Главные герои «Капитанская дочка» характеристика персонажей списком для повести Пушкина

Сочинение

“Капитанская дочка” – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина в прозе. Сам писатель по жанровой принадлежности отнес свое произведение к повести, но, тем не менее, “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведение охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, в книге много второстепенных героев, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственным и духовным эволюционированием персонажей.

Главные герои

Петр Гринев

Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину.

Марья Миронова

Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу.

Савельич

В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу.

Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра.

Емельян Пугачев

Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа.

Алексей Швабрин

На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева.

Историзм и гуманизм Пушкина: «Капитанская дочка»

Вопросы:

1. Причины обращения А.С. Пушкина к изучению истории Пугачевского восстания после восстания декабристов.

2. Трансформация центрального образа дворянина от «Дубровского» к «Капитанской дочке» и ее причины.

3. Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации.

4. Пугачев «Истории Пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки».

5. Долг и человечность в «Капитанской дочке».

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gumanizm-v-romane-kapitanskaya-dochka/

Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. Т.2. – Минск: Нар. асвета, 1989. – С.345–354.

Контрольная работа 3., Проблема личности и государства в «Медном всаднике», А.С. Пушкина

Вопросы:

1. Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику».

2. Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение.

3. Петровские преобразования в оценке Пушкина.

4. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме.

5. Стиль Пушкина и сюжет поэмы.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gumanizm-v-romane-kapitanskaya-dochka/

Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, 1998. – С.249–251.

Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., 1979. – С.171–191.

Мейлах Б.С. «… Сквозь магический кристалл…»: Пути в мир Пушкина. – М.: Высшая школа, 1990. – С.115–136.

Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить…» – М.: Книга, 1987.

Контрольная работа 4., Тема игры у Пушкина и Лермонтова («Пиковая дама» и «Фаталист»)

Вопросы:

1. Карточная игра в жизни человека первой половины XIX века как поединок с Судьбой: эпиграф к первой части повести Пушкина «Пиковая дама».

2. Судьба и Случай в «Пиковой даме»: авторская позиция Пушкина в разрешении коллизии. Роль фантастического в повести Пушкина.

3. Судьба и Случай в «Фаталисте»: пари Вулича и Печорина.

4. Пленение казака: Судьба или Случай.

5. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gumanizm-v-romane-kapitanskaya-dochka/

Виролайнен М.Н. Ирония в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы пушкиноведения. – Л., 1975. – С.169–175.

Ло и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) (любое издание) (раздел «Карточная игра»).

Смирнов А.С. Романтическая ирония как конструктивный принцип организации повествования («Фаталист» М.Ю. Лермонтова) // Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.119–124.

Контрольная работа 5.

«Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом

Вопросы:

1. Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели:

  • а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина;
  • б) Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А.

Гофмана.

2. Романтическое двоемирие в повести Гоголя.

3. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия.

4. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского.

5. Смысл фантастического финала повести.

6. Автор и герой в повести Гоголя.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gumanizm-v-romane-kapitanskaya-dochka/

Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. – 1988. – № 4.

Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии. – 1993. – № 8.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – 2–е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1988.

Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.103–107.

Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. – 1997. – № 1.

Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988.

Список художественной литературы для обязательного чтения по темам лекций

Тема №1.

Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.

1. Первые писатели: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Лука Жидята, Илларион, летописец Нестор.

2. Владимир Мономах и Климент Смолятич. Кирилл Туровский.

3. «Слово о полку Игореве»,

4. «Хождения»,

5. «Жития».

6. Апокрифическая и агиографическая литература

Тема №2.

Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века

1. Пересветов, Ермолай-Еразм, Максим Грек,

2. переписка князя Курбского с царем,

3. протопоп Аввакум.

Тема №3.

Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века

1. «Жизнь Званская» Державина.

2. Анакреонтическая поэзия.

Тема №4.

Второстепенные персонажи

Екатерина Вторая

Императрица вначале предстает перед читателями обычной женщиной в домашнем халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как само самодержавие, владычицу. Но все же, она вняла просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

Капитан Миронов

Начальник Белогорской крепости, где проходил службу Гринев, Иван Кузьмич Миронов – добрый и гостеприимный человек, служивый офицер, но непригодный к руководящему посту коменданта, несмотря на 40 лет “в мундире”. Григорий Мелехов и Аксинья – история любви в романе “Тихий Дон”

Казнен по приказу Пугачева.

Василиса Миронова

Капитанша, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, которая с легкостью управлялась не только с домашним хозяйством, но и с управлением всей Белогорской крепости. Была казнена по приказу Пугачева.

Иван Игнатьич

Поручик, служит в Белогорской крепости и водит дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, который лишился одного глаза в боях. Добрый и бесхитростный старик.

Бопре

Второстепенный персонаж. Учитель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал цирюльником во Франции. Выпивоха и любитель женщин. Обучал Гринева фехтованию.

Зурин

Ивану Ивановичу Зурину, офицеру, с которым Гринев знакомится в Симбирске, 35 лет. Он и Петр гринев – приятели. Картежник и бильярдист, азартный человек, охочий до выпивки и женщин, но, при этом, честный офицер.

Отец Петра Гринева

Андрей Петрович – офицер в отставке, премьер-майор. Очень состоятельный дворянин. Имеет гордый и непреклонный характер, при воспитании сына проявляет твердость, стремиться воспитать из него “настоящего мужчину”.

Мать Петра Гринева

Авдотья Васильевна – добрая и сердечная женщина из обедневшей дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно опекающая сына.

Генерал Андрей Карлович

Приятель Андрея Петровича Гринева. Руководит войсками всей Оренбургской губернии, немец по происхождению. Одинокий, экономный старик, ценящий порядок. Добрый и очень умный человек.

Это был основной список главных героев “Капитанской дочки”, в котором собраны краткие характеристики положительных и отрицательных героев. Данный материал можно использовать при написании сочинения на тему к уроку литературы.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Ионыч» характеристика персонажей рассказа Чехова списком в таблице

Следующая

СочиненияПоиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе Толстого «Война и мир» сочинение

Как формируется человечность

прививается с раннего детства

В связи с этим семья играет огромную роль в формировании личности каждого индивида: что там дадут, то и понесешь по жизни. В тех ячейках общества, где чтут традиции, уважают старшее поколение, заботятся о младших, растут морально устойчивые люди, способные брать на себя ответственность и имеющие внутренние ресурсы, чтобы поддерживать других.

В школе детям также активно рассказывают о нравственности, моральных ценностях.

сочинение на тему «Человечность»

Благодаря этому, учащиеся глубже понимают разницу между «хорошо» и «плохо», задумываются над своим поведением, поступками и мыслями.

Ребенок учится оценивать не только свои проявления, но и окружающих, что позволяет ему формировать вокруг себя «здоровое» общество.

Человечность в нечеловеческих условиях

Вторую мировую войну принято считать одним из самых страшных происшествий в истории, однако даже тогда, в то ужасное, исполненное огня и крови время, можно найти проявление человечности, примеры которой поражают и восхищают.

Чего стоит Эдит Пиаф, дававшая концерты немецким солдатам и помогавшая с изготовлением поддельных документов? Или подвиг Ирены Сендлер, выносившей еврейских детей из концентрационных лагерей, организованных фашистами?

Скольких духовных сил стоило юной восемнадцатилетней негритянке Кешье Томас закрыть собой расиста на демонстрации? Или священнику, под пулями успокаивавшему солдата во время восстания в Венесуэле?

Все эти примеры — лишь малая, незначительная часть тех прекрасных поступков, которые совершали люди с огромным сердцем.

Выход из безвыходных ситуаций

Современный человек в условиях вечной спешки, как правило, руководствуется исключительно сегодняшним днем, мало оглядываясь на прошлое. Примеры человечности из жизни он находит в собственных поступках, действиях своих знакомых или средствах массовой информации. Порой мы даже не обращаем внимание на величие, правильность и красоту того или иного поступка, который совершается с нашим участием или вовсе без него.

Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Мы поражаемся храбрости и доброте автомобилистов, подбирающих людей, голосующих на дорогах, и впускающих их в свои дом, семью и жизнь.

Мы пересказываем знакомым примеры человечности из жизни, увидев, как пожарные выносят ребенка из горящего дома, а военные перевязывают раны женам противника. Мы замечаем что-то хорошее каждый день, и, пожалуй, именно это позволяет миру размеренно существовать и далее.