Художественный мир А. Блока
“Александр Александрович Блок!. Судьба наградила его всем: красотой и силой, мужеством прозрения мысли и великодушием гения. Он врос в свое время, и время это уже невозможно представить без его песни. Он и сейчас как бы стоит у истоков своей жизни и говорит перед лицом всего мира:
О, весна, без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Так он понимал мир, его судьбу и свое назначение в этом мире. Так, вопреки всему, как и подобает истинному
рыцарю, он видел и славил жизнь, тайные истоки ее творческих начал и никогда не изменял этому высокому оптимизму.. Он был истинным поэтом, а истинная поэзия всегда имела свойство заглядывания вперед… Она не искала благополучия.
Ее стихией были тревога и боль, или сочувствие, равное самой боли”.
А.А. Блок прошел большой творческий путь. В своей ранней лирике он опирается на немецкий романтизм, на английскую школу искусств “прерафаэлитского братства”, на культуру средневековья, на творчество Петрарки и Данте, на философию Платона и В. Соловьева.
В его поэзии – культ Прекрасной Дамы,
культ подвига, героического начала, она пронизана духом старинной мифологии, сказочности, мистицизма. Все это приводит Блока к отрешению от реальной действительности, полному погружению лирического героя в мир своей мечты (“Стихи о Прекрасной Даме” – цикл, вошедший в первый том лирики поэта).
Следующий этап творчества поэта ознаменован его увлечением неохристианством. В лирике Блока появляются мотивы безумия, апокалипсиса, трагедийности. Именно в этом ключе поэт осмысливает жизнь современного города в цикле “Город” (второй том).
Трагическим осознанием ужасов окружающей действительности проникнуты и циклы “Страшный мир” и “Ямбы”, включенные в третий том Блока. В этих стихотворениях возникает тема двойничества, обманутых надежд, разочарования, появляются мотивы забвения, опьянения. Поэт пытается уйти от реальности в мир мечты (“Незнакомка”).
С. Есенин и А. Блок — великие поэты России
... человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов. Материал с сайта И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значение в жизни родины. У обоих в произведениях можно ... библейскими образами, в них проглядывают христианские мотивы. С удивительной нежностью, трепетом, восторгом описывая «край любимый» и его природу, Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой ...
Стоит отметить, что тема России всегда оставалась очень важной для поэта (стихотворения “Русь”, “Осенняя воля”, цикл “Родина”), В этих произведениях поэт выразил свою любовь к России и веру в ее великое будущее. С этой темой перекликается и тема отношения поэта к современной ему России, к революционным событиям в стране. Романтически-восторженное восприятие революции 1905 года было подготовлено мироощущением Блока-символиста, обожествляющего стихию, бурю, вьюгу. В творчестве поэта появляются стихотворения социальной проблематики.
На революционный переворот 1917 года Блок отозвался поэмой “Двенадцать”, статьями “Интеллигенция и революция”, “Крушение гуманизма”, очерком “Катилина”. Однако вскоре поэт разочаровывается в происходящем, у него появляется ощущение трагизма и безнадежности жизни. В этот период Блок пишет статьи об истинном предназначении поэта – речь “О назначении поэта”, “Без божества, без вдохновенья”.
Стоит отметить внутреннее единство всего творчества Блока, состоявшееся благодаря наличию сквозных тем, мотивов, определенной эволюции образа лирического героя, общих стилевых черт. Три тома своей поэзии он сам называл “трилогией вочеловечивания”. Лирический герой Блока – человек сложной, драматической судьбы, в душе его неразрешимые внутренние противоречия, извечная борьба страстей, обостренность чувств.
Эти конфликты, напряженность чувств достигают в лирике Блока космического масштаба.
Стихотворения Блока сюжетны, динамичны. Однако окружающая обстановка, внешний фон, природа не самоценны, а входят в круг переживаний лирического героя, становясь полноправным участником сюжета. Отметим наличие выразительных метафор в лирике поэта, неожиданных эпитетов, фонетическую выразительность и музыкальность блоковского стиха. Все это было характерно для поэтов-символистов.
Цветовая гамма поэзии Блока – черный, серый, желтый. Поэт использует тоническую систему стихосложения, он “утверждает” в литературе дольник.
Таким образом, творчество А. Блока – это целая эпоха в истории русской литературы, эпоха бурная, прекрасная, оставившая нам великих поэтов и гениальные произведения.
1
План а Вступление. Почему я выбрала именно эту тему для а. Александр ...
... Я люблю все его стихи, о чём бы они ни были написаны. Александр Александрович Блок – поэт серебряного века. «Поэты интересны тем, ... становятся сквозными образами книги Блока. Мир романтически преображается, становясь таинственным, «несказанным». В стихотворении « Вхожу я в тёмные ... -филологического факультета , котоpое окончил в 1906 году В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным ...
votes, average:
5.00
out of 5)