I. Роль революционной интеллигенции в деле внесения в рабочее движение научной теории социализма.
II. Революционная интеллигенция в романе А.М.Горького «Мать»
1. Общественной положение представителей революционной интеллигенции, их прошлое.
2. Осознание революционной интеллигенцией своей исторической роли.
3. Безграничная преданность интересам рабочего класса и партии: революционная деятельность — животворный источник их силы, внутреннего удовлетворения, счастья, красоты и смысла их жизни.
4. Твердая уверенность в победе социализма, основанная на понимании могучих творческих сил пролетариата.
5. Моральная красота представителей революционной интеллигенции:
- а) самоотверженность, подчинение личной жизни интересам революционной борьбы пролетариата;
- б) бесстрашие, мужество;
- в) скромность, любовь к жизни, понимание красоты природы, искусства, гармоничность их внутреннего развития.
III. Роль революционной интеллигенции в построении коммунизма.
Во многих замечательных произведениях русских писателей были ярко нарисованы образы представителей интеллигенции, стремящихся найти пути к новой, лучшей жизни. Но тогда еще не все они понимали великой роли народных масс и, в первую очередь, роли рабочего класса в осуществлении этой мечты, не все еще видели силы пролетариата, его историческое значение в деле завоевания лучшей жизни, в деле построения социализма.
А.М.Горький в своем замечательном романе «Мать» впервые изобразим лучших представителей русской интеллигенции, ясно видевших силу и мощь рабочего класса, его историческую задачу изменить сущестсвующий эксплуататорский строй, взять власть в свои руки. Понимая это, революционеры-интеллигенты стараются «внести всет в темное сознание» рабочих масс, придать стихийному рабочему движению целенаправленность, вооружить рабочих марксистской теорией социализма. Для этого образуются революционные кружки, цель которых — донести до сознания рабочих и крестьян идеи научного коммунизма. Революционеры-интеллигенты распространяют среди рабочих марксистскую литературу, открывая их глаза на существующую действительность, заставляют задуматься над причинами ужасной и тяжелой жизни народных масс, над причинами, от которых человек морально и духовно разлагается, погибает.
Томас Мор и Томмазо Кампанелла как основоположники утопического социализма
... ней неоднозначно. Наиболее яркими представителями европейского социализма XVI-XVII вв. стали английский гуманист Томас Мор и доминиканский монах Томмазо Кампанелла, идеи которых, высказанные в их знаменитых произведениях, получили развитие в буржуазной политико-правовой ...
С глубоким уважением и симпатией, с большой сердечностью и теплотой изображает Горький в своем романе лучших представителей интеллигенции. Эти замечательные люди нашли в себе силы порвать со своим обществом. Они покидают богатые дома родителей и уходят в революцию для того, чтобы бороться за права обездоленного народа. Изучив марксистскую литературу, революционеры-интеллигенты стараются донести ее основные идеи до народного сознания, не считаясь с трудностями, лишениями, с преследованием со стороны царской полиции.
Революционеры-интеллигенты, изображенные Горьким в романе, это — Николай Иванович, Егор Иванович, Наташа, Сашенька, Людмила, Софья.
Каково же их общественное положение, их прошлое?
Наиболее ярко рисует Горький образ учительницы Наташи. Наташа — дочь богатых родителей. Ее отец торгует железом, имеет несколько домов. Она воспитывалась в тепле, ее баловали всем, чего она хотела. Однако Наташа порывает со своим классом и уходит в революцию с бесстрашной готовностью отдать за нее, если понадобится, свою жизнь. За то, что она пошла этой дорогой, отец прогоняет ее. Теперь с прошлым Наташу связывает только любовь к матери, простой и доброй женщине, замученной грубостью и жадностью мужа.
Почти такое же прошлое у другой революционерки — Сашеньки. Она — дочь помещика, теперь — земского начальника. Сашенька настолько ненавидит отца-прохвоста, который обворовывает крестьян, что даже не хочет иметь отчество, считает отца умершим для себя. Она говорит: «У меня нет отца». И когда Сизов пытается сказать Саше, что уж очень она строга насчет него, Сашенька страстно кричит: «Ведь если ваш сын — дрянной человек, вредный людям, противный вам — вы это скажете?.. Вам справедливость — дороже сына, а мне она дороже отца…»
Теперь Сашенька целиком отдалась служению делу революции. Она — в самом водовороте революционной борьбы, в первых рядах лучших представителей революционной интеллигенции.
Характерен образ большевика — интеллигента Егора Ивановича. Из слов рабочих мы узнаем, что он руководит революционным кружком. «Наш учитель и друг,» — так называют его члены кружка.
Егор Иванович — сын сельского дьячка, однако он не пошел по следам совего отца. Еще в молодости вступает Егор Иванович на дорогу революционной борьбы. Вся его жизнь — служение делу революции, интересам народа. Иной жизни, иных интересов у него — нет. Суровые годы ссылки, тюрьмы ослабили, подорвали его здоровье, но не сломили твердости духа. Смысл жизни для этого человека — борьба за счастье народных масс, борьба за построение социалистического общества.
Большое значение имеют в романе образы Николая Ивановича и Софьи — брата и сестры. Они — выходцы из обеспеченной семьи: их отец — управляющий заводом в Вятке. Однако Николай Иванович пошел в учителя. В деревне он давал мужикам книжки, и за это его посадили в тюрьму. После тюрьмы он служил приказчиком в книжном магазине, но — вел себя неострожно и снова попал в тюрьму, потом был выслан в Архангельск. Там у него тоже вышли неприятности с губернатором, и его заслали на берег Белого моря, в деревушку, где он прожил пять лет. Теперь Николай Иванович занимается делом, о котором говорит так: «Я занимаюсь в земской управе очень печальной работой — наблюдаю, как разоряются наши крестьяне… Люди, истощенные голодом, преждевременно ложатся в могилы, дети родятся слабыми, гибнут, как мухи осенью, — мы все это знаем, знаем причины несчастия и рассматривая их, получаем жалование. А дальше ничего, собственно говоря…»
Какова роль отца в жизни ребенка?
... мои рассказы до конца. Судьба распорядилась, что у меня нет отца, но у меня есть замечательный дед. Сочинение 2 Абсолютно счастлив в жизни ... как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком. Иван Бездомный – это псевдоним Ивана ... отец. Однако, если отдельно говорить о роли отца в жизни ... Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь ...
Софья, его сестра, придцатидвухлетняя женщина, на шесть лет старше Николая Ивановича. Она — вдова. Муж у нее был сослан в Сибирь, но бежал оттуда и умер от чахотки. В совем сердце Софья хранит память о любимом человеке. Часто она вспоминает о нем и с грустью и нежностью говорит: «Какой он чуткий был, отзывчивый на все,- всем полный… Сколько дал мне счастья этот человек… Как он умел жить…» И перед нами встает образ борца-революционера, наделенного замечательными человеческими качествами.
У Софьи нет постоянного места жительства. Как говорит Николай Иванович, она живет везде; где есть нужда в смелом человеке, там и она. Много сил и энергии отдает Софья революционному делу. И сейчас она в деле, на месте не сидит ни минуты. Кажется, что она носится в жизни широким кругом, только порою заглядывая к брату, чтобы наполнить его квартиру своей бодростью и музыкой.
Несколько страниц романа посвящено еще одной представительнице революционной интеллигенции — Людмиле Васьльевне. «Чудесная женщина! Великолепная женщина… она — революционерка, товарищ, чудесная душа» — говорит о ней Егор Иванович. У Людмилы есть сын, он живет у отца. Ее муж — товарищ прокурора, сознательный враг тех людей, которые ей близки, которых она считает лучшими людьми земли. И Людмила беспокоится за судьбу сына, боится, что он вырастет ее врагом, врагом того дела, которому она посвятила свою жизнь.
Все эти замечательные люди — революционеры-интеллигенты — ясно понимают свою задачу, свою историческую роль в деле борьбы за новую жизнь. Еще на первом собрании революционного кружка Наташа говорит о задачах, стоящих перед ними: «Правы те, которые говорят — мы должны все знать. Нам нужно зажечь сеюя самих светом разума, чтобы темные люди видели нас, нам нужно на все ответить четко и верно. Нужно знать всю правду, всю ложь…» Они понимают, что их задача — донести до народных масс правду жизни, раскрыть ложь, царящую в ней, внести в стихийное рабочее движение теорию социализма, научно вооружить рабочий класс.
Егор Иванович, Николай Иванович, Сашенька и все другие члены революционной организации безгранично преданы делу рабочего класса и партии. Революционная деятельность на счастье народа питает их силой, является источником их жизни. В ней они видят смысл ее и находят свое счастье. Пусть иногда им приходится трудно, очень трудно, но они никогда не падают духом, никогда из их уст мы не услышим слов жалости к себе.
Софья говорит: «Я не чувствую, что мне трудно, и не могу представить жизнь лучше, интереснее этой.»
Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова
... любовный треугольник, который можно рассмотреть как метафору трех видов людей того времени: Чацкий – честный, умный и искренне любящий; Мочалин – лицемерный и фальшивый. А Софья ... бы Софья изначально сделала правильный выбор, в пользу Чацкого. Также читают: Картинка к сочинению Чацкий, Софья и Молчалин ... ссылку, в момент неустроенности его личной жизни и ограничения свободы творчества. Повесть Поездка ...
Когда мать обращается к Наташе со словами: «Бедная вы моя!» — девушка восклицает: «О нет! Я порой чувствую такую радость, такое счастье!» И глубоким голосом, тихо и внушительно она говорит:»Если бы вы знали… если бы вы видели, какое великое дело делаем мы!»
А дела, которые они делают, поистине велики. Под руководством революционеров-интеллигентов создаются рабочие кружки, благодаря книгам и газетам, которые они распростарняют среди рабочих и крестьянских масс, растет сознательность народа, его активность в борьбе против существующего строя. Большую агитационную работу проводят члены организации. Из слов Людмилы мы узнаем, что Николай Иванович очень много читает среди городских рабочих. Да и сама Людмила выполняет огромную работу, печатая различные революционные статьи, речи, прокламации.
Понимая и ясно преставляя себе роль рабочего класса в деле построения социализма, революционеры-интеллигенты в то же время чувствуют и остро сознают, что только в союзе с крестьянскими массам может рабочий класс выполнить свою историческую задачу, только тогда сможет пролетариат завоевать политическую власть, когда в борьбу против эксплуататорского строя вступят с ним крестьянские массы. Для того, чтобы поднять сознание крестьян, ясно указать им цель борьбы, революционеры-интеллигенты ведут среди них огромную революционную работу. Они снабжают деревню марксистской литературой, издают для нее специальную газету, посылают своих агитаторов.
Так Софья с Ниловной идут в одну из деревень, где Софья рассказывает крестьянам о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян в Германии, о несчастьях ирландцев, о великих подвигах рабочих-французов в частых битвах за свободу. Ее голос будил в крестьянах надежды, внушал уверенность, и они молча слушали повесть о своих братьях по духу, перед ними все ярче освещалось святое дело всех народов мира — бесконечная борьба за свободу. Человек приобщался к миру умом и сердцем, видел в нем друзей, которые давно уже единомышленно и твердо решили добиться на земле правды, освятили свое решение неисчислимыми страданиями, пролили реки крови своей ради торжества жизни новой, светлой и радостной. Возникало и росло чувство духовной близости со всеми, рождалось новое сердце земли, полное горячим стремлением все понять, все объединить в себе.
Пламенные слова Софьи вызывают уверенность в близкой победе: «Наступит день, когда рабочие всех стран поднимут головы и твердо скажут — довольно. Тогда рухнет призрачная сила сильных своей жадностью, уйдет земля из-под ног их и не на что будет опереться им…»
И крестьяне откливаются на эти слова, зажигающие сердце. Рыбин говорит: «Так и будет! Не жалей себя — все одолеешь!»
Много трудностей на пути борьбы, но они не страшны. Революционеры-интеллигенты живут полной жизнью, их счастье — в счастье народа, они сумели найти пути к человеческому сердцу. «Все в человеке перед ними открывается без робости, без опасений, — сама собой распахивается душа встречу им». Они заставляют поверить в свои силы. И мать говорит Софье: «Думаю я про всех вас: одолеют они злое в жизни, непременно одолеют!» А Софья уверенно и громко отвечает: «Мы победим, потому что мы — с рабочим народом! В нем скрыты все возможности, и с ним -все достижимо! Надо только разбудить его сознание, которому не дают свободы расти…»
Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков
... русских князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Вместе с тем, понятие родины ... Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», ... Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный ... расцветшая в нашем веке, в 20-х – 30- ...
А когда мать спрашивает о том, кто же наградит их за труды, Софья с гордостью отвечает: «Мы уже награждены! Мы нашли для себя жизнь, которая удовлетворяет нас, мы живем всеми силами души — чего еще можно желать?»
Находясь в одном строю с борющимся народом, на одной с ним революционной дороге борьбы, лучшие представители интеллигенции находят в этом удовлетворение, красоту жизни: «Я, знаете, последние дни страшно хорошо жил — все время с рабочими, читал, говорил, смотрел. И в душе накопилось такое — удивительно здоровое, чистое. Какие хорошие люди, Ниловна!.. Я ведь привык быть среди рабочего народа, и, когда отрываюсь от него, мне делается неловко, — знаете, натягиваюсь я, напрягаюсь для этой жизни. А теперь снова могу жить свободно, буду с ними видеться, заниматься. Вы понимаете — буду у колыбели новорожденных мыслей, пред лицом юной, творческой энергии. Это удивительно просто, красиво и страшно возбуждает, — делаешься молодым и твердым, живешь ботаго!» — говорит Николай Иванович.
Понимая могучие творческие силы пролетариата, способные изменить мир в пользу народа, революционеры-интеллигенты уверены в победе социализма. И слова Николая Ивановича, исполненные величайшего оптимизма, становятся лейтмотивом романа: «Я говорю о молодых рабочих — крепкие, чуткие, полные жажды все понять. Смотришь на них и видишь — Россия будет самой яркой демократией земли!»
Встав на путь борьбы за построение социалистического общества, революционеры-интеллигенты отдают этой борьбе все силы, все знания, посвящают ей всю свою жизнь. Они отказываются от своих личных интересов, полностью подчиняя их интересам революционной борьбы пролетариата. Ярким примером этого могут служить благородные поступки Сашеньки и Николая Ивановича.
Сашенька любит Павла Власова, но она не хочет быть ему помехой в революционной борьбе. Она говорит Ниловне: «Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь, я не стесню его, нет.» И мать чувствует, что Саша способна сделать так, как говорит.
Николай Иванович тоже любил одну девушку. И хотя прошло уже много времени с той поры, когда они расстались, он и сейчас продолжает любить ее все так же — всей душой, благородно.
Но соединить свою жизнь с ее жизнью он не мог. Он навсегда расстается с любимым человеком. О причинах, побудивших его так поступить, Николай Иванович говорит: «Семейная жизнь понижает энергию революционера, всегда понижает! Дети, необеспеченность, необходимость много работать для хлеба. А революционер должен развивать свою энергию неустанно, все глубже и шире. Этого требует время — мы должны идти всегда впереди всех, потому что мы рабочие, призванные силою истории разрушить старый мир, создать новую жизнь. А если мы отстанем, поддаваясь усталости или увлеченные близкой возможностью маленького завоевания, это плохо, это почти измена делу! Нет никого, с кем бы мы могли идти рядом, не искажая нашей веры, и никогда мы не должны забывать, что наша задача — не маленькие завоевания, а только полная победа.»
Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова
... В домашней жизни был очень скуп. Вел дом как зажиточный крестьянин, никаких удовольствий жене не делал и только в свои именины иногда устраивал обед и музыку. Николай в ... говорила ему, что он должен поступить в университет, потому что образованность приобретается в университет, а не в специальных школах. Но отец не хотел слышать об этом. Отец Некрасова ... И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и ...
Так ради общего дела революционеры-интеллигенты жертвуют своей личной жизнью. Они полностью посвятили себя великому делу борьбы за свободу человека. И ни тюрьмы, ни ссылки не могут остановить их. С каким восхищением говорит Людмила о жизненном подвиге Егора Ивановича:»Мы вместе жили в ссылке, шли туда, сидели в тюрьмах… Порою было невыносимо, отвратительно, многие падали духом… А он всегда был неутомимо весел, шутил, смеялся, мужественно скрывал свои страдания… старался ободрить слабых. Добрый, чуткий, милый… Там, в Сибири, безделье развращает людей, часто вызывает к жизни дурные чувства — как он умел бороться с ними! Тяжела, мучительна была его личная жизнь, но никто не слыхал жалоб его, никто, никогда! Я многим обязана его сердцу, он дал мне все, что мог, от своего ума и, одинокий, усталый, никогда не просил взамен ни ласки, ни внимания… Товарищ, дорогой мой, милый, благодарю, благодарю все сердцем! Буду работать, как ты, не уставая, без сомнений, всю жизнь!» Действительно, Егор Иванович мужественно переносит тяжелую болезнь. Даже перед смертю его не покидает сила воли, твердость духа; он продолжает шутить, хотя знает, что жить ему осталось совсем мало. Однако мы чувстуем, как велико у этого земечательного человека желание жить, как ему не хочется умирать. Он говорит матери:»Говоря по совести — я не хочу умирать…» И сейчас еще он мечтает о деле, желает работать, без борьбы для него нет жизни:»Я бы мог еще работать… Но, если нельзя работать, нечем жить и — глупо жить…»
Бесстрашные, мужественные поступки совершает Софья. Ей приходится жить под чужим именем, пользуясь фальшивым документом, переодеваться, скрываясь от шпионов, возить пуды запрещенных книг по разным городам, устраивать побеги для остальных товарищей, сопровождать их заграницу. В ее квартире была устроена тайная типография, и когда жандармы, узнав об этом, явились с обыском, она, успев за минуту перед их приходом переодеться горничной, ушла, встретив у ворот дома своих гостей, и без верзнего платья, в легком платке на голове и с жестянкой для керосина в руках, зимою, в крепкий мороз, прошла весь город из конца в конец. Другой раз она приехала в чужой город к своим знакомым и, когда уже шла по лестнице в их квартиру, заметила, что у них обыск. Возвращаться назад было поздно, тогда она смело позвонила в дверь этажом ниже квартиру знакомых и, войдя со своим чемоданом к незнакомым людям, откровенно объяснила им свое положение. «Можете выдать меня, если хотите, но я думаю, вы не сделаете этого», — сказала она уверенно. Ее не выдали. Однажды она, переодетая монахиней, ехала в одном вагоне и на одной скамье со шпионом, который ее выискивал, не догадываясь, что она сидит рядом с ним. Он был уверен, что она едет с этим поездом в вагоне второго класса, на каждой остановке выходил и, возвращаясь, говорил ей: «Не видно, — спать легла, должно быть. Тоже и они устают, — жизнь трудная, вроде нашей!»
Заставляет обратить на себя внимание и поступок Сашеньки в тюрьме, когда та, будучи обижена смотрителем тюрьмы, объявила ему, что уморит себя голодом, если он не извинится перед ней. Она не кушала восемь дней, а своего добилась:смотритель извинился. Настойчиво и сурово звучат слова Саши: «Человек не должен прощать обиду».
Жизнь и творчество Фадеева
... изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. ... идущие «против течения» большевики, подчиняющие стихию взбунтовавшегося партизанского отряда. Молодой крестьянин Иван Неретин («Разлив») в напряженной обстановке классовой борьбы обнаруживает все качества ...
Таким образом, мы видим, что революционеры-интеллигенты — смелые, мудественные и гордые люди, сопсобные на подвиги во имя жизни, во имя человека.
В то же время мы чувствуем, что представителям революционной интеллигенции присущи духовные качества [подчеркн. учителем], они остро ощущают красоту природы, видят в каждом дереве, в каждом цветке особенную прелесть. «Какая славная сосна!» — восклицает Софья, указывая матери на дерево, а сосна была не выше и не гуще других.
«Жаворонок!»- серые глаза софьи ласково разгорались, и тепло будто поднималось от земли навстречу музыке, невидимо звеневшей в лесной[?] высоте. Порою она, гибко наклоняясь, срывала полевой цветок и легкими прикосновениями тонких быстрых пальцев любоврно гладила дрожащие лепестки. И что-то напевала тихо и красиво.
А Николай Иванович! Он говорит всего три слова о цветах «Я люблю их», — а мы уже можем судить о его отношениях не только к цветам комнатным, но и ко всей природе.
Николай Иванович и Софья любят и понимают музыку. Когда Софья играет Грига, Николай Иванович сидит, словно завороженный чудесными звуками плавных аккордов. На вопрос, понравилось ли ему, он отвечает: «Очень! Очень…»
Нас покоряет человечность отношений между революционерами-интеллигентами, их забота об окружающих.
Примером этого могут служить отношения между Софьей и Николаем Ивановичем. Когда Софья с Ниловной идут в деревню, прощаясь с сестрой, Николай Иванович крепко пожал ей руку, и мать отметила простоту и спокойствие их отношений. Ни поцелуев, ни ласковых слов у этих людей, а относятся они друг к другу так душевно, заботливо.
Поручая Ниловне различные задания, революционеры-интеллигенты волнуются за ее жизнь. Так, когда Ниловна возвращается из деревни, куда та была послана для установления связи с крестьянами, Николай Иванович встречает ее радлостным возгласом, и глаза его ласково и живо мигают под очками. Он говорит с ласковой улыбкой, заглядывая в лицо матери: «А я уж думал, не случилось ли чего с вами?»
Таким образом, Горький показал в своем романе лучших представителей интеллигенции, нарисовал их образы ярко, убедительно, подчеркнул их нерасторжимую связь с революционной борьбой народных масс за свое освобождение. Уже в то время они видели свою родину демократической страной, где власть принадлежит народу. Уже тогда они чувствовали, что торжество социализма в нашей стране — неизбежно. Но социализм — это еще не конечная цель народной борьбы. Остро чувствуя и понимая это, революционеры-интеллигенты предвидели возникновение нового, более прекрасного, процветающего общества, имя которому — коммунизм. И беззаветно выполняя свой долг перед народом, революционеры-интеллигенты приближали каждым днем своей жизни, полной борьбы, момент торжества этого общества.
Сейчас, когда мы живем уже в эпоху социализма, советская интеллигенция способствует дальнейшему расцвету нашего общества на пути к коммунизму, она занимает ведущее положение в осуществлении научного и технического прогресса в нашей стране, в развитии культуры и искусства. Во всем, что окружает нас в жизни, есть большая доля труда нашей интеллигенции, которая вместе со всем советским народом живет неугасимой верой в скорую победу коммнузма и все свои успехи и достижения посвящает приближению прекрасного будущего.
Денис Иванович Фонвизин — интересные факты из жизни
... Взрослая жизнь Окончившему в 1762-м гимназию Фонвизину, биографию которого мы рассматриваем в статье, предложили должность переводчика в Коллегии иностранных дел. До 1769-го Денис Иванович ... перевод басен Гольберга. В следующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона: «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая», ...
5