Еще раз про эпидемию хамства.Неужели лекарства не существует

Сочинение

В чем сила хамства? (по С. Довлатову)

Исходный текст

Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог. Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются. Наглость — это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее — форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно. Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом.

Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить. Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть — имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости. С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву.

8 стр., 3840 слов

Хамство аргументы к сочинению

... что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, ... Сочинение по теме хамства и грубости в общении людей, образец к ЕГЭ по русскому языку Пример готового сочинения. Исходный текст, по которому пишется сочинение. Проблема грубости, хамства ... грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно. Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, ...

Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство. Десять лет я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Все, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Не скажу, что я соскучился по нему, но все же задумываюсь — почему это так: грубые люди при всем американском национальном, я бы сказал, добродушии попадаются, наглые и нахальные — тоже, особенно, извините, в русских районах, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно. С. Довлатов

Сочинение

В наше время почти повсеместно проявляется некорректное отношение людей друг к другу. Эти отношения выражаются в виде хамства. К сожалению, этой отрицательной чертой обладают многие в современном обществе. Еще хуже то, что большинство не может противопоставить хамам что-либо. Так в чем сила хамства? Именно такую проблему поднимает в своем тексте С. Довлатов. Автор, размышляя над этим вопросом, приводит в пример случай в Корнельском университете. С. Довлатов рассказывает, что Владимир Набоков в этом заведении годами пытался объяснить юным американским славистам значения русских понятий «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Из этих четырех слов не поддалось объяснению только «хамство». По словам автора, Набокову не помогло в этом даже обращение к синонимам. С. Довлатов убеждает нас в том, что хамство непобедимо, что перед ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность», — именно такое определение дается составителем данной нам статьи. Так же, как и С. Довлатов, я считаю, что этот порок человечества является непобедимым и что с ним невозможно бороться, поэтому я не могу не согласиться с мнением автора.

Во-первых, хамство приносит людям беды и страдания. Примером этому является сатирический рассказ М. Зощенко «История болезни». Писатель рассказывает про отношение медицинского персонала к несчастному больному. М. Зощенко ясно дает понять, что хамство неистребимо: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестра на просьбу больного навести порядок в отделении. Во-вторых, под влиянием хамства вырастают не менее хамские личности. Примером этому является пьеса Д. Фонвизина «Недоросль». Воспитываясь под влиянием и окружении своей матушки Митрофанушка перенял все ее ужасные черты – это крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители – всегда главный пример для подражания детям. Сегодня хамство является очень легким способом унизить, задеть человека. К сожалению, не все способны перебороть хама. Поэтому хамство может исчезнуть лишь в том случае, когда все люди поймут его бесполезность.

4 стр., 1629 слов

Конспект » Подготовка к сочинению-рассуждению » Неужели ...

... Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?» Цели урока: Развивать умение учащихся писать сочинение - рассуждение в публицистическом стиле. Подобрать материал к сочинению на тему: «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?» Расширить понятие «хамство», ... заряд данного слова). Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, ... говорящего. Этим грубо говорящие люди ...

Дата добавления: 2018-09-07

Хамство чиновников не знает границ — пора выметать их на свалку истории

19:20 / 31 Января 2020 / Политика

Юрий Пронько

Автор, ведущий телеканала «Царьград»

Что ни день, то новости про очередное хамство со стороны «слуг народа», которых этот самый народ и содержит на свои налоги. То они кроют матом простых людей, заявляя, что им за это ничего не будет, то якобы в шутку заставляют прыгать перед ними, чтобы получить заветный приз, то в норковых шубах поздравляют блокадниц Ленинграда, вручая им батон хлеба. Складывается чёткое ощущение, что, дорвавшись до власти, эти деятели теряют над собой контроль и начинают считать себя «пупами земли». Их хамство и наглость зашкаливают, однако этой вольготной жизни может прийти конец. В Кремле предложили подобную породу чиновников «выметать из власти». Как правило, «слугам народа» удаётся уходить от ответственности за своё неадекватное поведение и откровенные оскорбления людей. И последний случай, произошедший в Керчи, подтверждает тот факт, что чиновники абсолютно уверены во вседозволенности.

После окрика главы Крыма Сергея Аксёнова руководитель горсовета вначале было собралась в отставку, но очень скоро передумала. Именно госпожа Хужина и её коллеги по местной администрации поздравили блокадников Ленинграда, проживающих в Керчи, батоном хлеба. Сделали они это в своих роскошных шубах, в них же и фотографировались с ветеранами. Глава Крыма назвал «издевательством» вручение хлеба в качестве подарков жителям Керчи, которые пережили блокаду Ленинграда.

Как видите, даже после скандала керченские чиновницы не собираются в отставку. Дескать, это была «двухчасовая слабость», но после они опомнились и отозвали свои заявления. По-моему, такая самоуверенность граничит с откровенной наглостью.

Вспомните историю с теперь уже бывшим главой Печорского района Псковской области Дмитрием Сопотовым, который матом отчитывал представителей правопорядка, остановивших для проверки автомобиль директора одного из местных муниципальных предприятий, в котором и находился, мягко говоря, не вполне трезвый глава района.

Но, пожалуй, самым громким стал скандал с бывшим министром занятости, труда и миграции Саратовской области Натальей Соколовой, которую в соцсетях называют не иначе, как «министр-макарошка».

2 стр., 949 слов

Народ и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

... нерадивым градоначальникам. Сочинение Народ и власть в Истории одного города М.Е. Салтыков-Щедрин стал самым известным социальным критиком и обличителем своего времени. Его жесткая сатира в чем-то актуальна и в наши дни. И. С. Тургенев назвал «Историю одного города» сатирической моделью ...

«Макарошки стоят всегда одинаково… А кефир? Всё очень дёшево. Да сейчас курица стоит килограмм знаете сколько? Из неё можно приготовить огромное количество блюд. Я, например, хороший кулинар. Без проблем! Как раз мы с вами будем преследовать принципы здорового питания. Я могу вам даже составить меню сбалансированное, но диетическое. Вы станете моложе, красивее и стройнее», — этими словами «прославилась» Соколова.

Издеваться над людьми, делая странные заявления, или дарить ветеранам войны квартиры без туалета — не просто неадекватная позиция со стороны чиновников, на мой взгляд, это прямая дорога к отставке.

А как иначе можно воспринимать факты оскорбительных поздравлений «слуг народа», явно сделанных для галочки? Так, в 2020 году жительница Новосибирской области пожаловалась губернатору на подарки фронтовикам. Ко Дню Победы её отцу-ветерану преподнесли мешок муки и распечатанное на принтере поздравление. Женщина заявила, что (цитата) «подарок от чиновников даже стыдно отцу показать. Не открытка, а обыкновенная бумага. И мешок муки дали, 10 кило».

Кстати, это не первый случай в этом российском регионе, связанный со скандальными подарками ветеранам Великой Отечественной. В 2016-м ко Дню Победы пенсионерке из Чулыма привезли набор продуктов эконом-класса. Она объяснила, что её расстроила не фактическая стоимость продуктов, а именно слово «эконом» на праздничном наборе.

Ещё один пример — в 2020 году сотрудники красноярского управления ФСБ и Следственного комитета обнаружили в домах чиновников регионального министерства социальной политики технику, которая была предназначена для подарков ветеранам Великой Отечественной войны. По версии следствия, чиновники раздробили контракт на закупку подарков — бытовой техники — на более мелкие, чтобы без конкурса отдать их компании, которой руководили родственники одной из подозреваемых. Размер ущерба оценили в 2 млн 100 тыс. рублей. В отношении фигурантов было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».

И таких примеров произвола со стороны «слуг народа» — масса. Неудивительно, что из-за подобного хамства, произвола, «освоения» бюджетных средств, фактического разворовывания денег налогоплательщиков в России стремительно падают рейтинги власти.

«На сегодняшний день мы наблюдаем падение легитимности на всех уровнях власти, и падение легитимности местного самоуправления, мне кажется, наиболее критично для государства, поскольку в данном случае мы получаем «Колосса на глиняных ногах». В политической системе государства оно является как бы базовой основой. И если у нас слабые муниципалитеты, если у нас неэффективные муниципалитеты, соответственно, мы получаем риски и угрозу для всего государственного строя нашего государства, если говорить в целом», — говорит глава г. Якутска Сардана Авксентьева.

Это крайне тревожный сигнал, и, по всей видимости, в Кремле его услышали и осознали, что «слуги народа» в своём произволе зашли слишком далеко.

«У нас есть соответствующий закон, который защищает честь и достоинство любого гражданина, независимо от его служебного положения или даже прежних заслуг. Перед законом должны быть все равны. Другое дело, что строже надо подходить к тем людям, которые хамят и при этом занимают какое-то должностное положение. Которых надо выметать из органов власти и управления. Это совершенно очевидно», — сказал президент России Владимир Путин.

29 стр., 14035 слов

Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...

... «Человек в футляре» — один из «маленькой трилогии» Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с ... человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. Иван Иваныч быстро оглянулся в сарай и сказал: Шутите! — Да, едва не женился, как ... Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный ... Беликов жил в том же доме, где и я, — продолжал Буркин, — в том же этаже, ...

Итак, в Кремле поддержали инициативу о наказании чиновников за хамство и оскорбления. Однако максимум, который грозит подобным «слугам народа», — это увольнение с госслужбы. По-моему, это для них — слишком мягкое наказание. Подобных деятелей надо не просто увольнять, но и привлекать к ответственности. Ведь в «Законе об оскорблении власти» предусмотрены конкретные меры наказания. Статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях гласит: за распространение оскорбительной информации штраф от 30 до 100 тыс. руб., за повторное нарушение — от 100 до 200 тыс., за каждое последующее — от 200 до 300 тыс. руб. Кроме того, в качестве наказания предусмотрен и административный арест на срок до 15 суток.

Считаю, что подобную практику необходимо распространить и на тех, кого мы с вами содержим на свои налоги. Иначе не совсем справедливо получается: для работодателя, российского народа — одни (суровые) правила, а для тех, кого, вообще-то, мы с вами наняли на службу себе и Отечеству, — весьма условные. Эту несправедливость необходимо устранить.

Кстати, пока эта заметка готовилась к публикации, глава Керчинского горсовета Мая Хужина второй раз за день всё-таки подала в отставку. Так что в этом конкретном скандале поставлена точка. Будем надеяться, что произошедшее станет уроком для тех, кто забыл, что служит народу и нашему Отечеству. А если нет — пусть «выметаются» с государевой службы!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Теги: чиновники, хамство, оскорбления, власть, Владимир Путин, Россия, ветераны, регионы, Крым

Обсудить

Читать комментарии

Другие мнения автора:

Все мнения

  • 16.04.2020Стало стыдно: Россия плачет от халявщиков и олигархов
  • 15.04.2020Деньги есть, но не про вашу честь: Вся помощь уйдёт олигархам
  • 06.04.2020″Тучные времена» для чиновников прошли – пора инвестировать в людей
  • Олег Ремизов

    Ректор Северо-Осетинской государственной медицинской академии

    Это самые важные инициативы и поправки. Но они будут встречены, конечно, некоторыми категориями граждан с непониманием.

  • Протоиерей Димитрий Лескин

    Ректор Поволжского православного института Святителя Алексия Московского, член Общественной палаты России, д. филос. н.

    Очень важно, чтобы преамбула носила ярко выраженный ценностно-ориентированный характер, чего нет в Конституции сегодняшнего дня.

Новости партнёров

Помогите написать сочинение на тему Хамство ( своими словами )

Составить сочинение на тему «Хамство» предлагаю так: Очень часто мы в общественных местах встречаемся с человеческим хамством. Но что же подразумевает само понятие «хамство»? Я считаю, что это некрасивое поведение человека, которое отличается грубостью и некультурностью, наглостью и резкостью. Достаточно часто люди реагируют друг на друга в транспорте, магазине или других местах грубо и резко. Они легко ввязываются в спор с незнакомым человеком, могут глубоко оскорбить чужие чувства и обругать. Такие люди и являются хамами. К несчастью, с хамами мне доводилось встречаться достаточно часто. Но когда такие люди начинают возмущаться, я предпочитаю не ввязываться в разговор. Хамство нужно пресекать. Но человек, который тебе грубит, ждет твоей реакции. А в ответ ее не получает. Его это обескураживает и он постепенно начинает успокаиваться. На самом деле быть грубым и наглым человеком непросто. Создается впечатление, что подобные личности просто глубоко несчастны. И ничего не остается, как их просто пожалеть.

3 стр., 1051 слов

Проблема потребности подростка в общении. По Ф. М. Достоевскому

... окружающим. Мне близка позиция автора. Действительно, в подростковом возрасте огромную роли в становлении личности играет общение. К сожалению, не всегда попытки сблизиться с людьми заканчиваются успехом. Это может ... друг с другом. Я возненавидел их тотчас и заключился от всех в пугливую, уязвлённую и непомерную гордость. Грубость их меня возмутила. Они цинически смеялись над моим лицом, над моей ...

Чем опасно использование популярных мемов в рекламе

1

3731

Маргарита Кудрявцева

Но политики — не единственные, кто превратил откровенное хамство в основной и иногда единственный инструмент собственного продвижения, бизнесмены в этом вопросе также стараются не отставать. По идее, глава компании, обругавший клиента или кого-то из деловых партнеров, должен тут же стать изгоем в мире бизнеса и добровольно покинуть свой пост. Но идеальная схема слишком часто дает сбои, а то и вовсе работает с точностью до наоборот. Дело в том, что взрослый дядька, ругающийся матом и размахивающий руками, — зрелище, от которого большинство отказаться не готовы, а если он еще и глава приличной компании, то история быстро приобретает черты вирусности. И соблазн воспользоваться этим сомнительным методом продвижения побороть удается не всем. В итоге плохишей в бизнесе меньше не становится, а в российском бизнесе в последние годы публичное хамское поведение вообще становится трендом.

Грубость. Хамство. (ЕГЭ по русскому)

Что такое хамство? Как оно влияет на жизнь человека? Нужно ли с ним бороться? Над этими вопросами ФИО предлагает задуматься современному читателю.

Автор раскрывает проблему, рассказывая о …

Позиция автора ясна: хамство — это грубость, наглость в отношениях между людьми, которые, как правило, эти самые отношения разрушают, поэтому с хамством необходимо бороться.

Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что наглость и бесцеремонность недопустимы в человеческом общении.

Особенно пагубно хамство взрослых влияет на развитие личности ребенка. Достаточно вспомнить госпожу Простакову из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Как она обращается к крепостным? «Скот», «воровская харя», «вор», «болван», «мошенник», «бестия». При этом ничего ужасного в своем поведении героиня Фонвизина не видит. Манеру матушки быстро перенял и сынок Митрофанушка.

Он грубит няньке Еремеевне, называя ее «старой хрычовкой», дерзок с учителями. Невоспитанность мальчика является следствием его бессердечия и попустительства матери.

Никто не задумывается о том, что грубое. злое слово может ранить нежную душу. Например, Кабаниха, героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза» постоянно хамит кроткой невестке: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить!» Хамство Кабанихи рождено безответностью Катерины. Зная, что ни девушка, ни ее супруг Тихон, не смогут дать отпор, Марфа Игнатьевна не стесняется в выражениях. Кабанова добивается главной цели хама: самореализоваться за счет унижения другого человека.

6 стр., 2664 слов

Легко ли быть культурным человеком

... в лесу Современный культурный человек Первостепенно, современный культурный человек должен владеть ... сочинений ОГЭ на тему: «Что значит быть культурным человеком? « , Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека ... люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность. В наше время люди ... люди. Кстати, стоит сказать о том, что культурного человека ...

Как же все-таки бороться с хамами?

На этот вопрос Д.С.Лихачев дает весьма своеобразный ответ.

В «Письмах о добром и прекрасном» автор рассказывает о том, что грубость человеческая рождена в первую очередь его слабостью, неумением жить, общаться по-другому. И лучшим способом борьбы с грубостью публицист считает отсутствие обратной реакции, иначе говоря, не нужно отвечать ударом на удар.

Таким образом, к сожалению, сейчас люди все чаще забывают простую истину: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Проще игнорировать грубость. нежели пытаться перевоспитать хама. Поэтому просто не обращайте внимание на грубиянов, и они, видя ваше равнодушие, сами оставят вас в покое.

> Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Мнение«Это не критика, это хамство»: Почему пора перестать ругать «молодое поколение»

Дмитрий Куркин

Короткий пост Земфиры,

Публикация от ГРЕЧКА (@yourcory) 25 Дек 2020 в 3:21 PST

Именно для таких случаев в англоязычных СМИ и селебрити-блогах припасена саркастическая конструкция «Имярек прервал (-а) своё легендарное молчание по поводу X», но тут всё случилось даже слишком буквально. Земфира не слишком любит общаться в Сети и регулярно обрывает связь с внешним миром. Стоит напомнить, что в 2012 году она сделала это со словами: «Давно уже хочу сказать вот что — иногда я читаю ваши комментарии, в соцсетях, блогах, нечасто — от случая к случаю. И знаете, меня часто задевает тон, отношение… Кто-то скажет „это критика“, но это не критика, это хамство. Никто не сможет сказать мне в лицо то, что позволяет себе в сети. Свои соображения о фигуре, наряде, манере поведения — это такое личное, позволенное лишь близким. Это так нетактично». Упс.

Последние пару лет — особенно после оппозиционных митингов, центральными героями которых оказались те, кто ещё не окончил школу — российское общество внезапно заинтересовалось подростками: как они выглядят, чем живут, что слушают и что носят и кем себя ощущают. Момент, когда одно поколение судорожно вглядывается в другое, чтобы что-то понять (в первую очередь о себе и своём месте в изменившемся мире), безошибочно проводит черту поколенческого раскола.

Выпад Земфиры — верный признак того, что раскол окончательно завершился и в российской музыке. На месте Гречки и Монеточки запросто могли бы оказаться другие персонажи (так уж получилось — не нарочно, просто совпало).

Но отмалчиваться насчёт того, символами чего они обе стали, уже не положено даже известным затворникам. Тут нужно мнение иметь. И высказывать.

Те, кому в своё время приходилось терпеть брюзжание о том, что «раньше были времена, а теперь — мгновения», с лёгкостью перенимают покровительственную интонацию

Вы наверняка уже видели этот фильм, сценарий у него повторяется с завидным постоянством. Сперва появляется исполнитель, чью аудиторию по большей части составляют старшеклассники и студенты первых курсов. Волна хайпа достигает критической точки. Колумнисты препарируют феномен популярности нового героя. И наконец звучат волшебные слова «голос поколения», после чего спор о недостатках и перспективах артиста становится спором о его аудитории, а к дискуссии подключаются те, кто далёк от регулярного обсуждения новой российской музыки. Что это там за голос, что за поколение?

18 стр., 8906 слов

Общение и коммуникативные барьеры

... барьеры. Трудности в общении происходят в большей мере от незнания способов и приемов выхода из сложившихся ситуаций в ходе общения индивидов. 2. Процесс и структура процесса общения. Межличностную коммуникацию ... в таком случае говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Рассмотрим несколько так называемых аксиом межличностной коммуникации. Коммуникация может быть как намеренной, так и ...

Сюжет должен быть отлично знаком Земфире, которая прошла все эти стадии в конце 90-х. С той важной поправкой, что интернет в те годы всё ещё пребывал в ясельном возрасте, соцсетей не было вовсе, а выражения, которыми певица формулирует своё отношение к более молодым коллегам, были в порядке вещей и считались обычной прямотой и откровенностью. Земфире тогда постоянно доставалось за внешность: чего стоит хотя бы интервью «Афише» с ремаркой «Нам казалось, что ты какой-то невероятный урод» или выпуск программы «Антропология», где дозвонившаяся в эфир зрительница критикует внешность артистки. Это, кстати, ещё один поколенческий маркер: Земфира, кажется, вполне искренне недоумевает, почему вдруг стало нельзя обсуждать чей-либо внешний вид — ещё вчера же можно было. Когда она была на месте Гречки или Монеточки, ей приходилось отбиваться самой, без скидок на лукизм.

Когда кого-то называют новой Земфирой (а и Гречку, и Монеточку так называли — не они первые, не они последние), это, конечно, бьёт по самолюбию: если новые подоспели, то что же, старую уже списали? И всё-таки поразительно, как каждый раз мы спотыкаемся об одни и те же грабли: те, кому в своё время приходилось терпеть и хамство в свой адрес, и брюзжание о том, что «раньше были времена, а теперь — мгновения», с лёгкостью перенимают менторский тон и покровительственную интонацию.

Напоследок — пара ёмких цитат из прошлого. «Последнее появление невероятно бесталанного и вульгарного молодого исполнителя вызвало такую бурю жалоб как от представителей прессы, так и от публики, что на месте телевизионщиков я бы засомневался, стоит ли приглашать его снова». «В визуальном смысле они кошмарны… В музыкальном смысле — практически конец света… Их тексты (с акцентом на безумных криках „yeah yeah yeah“) — катастрофа, вздорная мешанина романтических слоганов из валентинок… Большой вопрос музыкального бизнеса: надолго ли их хватит?» Первое написано в 1956 году об Элвисе Пресли. Второе — в 1964-м о The Beatles.

Сочинение: Проблема грубости, хамства в общении людей. Подготовка к ЕГЭ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

( 35 Голоса (ов) ) Подробности Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку

Сочинение по теме хамства и грубости в общении людей, образец к ЕГЭ по русскому языку

  • Пример готового сочинения.
  • Исходный текст, по которому пишется сочинение.

Проблема грубости, хамства в общении людей

Образец сочинения

«Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе», — заметил однажды Леонардо да Винчи. Думаю, художник, безусловно, был прав в своем утверждении. Однако что побуждает человека быть грубым в отношениях с окружающими? Об этом размышляет в своем тексте С. Львов. Основная проблема, поставленная здесь автором, — проблема грубости и хамства в человеческом общении.

Эта проблема очень актуальна для нашей современной жизни. Часто мы видим школьников, грубящих своему учителю, ссорящихся друг с другом супругов. Поэтому автор приглашает нас задуматься над своим поведением.

4 стр., 1548 слов

«Роль литературы в жизни человека» — примеры и аргументы

... захламляют ум или имеют увеселительный и развлекательный характер. На фоне этого значение художественной литературы в жизни человека всё более возрастает. Если предпочитать ей просмотр кино, видеороликов, новостной ленты, вскоре ... к чтению других, ведь чем умнее будет рядом стоящий человек, тем богаче будут собственные дети. Таков закон общества, в котором всё взаимосвязано и ничто не существует по ...

В данном тексте С. Львов приводит различные примеры грубого, хамовитого поведения — в семейной жизни, в сфере обслуживания. Он пытается исследовать саму природу агрессии, понять, что стоит за этим. И автор приходит к выводу, что за агрессией людей, наглостью, хамством стоит собственная слабость, комплекс неполноценности, нежелание работать. С. Львов искренне озабочен существованием этого явления в нашем обществе, размышляет о том, как можно его искоренить. «Любопытное наблюдение — горлодеры и грубияны, почувствовав, что могут получить отпор на привычном им языке, затихают», — замечает автор.

Текст С. Львова очень яркий и эмоциональный. Исследуя природу хамства, он использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («страшной маской», «в один непрекрасный день»), парцелляцию («На лестнице. Во дворе. В соседних квартирах»), сравнение и развернутую метафору («Новая заведующая въехала в кассу не на белом коне, как щедринский градоначальник, но на коне крика и под лозунгом «При мне будет не так, как при прежней заведующей»).

Я полностью разделяю позицию автора. Грубость, наглость и хамство недопустимы в человеческом общении. Они разрушительно действуют как на окружающих, так и на самого человека. Дети, выросшие в этой атмосфере, считают такое общение нормой и вырастают невоспитанными, злонравными людьми. Вспомним госпожу Простакову из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Это «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». По поводу и без повода она наказывает слуг, обращаясь с ними грубо и бесцеремонно. Наиболее часто употребляемые ею выражения — «скот», «воровская харя», «вор», «болван», «мошенник», «бестия». При этом героиня Фонвизина считает свое поведение нормой: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». «Приемы» матушки с легкостью усваивает Митрофанушка. Он грубит своей няньке Еремеевне, называя ее «старой хрычовкой», дерзит учителям. В финале комедии Митрофанушка отрекается от собственной матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Грубость, хамство, наглость порождают в нем злонравие, бессердечие.

Об этой же проблеме размышляет С. Довлатов в своей статье «Это непереводимое слово «хамство»». Автор здесь очень озабочен тем, что Россия во многом превосходит Америку по части агрессивного общения. Но выход, по мысли писателя, один — научиться противостоять хамству, давать ему достойный отпор.

Таким образом, давайте задумаемся о своем поведении, будем вежливы и доброжелательны в отношениях с окружающими.

Текст к сочинению на тему хамства в общении

Молодая замужняя женщина с высшим образованием. У ее мужа тоже высшее образование. Живут в хорошей квартире. У них машина, немало интересных книг, телевизор и пр. Когда эта женщина из благополучной на первый взгляд семьи воспитывает детей, это слышно сквозь двери, окна, стены… На лестнице. Во дворе. В соседних квартирах. Не стесняясь окружающих, она вопит: «Заткнись, дрянь!» — младшей дочке. «Руки, ноги переломаю!» — старшей. «Идиотки» — обоим детям. Не выдержав, в соседней квартире начинает лаять собака, и, право, лай собаки звучит интеллигентнее этого крика. Самое печальное: дети уже привыкли. От них теперь не добиться послушания ни спокойными словами, ни воплем: «Убью!» Муж мирится с этой вакханалией крика. Впрочем, супруги друг на друга кричат тоже. Мне приходится иногда видеть эту молодую женщину в пароксизме крика — ее лицо, обычно миловидное, становится страшной маской. Она стареет сразу на много лет. Не трудно догадаться, что будет дальше: в один непрекрасный день младшая или старшая дочь, а то и обе вместе ответят матери криком и бранью. Опасная цепная реакция…

В этой сберегательной кассе недавно еще приветливо здоровались с вкладчиками и даже обращались к ним по имени-отчеству. Клиенты отвечали служащим тем же.

Новая заведующая въехала в кассу не на белом коне, как щедринский градоначальник, но на коне крика и под лозунгом «При мне будет не так, как при прежней заведующей». Прежде всего, она упразднила вежливость. Сперва при посетителях стала покрикивать, потом кричать на подчиненных, полагая, что так утверждает свой авторитет. Затем стала кричать на клиентов. Особенно на тех, кто стар, теряется, не может сразу правильно заполнить бланк, написать доверенность или завещательное распоряжение. «Оглохли?» — может осведомиться она у человека, который действительно плохо слышит. «Сколько раз вам объяснять!» — это говорится чуть не каждому третьему. А чаще всего звучит: «Я вам не обязана!» Прежние работники кассы, задерганные окриками, стали работать заметно хуже, а некоторые — и это самые горькие плоды нового руководства — подражать начальнице. У нее же, когда она упоенно кричит, в глазах появляется победоносный блеск, она упирает «руки в боки», мимика выражает торжество: «Эк я их всех отбрила!»

У этой заведующей есть двойник — продавщица в соседнем магазине. Она работает медленно, неряшливо, бестолково. Когда появляется за прилавком, самые нервные покупатели, вздохнув, уходят — в другую очередь или в другой магазин. «Сейчас она нам задаст», — говорит какая-нибудь старенькая многотерпеливица, у которой нет сил занимать очередь снова в другом месте. И продавщица задает! У нее, как и у заведующей сберкассой, появляется такая же победоносная поза — «руки в боки», а в глазах блеск, как у гончей, которая травит зайца.

В нашем микрорайоне встреча этих двух женщин казалась неизбежной. Думалось, произойдет взрыв. Ан нет, встреча произошла, но столкновения не было. Крикуньи издали почувствовали, «кто есть кто». Покупка совершилась если не в дружественной, то, во всяком случае, в деловой обстановке. Голоса обеих дам звучали нормально, если не считать хрипоты, вызванной привычным криком. Любопытное наблюдение — горлодеры и грубияны, почувствовав, что могут получить отпор на привычном им языке, затихают.

Я убежден: за нежеланием терпеть крик стоит чувство социально ценное — собственного достоинства. А что стоит за криком? Комплекс неполноценности? Вряд ли заведующая сберкассой и продавщица из продмага задумываются над тем, почему они кричат. Но люди видят: своим криком они прикрывают неумение работать, симулируют активную деятельность, которой нет.

(С. Львов)

Следующие статьи:

Виды проблемы

Хамство

Аргументы

М.Зощенко «История болезни». Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестра в ответ на просьбу навести порядок в отделении.

А.Н.Островский «Гроза». Персонаж драмы Дикой — типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Д.Фонвизин «Недоросль». Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество, грубость, хамство увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».

А.П.Чехов «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противоположные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Главный герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», профессор Преображенский — потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

Афоризмы о хамстве. Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения — о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения — о моральном изъяне.

Путин потребовал строже наказывать чиновников за хамство

Чиновники, который позволяют себе хамство в общении с народом, должны наказываться строже, чем простые граждане, сообщил президент России Владимир Путин на встрече с общественными деятелями.

РИА «Новости»

«Нужно строже подходить к тем людям, которые, как вы сказали, хамят, но при этом занимают какое-то должностное положение. Нужно строже подходить, действующие законы позволяют это сделать», — сказал глава государства.

Путин подчеркнул, что необходимо строже вести правоприменительную практику норм, касающихся хамства чиновников.

«Перед законом все должны быть равны. Действующий закон позволяет принимать необходимые решения и в отношении таких должностных лиц, которых нужно выметать из органов власти и управления», — отметил президент России.

Заместитель секретаря Общественной палаты РФ, президент НЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, академик РАН Лео Бокерия поддержал требование Путина суровее наказывать чиновников, допускающих хамство.

«Во-первых, Владимир Владимирович случайных вещей не говорит, я давно в этом убедился, как, думаю, и все мы. Во-вторых, бесспорно, это [вежливость чиновников] обязательное условие для того, чтобы был порядок в мире, чтобы не деградировали традиционно хорошие отношения между людьми.

Чтобы не было так: полная свобода, что хочу, то и делаю», — пояснил академик.

По его словам, человек, который занимает высокую должность, у которого в подчинении работают люди, все время должен помнить об этике общения.

«Вчера я слушал доклад Андрея Воробьева, в котором глава Московской области уделил этому давно назревшему вопросу огромное внимание. У нас в Центре сердечно-сосудистой хирургии очень много разных сотрудников — от обслуживающего персонала до академиков. И еще со времен Александра Бакулева и Владимира Бураковского между всеми нами установились уважительные отношения, я не помню, чтобы за эти годы хоть раз кто-то поднял голос», — поделился президент НЦ.

Он напомнил, что ругань может привести к сильному урону здоровью.

«Ведь можно грубыми словами напугать человека — а ты ж не знаешь, что у него с коронарными сосудами? Какое у него артериальное давление? А вдруг ему после этого плохо станет? Поэтому, это вопрос, на котором мы должны сфокусировать внимание общества. Потому что, если этим озаботиться только сиюминутно — то грош цена всем усилиям», — пояснил Бокерия.

Накануне Путин подписал указ об отставке главы Чувашии Михаила Игнатьева — как раз из-за резких заявлений чиновника. Соответствующий документ опубликован на сайте Кремля.

«Отрешить Игнатьева Михаила Васильевича от должности Главы Чувашской Республики в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации», — сказано в указе главы государства.

Временно исполняющим обязанности губернатора Чувашии назначен депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Николаев.

28 января Михаил Игнатьев был исключен из партии «Единая Россия». В январе экс-глава Чувашии оказался в центре двух скандалов, которые повлияли на решение президента и партии.

Причиной отставки стало распространившееся на прошлой неделе видео с торжественной церемонии вручения ключей от пожарных машин. На записи видно, как губернатор, выдавая ключи офицеру МЧС, поднимает руку выше, чтобы сотрудник подпрыгнул за ними. Инцидент произошел 23 января во время смотра аварийно-спасательной техники.

Ролик вызвал резкое осуждение — главу региона обвинили в оскорблении сотрудника МЧС. 27 января инцидент обсуждался комиссией по этике «Единой России». В результате было принято единогласное решение рекомендовать президиуму генсовета исключить экс-губернатора из партии.

«Игнатьев унизил честь и достоинство офицера, который спасает жизни людей, оскорбил чувства миллионов человек. Лицу, занимающему высокопоставленный пост, в принципе непозволительно так себя вести, демонстрируя чванство и барские замашки, у губернатора же это превратилось в систему. Именно поэтому я считаю, что такому человеку не место в наших рядах. Это последовательная работа партии по очищению», — заявил ответственный секретарь комиссии Евгений Ревенко.

В пресс-службе главы Чувашии заявили, что Михаил Игнатьев не желал обидеть сотрудника, губернатор давно знаком с офицером, а сама церемония проходила «на позитивных эмоциях».

Хамство — национальная идея?

Гость – историк и режиссер Евгений Понасенков. Ведущая – Елена Ханга.

Е. Ханга:

— Сегодня в этой передаче мы поговорим на очень неожиданную тему — тему хамства, с которым мы сталкиваемся с первых секунд жизни. Об этом расскажут женщины, которые рожают в роддоме. Далее – с какими боями мы поступаем в детский сад, далее – школа. Недавно родители столкнулись с тем, что невозможно было просто прийти и цивилизованно записаться в школу, надо было выстаивать в диких очередях. И, конечно же, опять все столкнулись с хамством. Мы сталкиваемся с этим хамством на протяжении всей нашей жизни. И даже уйти из жизни нам тоже приходится с хамством. В общем, хамство, хамство и так далее. Это что, национальная особенность? Или нас так воспитывают? Или это защитная реакция наша российская.

«Елена Ханга: национальный вопрос» Хамство — национальная идея?

00:00

00:00

Е. Понасенков:

— Я столько лет с ним сталкиваются и не молчу. Когда происходит хамство в бытовом секторе, это отвратительно, ужасно, но все-таки можно это прикрыть завесой профессии. Но хамство в музее? В музейных залах всегда есть смотрители. В 99 % случаев в России это смотрительница. В 90 % случаев это дамы пожилого возраста. Мы понимаем зарплату, их состояние, положение. Если уж вы согласились на эту зарплату. Или не надо соглашаться. И вот такая особа подлетает к детям, к взрослым, не важно, к кому, очень грубо, хамски, жестко, с поводом и, как правило, без повода говорит: отойдите, не смотрите, не подходите, не трогайте, не фотографируйте. Не то что «пожалуйста», но это таким церберским командным голосом, как будто мы в женской колонии находимся. Ходит байка, что в одном из столичных музеев заведующая сектором смотрительниц – бывшая надсмотрщица в женской колонии.

Е. Ханга:

  • А как вы это объясняете?

Е. Понасенков:

  • Я объясняю это психологией этих дам, которые, возможно, считают свою жизнь неудавшейся. На Западе все улыбаются. Они могут вас ненавидеть, но они улыбаются, поскольку это принято.

Е. Ханга:

  • У нас очень часто говорят, что их раздражает это «keep smiling» — «постоянно улыбайся». Они говорят: он, может, улыбается, но про себя-то думает совсем другое. Уж лучше бы искренно сказал то, что думает.

Е. Понасенков:

— Я не согласен. Если близкий человек, то конечно. А зачем мне на улице смотреть на все проблемы людей, на всю их глупость, жадность, зависть. Как правило, в 90 % случаев искренность в социуме – это негатив. И поэтому безопасней, чтобы это был не искренне, а просто воспитанно. Воспитание – это цивилизация.

Е. Ханга:

  • А чем вы объясняете то, что мы постоянно сталкиваемся с хамством в тех местах, где на Западе этого хамства нет? У них что, зарплаты другие? У них там экология лучше?

Е. Понасенков:

— Я написал письмо о хамстве в Пушкинском музее. И получил кучу отзывов. Как ни странно, в 99 % случаев, кроме самих смотрительниц, полная поддержка. И все пишут комментарии и рассказывают свою собственную историю о хамстве и негативе, как им нахамили в разных музеях. Все очень просто. Раз в месяц, раз в полгода привозят в Пушкинский музей по одному шедевру из западных музеев. Так называемая выставка одной картины. Я уверен, что мы можем из 10 подобных выставок пропустить одну, одну картину не привезти, чем испортить весь музей полностью. То есть десятки тысяч шедевров такими хамскими смотрительницами. Мы можем за деньги, которые мы потратили на привоз одной картины, другие зарплаты, других сотрудников, может быть – нанять приветливую молодежь, студентов, доплатить им.

Е. Ханга:

  • Вы считаете, чем выше зарплата, тем меньше вероятности, что тебе нахамят?

Е. Понасенков:

— Здесь двояко. Это еще немного зависит все-таки от возраста и эстетики. И, конечно, от зарплаты. Если их обяжут, скажут: мы вам платим за улыбку, за неискренность. Не секрет, что среди молодежи колоссальная безработица. И молодежь с удовольствием пошла бы работать в музей. Но за 10 тысяч это невозможно, а за 30 уже более чем возможно. Мы в античном зале будем иметь античную красоту, за небольшие деньги и без хамства.

Е. Ханга:

  • Вы считаете, что нам хамят в больницах или паспортных столах, в вузах только потому, что у этих чиновников маленькие зарплаты?

Е. Понасенков:

— Там другая история. В этих организациях серьезные зарплаты, не считая теневой зарплаты. Там другой возраст и должна быть другая нервная система – более серьезная. В чем источник хамства в России тотального везде? Я бы выделил три момента. Первое – мы должны честно признать, Россия действительно отстает в цивилизационном развитии от Европы. Когда в Европе уже была античность, когда там уже была великая скульптура, великая поэзия, великая литература, когда там уже делали операцию на глазах, на хрусталиках глаза в Древнем Риме, у нас тут славяне не пришли на нашу территорию.

Е. Ханга:

  • Я с вами поспорю. Я вспомню Америку, нельзя сказать, что это более древняя цивилизация. Это новый мир. И тем не менее, там так не хамят.

Е. Понасенков:

— Это более древняя цивилизация по очень простой причине. В Америку приехали те же англичане, испанцы. Наследники европейской культуры. Они сами носители ее. Они цивилизовывают место, куда они приехали. В Россию мы никого не пустили. Мы все нашествия отбили. И мы живем, как мы хотим. Мы отстали в развитии тотально во всех сферах. Второй момент – эстетика. Когда вы рождаетесь в красоте, когда есть море, тепло, богатая растительность, цветы, климат…

Е. Ханга:

  • Вы описываете Сочи?

Е. Понасенков:

  • Нет. Я описываю среднеевропейскую ситуацию. Потому что Европа вся омывается различными морями. И в Европе действительно теплее в среднем. Там флора и фауна более замысловатые просто по набору разновидностей растений и цветов.

Е. Ханга:

  • Норвегия, Финляндия, Швеция – холодные страны.

Е. Понасенков:

— Там другая цивилизация. И именно потому, что у них другая цивилизация, человек цивилизованный – у него есть фантазия и воля фантазию реализовать. Другая чистота улиц, там закон, что дома должны краситься в разноцветные цвета, чтобы было настроение. И он себе формируют это настроение. Это предотвращает депрессию, нервы и хамство. Потом – эстетика природы и все прочее. А эстетика – это мать этики, как правильно сказал Бродский в нобелевской лекции. Если вы смотрите на красоту, постепенно ваш организм приходит в соответствие с красотой. Считается, что есть русская душа, все прочее. Русская душа – это выдумка не наша. Это выдумка иностранцев, которые не знали долго России и думали, что здесь живет какой-то очень добрый дикарь. На Западе при всем снобизме и жадности французов, при всей склочности итальянцев, при всем этом нигде нет поговорки «У соседа корова сдохла – мелочь, а приятно». Это и есть хамство.

Е. Ханга:

  • Мой приятель говорит: ты что, какое хамство, за нами Достоевский. Несмотря на то, что за нами Толстой, Пушкин, Достоевский, с этим хамством мы сталкиваемся постоянно.

Е. Понасенков:

— За нами не столько Достоевский, сколько, как правило, заградотряды. А за Достоевским – та виселица, на которой он был, с которой его с кружком петрашевцев, осужденных на казнь, сняли в последнюю секунду и отправили на каторгу, заменили смертную казнь приговором каторжным. После этого у него произошел тот психический слом, который потом сделал его достаточно больным человеком. Это не хамство, это просто убийство. И так во всем.

Е. Ханга:

  • Вы хотите сказать, что наше хамство уходит глубокими корнями в прошлое?

Е. Понасенков:

— В ХХ веке оно стало сформулировано. Потому что произошли те социальные изменения, которые раньше не были возможны. В 1903 году Дмитрий Сергеевич Мережковский формулирует гениальную фразу: «Идет грядущий хам». В целом хам, как чудовище, как циклоп с одним глазом. Он понимал, что идет век победы рабочих и крестьян. В дворянском, аристократическом обществе, которые оставляли по себе письменные источники, там хамства не было по простой причине. Потому что нахамил – дуэль, нахамил – уже не будешь ты вхож никогда ни в один приличный дом. Это называется репутация. Это называется честь.

Е. Ханга:

  • В наше время это называется «нерукопожатный».

Е. Понасенков:

— У нас нерукопожатный бывает только в партийном плане. Так вот, век социальных изменений, когда мир перевернулся. Действительно, «мы мир другой построим», мы старый мир разрушим. В экономике. Каждый раз повышают тарифы или нужно сменить паспорт, или нужно сменить удостоверение на машину, собирается копеечка. У нас люди не умеют зарабатывать деньги бизнесом. У нас бизнес делается на людях, отнимая деньги. И так копеечка к копеечке на перестраховке квартиры, перерегистрации машины, на этом стоит вся страна, каждые два месяца что-нибудь перерегистрируется.

Е. Ханга:

  • Вы считаете, что это тоже хамство?

Е. Понасенков:

  • Невероятное хамство. Потому что мы не можем этого не делать. Мы заложники. И они никак не объясняют, почему это надо делать, кроме того, что мы ввели такое правило.

Е. Ханга:

  • Хорошо, экономика. Еще?

Е. Понасенков:

— Политика. Мы знаем, что у нас в выборах есть небольшой административный ресурс. Мы это не скрываем. А что такое отношение к людям, к избирателям немножко наплевательское? Вы можете приходить голосовать, не приходить, но мы все уже знаем — это как называется?

Е. Ханга:

  • Хорошо, политика. Еще?

Е. Понасенков:

— Медицина. Если бы в букваре нужна была детям буква «а» и что-то рисуют. Арбуз. Хамство – медицина. Начиная с запаха, с облезлости дверей приемного покоя, начиная с лица женщины, которая в приемном покое на вас смотрит, лучше сразу сдохнуть или быстро выздороветь. Лежать там невозможно. Это еще Зощенко писал.

Е. Ханга:

— Часто у нас обсуждают люди, приехавшие из Европы, говорят: выбросили из машины бутылку или фантик, а сзади едущая машина уже позвонила в полицию, заявила. И вот тебя тут же на светофоре взяли. Вот они стукачи. Как вы относитесь к тому, что вот так борются за чистоту в городе?

Е. Понасенков:

— Это не стукачество, это официальный звонок. Вы ехали, вам в лицо попало свинство. Вы позвонили, чтобы это свинство было наказано. Это самооборона. Если вы едете на скорости, а вам что-то в лобовое стекло или лицо попадает. У нас курят на балконе, и все это летит вниз — это вообще пожар. Мы хотим все-таки жить как варвары.

Е. Ханга:

  • А почему у нас в самой читающей стране мира такое творится в лифтах? Причем сейчас уже вроде домофоны стоят, все равно такое творится.

Е. Понасенков:

— Есть подсчеты международной организации при ООН. Мы давно уже не самая читающая страна. Я считаю, что грамотность и чтение не означают понимание. Мы не самые понимающие. Если мы читали Маркса и Ленина в изложении соответствующих людей, это не значит, что мы были самые образованные. И что такое домофон? Это для честных людей и для своих. Если домофон сломался, потому что нахамил ЖЭК, я не могу попасть в свою квартиру. У нас шпана часто стоит на первом этаже. А я ничего не могу сделать. Они же имеют право, они живут в этом доме. В этом есть трагедия ХХ века. Профессора Преображенского уплотнили Шариковым. Роман четко отражает изменения, произошедшие в ХХ веке. Шариков получил власть и размножение. Шариков генетически не может не быть хамом. Давайте продолжим про сравнение России и Запада. Мы делаем ремонт. Надо иметь совесть и знать, что можно ломать, а что лучше переклеить, чтобы не шуметь, соседям жизни дать. На Западе надо предупреждать, когда вы это делаете. Могу открыть тайну, что в выходные дни нельзя сверлить. Нельзя несущую стену сносить. Я вызываю милицию. Я стукач. Хотя стукач – это когда аноним. Я называю фамилию, я иду с милицией к соседям. Они говорят: а нам плевать на законы. Им милиционер показывает – вот закон Москвы. Они на него плюют. Хотя милиционер с автоматом. А он же ничего не может сделать. Дальше самое главное хамство этой страны. Он поворачивается ко мне, в присутствии нарушителя закона, и говорит: Евгений, может, вы все-таки потерпите? Я не хочу терпеть. У нас реально сейчас действует уже много веков национальная идея – хамство. Она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. А моя позиция, как человека, который никуда не выдвигается ни на какие выборы, это отменить старую парадигму и ввести новую – уважение друг к другу.

Е. Ханга:

  • Но в школе нас всегда учили уважать стариков, уступать место, не кричать, не хамить. Е. Понасенков:

— Школа – это то место, где учат физиологическому хамству. Потому что, то, как относятся учителя к ученикам, то, как они на них смотрят, как они кричат, как они позволяют себе с ними обращаться, это все на самом деле есть. Раньше были отдельно аристократические школы, отдельно для бедных. Я предлагаю, когда в школу берут ребенка, чтобы понимали, из какой семьи. В первый месяц выявляется, кто дерется, хамит и так далее.

Е. Ханга:

  • Он дерется, и что с ним делать?

Е. Понасенков:

  • Отчислять. В одном районе 50 школ. Сделать одну школу для них всех.

Е. Ханга:

  • Вы призываете к сегрегации.

Е. Понасенков:

— Я хочу, чтобы меня защищали. Моя задача – объяснить, что защищать надо не только бандитов и хамов, а еще честных людей и воспитанных людей. Мы никогда, если не будем принципиальными, не защитим честных и воспитанных. Добро должно быть с кулаками. Это идея практически христианская. Потому что мы привыкли, что подставь одну щеку, другую щеку. Нет, что делал Христос. Он взял плетку и выгонял из храма тех, кто там менял, занимался торговлей. Они хамили Господу Богу. С его точки зрения. Мы должны быть требовательными. Мы должны учиться быть требовательными. Мы сами за себя отвечаем. Мы должны научиться добиваться своего. Мы должны отвечать хаму.

Я борюсь с хамством — написал письмо в Пушкинский музей.

Е. Ханга:

  • Вам ответили?

Е. Понасенков:

— Нет, но меня уже пригласили на открытие выставки. Я узнал, что моя приятельница пошла с ребенком, прошлась по залам. И специально подводила ребенка к опасным местам, где раньше… Никто не подошел, хотя на лицах она видела желание. Потому что, видимо, им дали по шапке. Но это временно. А если не только я, а каждый человек будет вот так замечать, то постепенно, это процесс очень долгий, но он действенный, все будет нормально. В России никто не судится по-настоящему. Судятся всегда сильные. В России не судятся, а могут засудить. Сильный засудил слабого. Я считаю, что каждый человек по каждой мелочи, вообще надо тренинг проводить. Пока мы по каждой мелочи не будем ходить в суд, наша культура не станет цивилизованной.

Е. Ханга:

  • Почему смеются над американцами? Они постоянно судятся, кафе вылил себе на коленки – судится, тот ему нахамил в офисе – судится. Что это за нация?

Е. Понасенков:

— Везде есть свои перекосы. У нас в одну, у них в другую сторону. Но в целом у нас есть итоги. Культура и экономика Америки и благосостояние на душу населения Европы и наши. Я считаю, что это связано. Я думаю, что мы действительно не хотим меняться. Мы идем своим путем. Эта фраза самая страшная. И большинству это все удобно. Когда им хамят, они это обсудили на кухне – и все. Они сами на следующий день кому-то другому нахамят. А я считаю, что это катастрофа.

Если бы хоть один член парламента Британии или Германии, Франции позволил себя вести хоть на секунду, как ведут 90 % наших парламентариев, он бы не появился больше не то что в парламенте, на улице бы больше не появился. У нас никто не борется за свои права.

Е. Ханга:

  • Сколько должно пройти лет, чтобы мы избавились от этого национального хамства?

Е. Понасенков:

  • Гоголь сказал, что Пушкин – это русский человек через 200 лет. Гоголь ошибся. Поэтому я не буду строить ненужных прогнозов.