личностное восприятие пишущего.

Рассмотрим один из вариантов плана, включающий общепринятые на сегодня требования к анализу лирического произведения.

Схема анализа лирического произведения

  1. Выходные данные.

  1. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.

  2. Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежит автор.

  1. Структура образов и развитие конфликта.

  1. Тема и идея.

  2. Композиция.

  3. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).

  4. Система художественных образов, прямая или опосредованная их

соотнесенность с жизнью человека, его чувствами.

  1. Черты лирического героя.

III . Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.)

  1. Основные особенности поэтического языка.

  1. Тропы и стилистические фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимия, символ, гипербола, повтор).

  2. Аллюзия, реминисценция (если есть).

  3. Языковой поуровневый анализ:

— поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс),

— поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы…);

— использование явлений морфологии н синтаксиса.

  1. Ритм, стихотворный размер, рифма.

    5 стр., 2269 слов

    Тема № 8. Изучение лирических произведений.

    ... характера литературного героя и задачи анализа. Тема № 8. Изучение лирических произведений. Лирика как особый род художественной литературы. Особенности восприятия лирики детьми ... стихов. Система требований к изучению лирических произведений. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений. Тема № 9. Изучение драматических произведений. Драма как один из основных ...

_

Анапест — трехсложный размер, в котором два первых слога — безударные, а последний ударный _ _ /

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение падает на первый слог

Хорей — двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог

Ямб — двусложный размер, в котором ударение падает на второй слог _

Рифма: мужская ( — /), женская ( / -), дактилическая (/ — — ).

  1. Особенности интонации.

VIL Личное восприятие стихотворения. Ассоциация, раздумья, оценка, истолкование.

Совершенно очевидно, что пытаясь вникнуть в содержание, выдвинуть какую-либо гипотезу относительно художественного смысла, обучающийся будет исходить из опыта собственного эстетического восприятия, которое должно будет корректироваться и достраиваться в процессе и итоге анализа произведения. Идеальный вариант — «духовная встреча» автора и читателя во времени, их «взаимопонимание», благодаря которому искусство обновляет н обогащает свой смысл в истории.

собственной

  • внешние впечатления и внутренняя реакция на стихотворение;

  • какие чувства вызывало у меня прочитанное стихотворение, на какие размышления натолкнуло и т. п.

Второй вид сочинения-истолкования — эссеистская интерпретация, т.е. сочинение со свободной композицией, воссоздание интерпретатором прежде всего собственных субъективных впечатлений и раздумий, вызванных художественным произведением. Примером может служить критика — эссеистика рубежа XIX XX вв., в том числе В.В. Розанова. Можно посоветовать обучающимся прочесть ставший хрестоматийным текст М. Цветаевой «Мой Пушкин» н не столь широко известную работу Д. Мережковского «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или эссе А. Ахматовой «Листки из дневника (о Мандельштаме)». Знакомство будет более чем благотворным, ибо уже сам подход к предмету, неординарность суждений и яркость языка заставят школьников отойти от серых шаблонов «золотых сочинений» и попытаться найти что-то свежее, незахватанное, в том числе в собственном «я».

Обучающихся необходимо познакомить с понятиями аллюзия и реминисценция.

определённые ассоциации,

«Пророк»

как Чацкий

Реминисценция

«невольника чести»

Одним из основных выразительных средств стихотворения является его звучание. Следует отметить особенности интонации, которая может быть торжественной, интимной, насмешливой, грустной, гневной и т.д. Русская поэзия, наши стихи совершенны с точки зрения музыкальности, мелодики речи. Выбор автором ритма, размера не случаен, поэтому полезны такого рода упражнения, как составление словаря эстетических эмоций, передающих характер интонационного звучания стихотворения.

32 стр., 15977 слов

Особенности художественных произведений творчества Михаила Лермонтова

... деятельности...». А.П. Шан-Гірей у своїй статті "М. Ю. Лермонтов" пише: «Лермонтов... выставил пустоту подобных людей и вред от них ... РОЗДІЛ І Особливості типології художньої творчості М.Ю. Лермонтова Михайло Юрійович Лермонтов ввійшов в літературу як наступник і спадкоємець ... мир был зритель Торжества иль гибели моей… («Мы случаймо сведены судьбой … », 1832) [49; 7] Герой ранньої лірики Лермонтова ...

Редкое стихотворение живет в поэзии обособленно, «времён возвышенная связь» существует и явно и подчас незримо для читателя, а попытка истолкования текста может привести нас к неожиданным размышлениям.

Надо помнить, что на содержание стихотворения оказывают влияние и личные обстоятельства жизни поэта.

Истолкование стихотворения — это взгляд и в прошлое, на предшественников, и в будущее; жизнь стихотворения в обозримом историко-культурном пространстве; ассоциации, размышления, эстетические впечатления, попытка понять послание поэта. Сочинение — истолкование — это и включение элементов анализа (система художественных образов, особенностей поэтического языка и т.д.).

Однако в отличие от такого вида работы, как анализ, интерпретация (истолкование) это более свободный жанр и не имеет строгого плана, чётких рамок. Здесь уместно говорить и о такой форме интерпретации, как эссе, т.е. сочинения со свободной композицией, выражающего индивидуальные впечатления, личностный подход к теме.

Сочинение.

Анализ стихотворения А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Творчество А.А.Фета отличает глубокий психологизм. Внимание поэта сосредоточено на передаче человеческих чувств, эмоций: автор подчеркивает детали, оттенки, едва уловимые движения души. М.Е.Салтыков-Щедрин так писал об этой особенности лирики А.А. Фета: « Это мир неопределённых мечтаний н неясных ощущений, мир, в котором нет прямого н страстного чувства, а есть порою привлекательные, но почти всегда бледноватые очертания их…»

Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» было написано в 1850 году. Тема произведения — свидание у ручья. Поэт хотел передать красоту чувств, глубину любовных переживаний двух юных сердец. А. Фет одухотворяет природу, на фоне которой происходит эта встреча. Пейзаж в его стихотворении наполнен красками н звуками. Лирическая миниатюра состоит из трёх строф, каждая из которых представляет собой отдельную яркую картину.

Перед нами — сонный ручей и двое влюблённых. Конкретного изображения лирических героев автор не даёт. Как поэт мимолётных настроений и видений, Фет лишь упоминает некоторые художественные образы, из которых складывается картина свидания: шёпот, робкое дыханье, трели соловья, колыханье ручья, ночные тени, милое лицо, дымные тучки, заря.

3 стр., 1435 слов

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

... («И лобзания, и слезы, И заря, заря!..»). Становится очевидным, как не правы были те современники Фета, которые полагали, что суть стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» не изменится, если переписать его ... вблизи от сцены действия, неброскими деталями ночного мира: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… Во второй строфе взгляд поэта расширяется, захватывая более ...

Для создания волнующего настроения поэт использует ряд изобразительно-выразительных средств. Это прежде всего эпитеты (робкое дыханье, свет ночной, волшебных изменений, милого лица, дымных тучках), которые передают красоту свиданья на лоне волшебной природы. Для Фета характерна метафоричность языка, и в этом стихотворении мы находим такие метафоры: «серебро и колыханье сонного ручья», «в дымных тучках… отблеск янтаря». Поэт использует не только тропы, но и стилистические фигуры, например, многосоюзие (И лобзания, и слёзы, и заря, заря!).

Особенностью этого произведения является то, что в нём нет ни одного глагола, но нарисованная поэтом картина полна внутреннего движения. Пейзаж в стихотворении Фета необычайно тонок, он сияет чистыми и свежими красками. Мы видим серебряные воды сонного ручья, длинные ночные тени, алые краски утренней зари. Мир фетовского стихотворения

наполнен звуками соловьиной трели, шёпотом влюблённых, поцелуями, слезами. Своеобразен синтаксис этого произведения. Автор передаёт свои ощущения только назывными предложениями («Свет ночной, ночные тени, тени без конца…»).

А. Фет — одни из самых музыкальных поэтов. Он говорит: «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей». В стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…» А. Фет использует приём звукописи: в первой строфе преобладают шипящие звуки, в последней — гласный «а». Спокойные интонации первой строфы перерастают к концу стихотворения в мажорные, радостно звучащие строки («И лобзания, и слёзы, и заря, заря!..»).

Это произведение написано четырёхстопным хореем. Рифма перекрёстная, женская (дыханье — колыханье) н мужская (соловья — ручья).

Для лирических произведений Фета характерно стремление остановить мгновение, задержать время. В.П.Боткин писал: «Мотивы г. Фета — такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчётливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя».

Стихотворение А.А.Фета понравилось мне своей мелодичностью, яркостью образов, необычностью синтаксиса. Оно создаёт у читателя радостное настроение, учит понимать красоту природы и глубину человеческих чувств.