Произведения, написанные Чеховым для постановки на сцене, известные драматурги называют «его театром», так как они уникальные, не похожие ни на что иное, популярное в то время. И по этой же причине его постановки несколько трудно понять и принять сразу. Чехов создал новые законы в драматургии. И именно по этим законам развился так называемый «театр абсурда» — модернистский театр. И сейчас мы познакомимся с особенностями и специфическими нюансами художественной деятельности Чехова как драматурга, взяв за основу его произведение «Вишневый сад».
Эту пьесу Чехов изначально задумывал написать как фарс. Но, по словам современника автора, знаменитого режиссера и критика Станиславского, эта пьеса не походила на фарс или комедию, а скорее была трагедией.
Однако, по мнению Максима Горького, пьеса была похожа на лирическую комедию. Горький был критическим реалистом. А автор сказал, что его творение в итоге превратилось из драмы в комедию, которая частично была фарсом. Кроме того, некоторые критики относили его произведение одновременно к жанру трагедии и комедии. По сути, отличительной чертой творчества Чехова является слияние нескольких жанров.
Автор поспособствовал созданию нового специфического языка «новой драмы», который наиболее полно применен как раз в «Вишневом саду» При создании произведения Чехов применил много приемов, которые характерны для его творчества. Так, вишневым садом Антон Павлович видит Россию, с весьма сложной, противоречивой судьбой и с непредсказуемым будущим.
Писатель задался вопросом – не продадут ли Россию, как этот вишневый сад – и постарался найти на него ответ. Этот вопрос является главным, и именно он связывает вместе образы страны и сада.
Автор решил своих персонажей сделать неброскими – фамилии их не говорящие, они не делятся на хороших и плохих. Он одновременно сопереживает своим героям и насмехается над ними. Кроме того, писатель разделяет жизнь действующих лиц пьесы. Так, Гаев – персона, не желающая ничего изменять в своей жизни. Он смешной именно тем, что использует не к месту различные жаргонные слова игроков в бильярд, но и одновременно же он – беспомощен.
Двадцатка популярных современных писателей России
... встречены публикой и критиками, «Грех» получил восторженные отзывы поклонников и две премии: «Национальный бестселлер» и «России верные сыны». В активе писателя ... был написан автором в 2003 г. Лучшие книги писателя – социальные романы «Грех» и «Санькя», в которых он показывает жизнь современной молодежи. Большинство книг автора были тепло ...
Для большего колорита и более подробного раскрытия проблемы в сюжете, автор использовал много персонажей, которые вне сцены. Вообще, он всех персонажей в своем произведении поделил на три группы, которые отличаются своими эпохами. Так, Гаев и Фирс являются представителями старого времени, в то время как Анна Раневская с Трофимовым – будущее. Настоящее время олицетворяет Лопахин.
Чехов поднял проблему непонимания между поколениями, и для показательности применяет много пауз, которые свидетельствуют о том, что персонажи не хотят ничего менять. Звуковой фон создан ремарками – например, ремаркой про игру в бильярд Чехов заостряет внимание на том, что герои ведут праздный образ жизни и ленятся.
Кроме того, в пьесе очень важен аспект умалчивания, который обозначается многоточием. Частым многоточием автор нам показывает, что персонажи пьесы не слушаются друг друга.
В композиции всего 4 действия, а экспозиция – это момент, когда персонажи ждут Раневскую из-за границы. Завязка заключается в моменте, когда до сведения персонажей доходит дурная весть, а Лопахин составляет план, как им выбраться из сложного положения.
Первое действие состоит из экспозиции и завязки. Во втором действии – отказ Раневской от спасения по плану Лопахина. В третьем действии – кульминация, Лопахин приобретает имение. Четвертое действие состоит из развязки, в которой повествуется о Раневской, уезжающей растрачивать оставшиеся деньги за границей, а остальные персонажи расходятся, куда глаза глядят. В доме остался лишь старый слуга, о котором все забыли.
В пьесе есть особенность, которая проявляется в кульминации произведения – все события как бы происходят вне сценического действия, писатель решил не показывать читателям подробности процесса. Чехов считал, что конфликт в произведении – душевный, личный, который находит свое отражение в персонажах, и особенно ярко проявляется в возникшем несоответствии между мечтой и реальностью, и герои так и не обретают счастья. Например, Лопахину, который купил имение, это приобретение не принесло счастья, а Гаев и Раневская, которые являются людьми старого поколения, становятся несчастными, потому что прошло их время, и кончилась их эпоха. А Петя с Аней желают прожить жизнь вместе счастливо, но им неоткуда ждать помощи.
Чехов порой скрывает переживание героев простыми фразами.