Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина

Сочинение

Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина сочинение

При анализе произведений русской классической литературы особое внимание всегда уделяется деталям, оговоркам; любой образ, независимо от роли в повествовании, является «собирательным» – сложенным из множества мелочей, не ускользающих от внимательного читателя. Образы в «галерее помещиков» «Мертвых душ» Николая Гоголя сами по себе являются ключевыми, так как большее внимание в произведении уделяется не динамичности и развитию сюжета как такового, а именно раскрытию сущности каждого помещика в отдельности и общая картина нравственной жизни того времени. К важнейшей фигуре, которой в поэме отведена глава и пространное рассуждение писателя о молодости, относится Плюшкин – самый, пожалуй, интересный и неоднозначный во всей «галерее помещиков».

А исключительность его проявляется, во-первых, в наличии биографии – в «Мертвых душах» это является показателем развития (или деградации, в данном случае) личности персонажа, а также способности меняться в лучшую сторону. Образы остальных персонажей, кроме Чичикова, статичны – они как бы застыли во времени, положение их безысходно, позитивных прогнозов им дать Гоголь, увы, не может. Но с Плюшкиным ситуация совершенно другая.

О том, что Плюшкин когда-то был вполне состоятельным помещиком свидетельствуют строки, наполненные горестным чувством: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!», а также большой размах поместья и прочие свидетельства недавнего изобилия. Но все это теперь кануло в Лету, и из-за чего? Виновником опустошения являются не «человеческие чувства», а безразличие и холодность Плюшкина к собственной душе, а также к душе чужой.

Теперь, превратившись из «бережливого хозяина» в «прореху на человечестве» (ужасающее по своему содержанию прозвище, однако наиболее полно характеризующее Плюшкина как абсолютное Ничто, разрушительно действующее на окружающих), он, подобно пауку, сначала спеша из угла в угол своей «хозяйственной паутины», а затем окончательно в ней запутавшись, вытягивает жизненные силы из всех и всего, что его окружает. Скупость доходит до предела – Плюшкин почти бессознательно подбирает потерянные и брошенные на дороге вещицы, используя вместо склада собственную комнату.

Имение, принадлежащее Плюшкину, пришло в негодность: крыша прохудилась, местами даже обваливаясь (символ потерянного рассудка, окончательной утраты здравого ума), повсюду сквозит ощущение безысходности и затерянности, и даже время здесь остановилось – часы, поблескивающие среди сваленного в кучу хлама, давно прекратили свой ход. Такому же разложению подвергся и хозяин, утративший всякое человеческое содержание.

5 стр., 2338 слов

Галерея образов горцев в романе Лермонтова Герои нашего времени

... разрушает судьбу и жизнь пленительной горянки. В основе системы образов горцев в «Героях нашего времени» лежит принцип зеркальности. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура ... принципам изображения. Тем не менее, в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма. Таковы, в частности, образы горцев в повести « ...

Образ Плюшкина – заключительный в «галерее помещиков» и являет собой прекращение существования человека как личности, полное нравственное и моральное опустошение. Действительно, Гоголь лелеял надежду на «возрождение» подобных персонажей, однако здесь, как говорил Ю. Айхенвальд, «он не творец, здесь он бессилен».

Также читают:

Картинка к сочинению Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина

Популярные сегодня темы

В Образе этой героини автор воплотил свои представления о нелегкой женской судьбе в крестьянской среде. Кроме того, при изложении судьбы Матрены добавлен и социальный контекст, страдает она не только от своих

Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.

Знаменитый литератор Н.В. Гоголь мог видеть в жизни, не просто настоящее великолепие, но и тяжелую реальность. Северная столица оказывается для него угрюмым и бледным городом

Одним из второстепенных персонажей произведения является генерал Яков Михайлович Аносов, давний друг семейства Тугановских.

Федор Михайлович Достоевский в своей повести описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир.

Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”»

Разделы: Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hudojestvennaya-detal-i-ee-rol-v-sozdanii-obraza-plyushkina/

  1. Обучающие: продолжить формирование умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении; подвести учащихся к пониманию художественного значения образа Плюшкина через целостное восприятие и осмысление поэмы.
  2. Развивающие: расширять понятийно-терминологический и лексический запас учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, пробудить желание самостоятельно трудиться, искать решение проблемы.
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за «дорогу», которую он выбирает, чувство стремления к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе; воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.

Оборудование:, Педагогическая технология:, Эпиграф к уроку

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

( Н.В. Гоголь )

I. Организация класса

II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся

Вспомним последовательность описания встречи Чичикова с каждым из помещиков.

Описание господского дома.

Описание внешнего вида помещика.

Описание внутреннего вида помещичьего дома.

15 стр., 7436 слов

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

... собой единством художественного замысла. Выбранная мною тема является актуальной, так как образы помещиков, которые выбрал Николай Васильевич Гоголь, показывают нам всю действительность того времени в какие была написана поэма, а именно ...

  • Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».

Действительно, образы помещиков даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян.

Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна.

Слайд (целеполагание для учащихся):

А. Вронский

«Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». ( Ю. Манн )

  • Как вы поняли эти высказывания?
  • В чем их противоречие?
  • Нам сегодня следует в этом разобраться.
  • Выяснить, какое место занимает этот герой среди других помещиков,
  • Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина?

По ходу рассуждения в тетрадях вы записываете выводы, к которым мы придем вместе.

III. Усвоение нового. Анализ главы

1. Выявление восприятия материала:

  • Визитная карточка Плюшкина: Степан Плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.
  • Отзывы о Плюшкине:

«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»

«Такой скряга, какого вообразить трудно»

«Всех людей переморил голодом»

  • Следует ли Н.В. Гоголь в этой главе общим приемам раскрытия образа?
  • Эта глава, так же как и предыдущие, начинается с описания деревни.

2. Художественный пересказ описания деревни

3. Художественный пересказ описания господского дома

Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина.

4. Выразительное чтение описания внешности помещика.

Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, – прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.

5. Просмотр фрагмента фильма – спектакля «Чичиков у Плюшкина». (Купля – продажа мертвых душ)

6. Чем построение главы отличается от других глав о помещиках?

  • В эту главу включен рассказ о прошлом Плюшкина. Перед нами предстает не просто «мертвая душа», а живая, превращающаяся в мертвую.

7. Пересказ истории жизни Плюшкина.

8. Выразительное чтение лирического отступления – размышления автора о юности и обращение к читателям.

  • Кто виноват в духовной гибели Плюшкина?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить живую душу?
  • Насколько актуальны слова Н.В. Гоголя сегодня?

Взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь Плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.

4 стр., 1839 слов

Дружба Жилина и Дины 5 класс кратко (Кавказский пленник Толстого)

... далеко не с первого дня встречи. Разница в возрасте, разная вера, народы – ничего из этого не помешало их верной дружбе зародиться. Иван Жилин – это русский офицер, отбывавший службу на Кавказе. Иван ... Поэтому, несмотря на страшный гнев отца, на злобу старейшин аула, она и помогла Жилину бежать из плена, что является доказательством верной и бескорыстной дружбы. Сочинение для 5 класса Лев Николаевич ...

Именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.

Сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.

Гоголь верил в способность русского человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности России.

9. Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна

  • Чью точку зрения вы разделяете?
  • Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина.

IV. Самостоятельная письменная работа

Каково «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»?

1. Плюшкин занимает особое место в системе персонажей. У Плюшкина есть история жизни.

2. Плюшкин – скупец – расточитель.

Заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.

3. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин забывает о душе своей и чужой.

Человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.

4. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе.

5. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков.

С героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.

1. Собрать материал по теме «Чичиков – центральный герой поэмы».

2. Написать сочинение-миниатюру «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина».

1 группа – о деталях пейзажа;

2 группа – о деталях портрета;

3 группа – о деталях интерьера;

4 группа – о деталях, помогающих описать поведение героя.

Художественная деталь и её роль в создании образа плюшкина сочинение

здесь больше 100-120 слов

жилин и костылин – герои повести “кавказский пленник” л.н. толстого.они оба офицеры.участвуют в войне за присоединение кавказа к россии.жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься. любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. однако одному ехать было нельзя. могли поймать и убить татары.ехали группой, но медленно. жилин с костылиным решили поехать одни вперед. жилин был осторожным и предусмотрительным. убедившись, что у костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера.жилин был храбр и ,подумав, что если доьежит до ружья(оно было у костылина), то они спасуться, закричал костылину.но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. обоих офицеров взяли в плен,где они и встретились.главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их.(5000 рублей).костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. а жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать.письмо он на другой адрес отправил.ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. больше у жилина из родственников никого не было. он подумал. что сможет убежать.в плену жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки дины.девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. ленивый костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. и вот наступил день. когда все было готово к побегу.они бежали вместе с костылиным. они истерли ноги о камни и слабого костылина пришлось нести на себе.поэтому их и поймали.их посадили в большуя яму, но дина принесла палку и жилину убежать. на этот раз костылин испугался бежать. жилин успел дойти до своих.костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей.в итоге, в рассказе толстого “кавказский пленник” жилин показывает мужество и храбрость, а костылин- лень, трусость и слабос

8 стр., 3524 слов

Образ Гоголя в книге Аксакова ‘История моего знакомства с Гоголем’

... и чувствительной душой. аксаков гоголь воспоминание знакомство Итак, раскрывать образ Гоголя, безусловно, следует с описания его внешности. Надо сказать, что на протяжении всей книги внешность Гоголя сильно меняется, претерпевая не ... нем было что-то хохлацкое и плутоватое. В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство». Не только внешность Гоголя была отталкивающей, но и его неловкость, не ...

свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. то есть от появления первой звезды в канун рождества и до крещенского освящения воды.в некоторых районах полесья к святкам относят ещё полтора дня после крещения, то есть 7 (20) января (зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и рождество[4].

в христианской традиции — время с рождества христова до крещения господня.праздновать двенадцать дней после праздника рождества христова церковь начала с древних времён. указанием на это могут служить 13 бесед ефрема сирина (ум. 373 произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди амвросия медиоланского и григория нисского. древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом саввы освященного (ум. 530 по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. то же подтверждено и кодексом юстиниана, изданным в 535 году. вторым туронским собором в 567 году все дни от рождества христова до богоявления названы праздничными.

ещё со времён римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. действовавший в российской империи закон запрещал «в навечерие рождества христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[15].

начало зимних святок и окончание рождественского поста во многих местах российской империи приурочивалось к николину дню[16].

под влиянием христианской церкви святки стали связываться с рождественскими и отмечаться по церковному календарю — от рождества до крещения. их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной[17].

у восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. во второй, называемый молодионы (день младенцев), все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. с третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением[18].

святки особенно насыщены магическими , гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается спаситель, и мир хаоса сменяется божественной . с «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. по народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий[19].

5 стр., 2078 слов

Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика)

... Утратив способность чувствовать стыд или угрызения совести, Плюшкин окончательно превратился в мертвую душу. Сочинение 4 На страницах произведений Гоголя можно встретить множество персонажей, имена которых ... цели, просто чтобы копить. Такая характеристика полностью соответствует образу помещика Плюшкина в «Мертвых душах». Внешность Плюшкина в поэме мы видим глазами главного героя. Чичиков ...

Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина сочинение

Вопрос по литературе:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hudojestvennaya-detal-i-ee-rol-v-sozdanii-obraza-plyushkina/

Художественная деталь и её роль в создании образа плюшкина сочинение

Ответы и объяснения 1

Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница. А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: … везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины. Запутавшись в сетях хозяйственной паутины, Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова добродетель и редкие свойства души на экономию и порядок.Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что человеческие чувства, которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.

3 стр., 1455 слов

Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя

... на эту тему или на тему еды. Так как она очень любит покушать и всех угощает всевозможными блюдами. Плюшкин это вообще отдельный персонаж, который не только мертв ... поэмы Мертвые души Гоголя Несколько интересных сочинений Жизнь ... Данко. В образе этого героя ... Плюшкин вообще нельзя назвать обычным человеком, да и душа у него практически пустая. Он постоянно собирает все, что другие люди выкидывают на ...

Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом прореха на человечестве, а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей. В ряду мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности воскрешения подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат – это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи – смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина

Плюшкин — образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мертвых душах».

Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову,

Похожие сочинения:

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество.

Одежда героев как деталь в раскрытии образа В произведениях писателя отразились стороны той эпохи, современником которой он был. Реализм Н. В. Гоголя проявлялся в изображении человека, всех.

Почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечестве»? (образ Плюшкина) Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал «прорехой на.

11 стр., 5273 слов

Исторические мотивы и система образов в поэме «Мертвые души»

... и его исторических мотивов, а также представление в реферате всей галереи гоголевских помещиков: от Чичикова до Плюшкина. Задачи: ❖ описание событий, повлиявших на создание данного произведения, ❖ выявление исторических мотивов поэмы «Мертвые души», ... его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков ...

Роль визитеров Обломова в создании образа главного героя «Обломов»-роман Ивана Александровича Гончарова, над которым писатель работал с 1848 по 1859 год. Илья Ильич Обломов-главный герой этого произведения. С.

Речь в защиту Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Господа! В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных.

Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот.

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер.

Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей.

Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») К значению названия поэмы Н. В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания «мертвые души» — числимые только.

Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души») Прореха на человечестве. Н. Гоголь Николай Васильевич Гоголь — талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме.

Идейно — художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они.

Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор») Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на.

Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Повесть «Шинель» завершает цикл Гоголя «Петербуржские повести». Она стала своеобразным итогом размышлений писателя о чиновничье-бюрократическом Петербурге. В ней Гоголь затрагивает.

Роль внутреннего монолога в создании характера героя (По одному из произведений русской литературы XIX века. — А. П. Чехов. «Дуэль».) Термин «внутренняя речь» трактуется в лингвистике довольно широко, а именно как «общее определение всех непроизнесенных мыслей». Традиционно выделяют два вида.

Роль портрета и интерьера в характеристике персонажа (на примере 2-3 образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».) Н. В. Гоголь — общепризнанный мастер художественной детали. В поэме «Мертвые души» использование детали необычайно расширено. Гоголь прибегает к методу.

13 стр., 6270 слов

Образ плюшкина в поэме «мертвые души»

... в поэме Гоголя сочинение Олицетворение Гоголем своих героев с разными характерами и личностями сочинение Источник: Характеристика Плюшкина (Мертвые души) Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека. Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» ...

Роль лирических отступлений в поэме»Мертвые души» К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к.

Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя При рассмотрении способов обрисовки образов в «Мертвых душах» особо можно отметить важную роль бытовой обстановки, нашедшей в поэме исключительно мастерское.

Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Несмотря на то что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам.

Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни.

Художественная летопись времени (обзор творчества) …Придет ли времячко (Приди желанное!).

Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н.

Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая.

Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе.

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек.

Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до 1830 годов. Это была долгая и увлекательная.

Роль образа Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших.

Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших.

Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в моменты напряженного поэтического.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова — центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех.

Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души «Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и.

Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Система образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского.

Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”»

Разделы: Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/hudojestvennaya-detal-i-ee-rol-v-sozdanii-obraza-plyushkina/

  1. Обучающие: продолжить формирование умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении; подвести учащихся к пониманию художественного значения образа Плюшкина через целостное восприятие и осмысление поэмы.
  2. Развивающие: расширять понятийно-терминологический и лексический запас учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, пробудить желание самостоятельно трудиться, искать решение проблемы.
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за «дорогу», которую он выбирает, чувство стремления к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе; воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.

Оборудование:, Педагогическая технология:, Эпиграф к уроку

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

( Н.В. Гоголь )

I. Организация класса

II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся

Вспомним последовательность описания встречи Чичикова с каждым из помещиков.

Описание господского дома.

Описание внешнего вида помещика.

Описание внутреннего вида помещичьего дома.

– Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».

Действительно, образы помещиков даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян.

– Какие приемы сатирического изображения помещиков в поэме мы увидели?

Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна.

Слайд (целеполагание для учащихся):

А. Вронский

«Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». ( Ю. Манн )

– Как вы поняли эти высказывания?

– В чем их противоречие?

– Нам сегодня следует в этом разобраться.

– Выяснить, какое место занимает этот герой среди других помещиков,

– Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина?

По ходу рассуждения в тетрадях вы записываете выводы, к которым мы придем вместе.

III. Усвоение нового. Анализ главы

1. Выявление восприятия материала:

– Визитная карточка Плюшкина: Степан Плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.

– Отзывы о Плюшкине:

«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»

«Такой скряга, какого вообразить трудно»

«Всех людей переморил голодом»

– Следует ли Н.В. Гоголь в этой главе общим приемам раскрытия образа?

– Эта глава, так же как и предыдущие, начинается с описания деревни.

2. Художественный пересказ описания деревни

3. Художественный пересказ описания господского дома

Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина.

4. Выразительное чтение описания внешности помещика.

Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, – прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.

5. Просмотр фрагмента фильма – спектакля «Чичиков у Плюшкина». (Купля – продажа мертвых душ)

6. Чем построение главы отличается от других глав о помещиках?

– В эту главу включен рассказ о прошлом Плюшкина. Перед нами предстает не просто «мертвая душа», а живая, превращающаяся в мертвую.

7. Пересказ истории жизни Плюшкина.

8. Выразительное чтение лирического отступления – размышления автора о юности и обращение к читателям.

– Кто виноват в духовной гибели Плюшкина?

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить живую душу?

– Насколько актуальны слова Н.В. Гоголя сегодня?

Взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь Плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.

Именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.

Сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.

Гоголь верил в способность русского человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности России.

9. Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна

– Чью точку зрения вы разделяете?

– Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина.

IV. Самостоятельная письменная работа

Каково «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»?

1. Плюшкин занимает особое место в системе персонажей. У Плюшкина есть история жизни.

2. Плюшкин – скупец – расточитель.

Заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.

3. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин забывает о душе своей и чужой.

Человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.

4. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе.

5. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков.

С героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.

1. Собрать материал по теме «Чичиков – центральный герой поэмы».

2. Написать сочинение-миниатюру «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина».

1 группа – о деталях пейзажа;

2 группа – о деталях портрета;

3 группа – о деталях интерьера;

4 группа – о деталях, помогающих описать поведение героя.