Чацкий и Печорин, сходства и различия (по произведениям А.С. Грибоедова и М.Ю. Лермонтова)

Сочинение

Комедийная пьеса «Горе от ума» была написана в 1822-1824 гг. «Герой нашего времени» был завершен в 1840 году. Даты, когда авторы поставили точки в созданных ими произведениях, разделены небольшим промежутком времени в 16 лет. Но бросается в глаза, насколько сильно отличаются главные действующие лица. Различие талантов и личностных особенностей авторов не могут быть причиной столь значительных отличий.

Александр Чацкий и Григорий Печорин – это не только абсолютно разные художественные образы, но, в гораздо большей степени, разные образы исторических эпох с отличающимся поведением, образом жизни и мыслей.

Чацкий и Печорин как представители эпохи

Александр Чацкий – открытый человек, привыкший находится в обществе. В нем нет таинственности и загадочности. Герой откровенен со всеми людьми, даже глупцов считает равными себе. Он будто вошел на страницы пьесы прямиком с собраний тайных декабристских обществ. Действующее лицо пьесы воплощает основные черты именно этих людей: завсегдатай балов, открыто и без утайки высказывающий на них свои идеи. Декабристы действовали точно так же.

Григорий Печорин – человек совсем иного склада. Он закрыт, его истинные мысли и мотивы поведения надежно сокрыты под маской. Представляет интерес то, как он говорит с Вернером. Их диалоги позволяют многое понять. Персонажи никогда не спорят друг с другом, говорят метафорами и загадками. В тексте «Героя нашего времени» нет монологов, обнажающих внутренний мир главного героя.

Сочинение на тему: Чацкий и Печорин, сходства и различия (по произведениям А.С. Грибоедова и М.Ю. Лермонтова)

Различия в отношении к службе и обществу

Чацкий воплощает в себе тип человека, открыто преобразующего общество. Его действия – область возможного, герой полностью направлен на будущее, даже принадлежит ему. Его великие поступки и достижения только впереди. Григорий Печорин воплощает в себе настоящий момент. Он сам является мотивацией собственных поступков. Ему наскучила жизнь, он не стремится изменить ее или окружающий мир.

2 стр., 875 слов

Чацкий и Молчалин: герой и антигерой в «Горе от ума» (1)

... ним Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Чацкий, не боясь осуждения других, открыто высказывает свое мнение; Молчалин же лебезит, ... И награжденья брать, и весело пожить?" Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего "сужденья произнесть", потому ... развитое чувство личного и национального достоинства. Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость ...

Драматический фон создается за счет поисков смешного в трагическом, все части произведения Михаила Юрьевича Лермонтов содержат трагические и драматические нотки: смерть или разлуку. Чацкий не служит, в отличие от Печорина, руководствуясь как внутренними, так и социальными мотивами.

Герой лермонтовского произведения не может помыслить себя вне воинской службы. Мы почти всегда видим его в офицерском мундире. Для его эпохи это естественное положение вещей. Во времена же Александра I служба воспринималась как служение обществу, соответственно, цели должны быть высокими, основанными на кодексе чести. Молодой человек стремился либо спасти отечество, либо поспособствовать всеобщему процветанию. Достаточно вспомнить размышления героев «Войны и мира» Николая Болконского и Пьера Безухова в эпилоге романа-эпопеи.

Григорий Печорин может совершать то, что было неприемлемо в предыдущую эпоху. Чацкий слышит чужие разговоры, становясь их невольным свидетелем. Печорин же подслушивает беседы других людей целенаправленно.

Роль любовных линий в раскрытии образов

Различия главных героев становятся особенно заметными при анализе их отношений с противоположным полом. Если судить по текстам, два этих персонажа почти одного возраста.

Герой пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» пылок и романтичен. Он провел в разлуке с возлюбленной долгих три года. Он буквально влетает к ней, истосковавшись по ее обществу. Его чувства так свежи, будто с последней встречи прошло лишь несколько минут. Пылкость его чувств близка к эпатажу, но отношение к любимой остается безупречным в любой ситуации. Его не в чем упрекнуть, он неизменно благороден даже после того, как узнает о том, что она любит другого.

Печорин совсем иного склада. Он может поспорить на женщину: на страницах романа это случается дважды. У него есть искренние чувства лишь к одной женщине – Вере, но и ее он не стремится сделать счастливой, потому что сам не способен на счастье. Для Александра Чацкого же именно в этом и заключается высшее предназначение любви.

Григорий Печорин воспринимает любовь как нечто, наполненное эгоистическими мотивами и побуждениями. Женщины – лишь инструмент для удовлетворения собственных желаний.

Таким образом, общество для Чацкого – насущная необходимость, нельзя проповедовать идеи прогресса наедине с собой. Ему нужна сцена, с которой можно говорить об общем благе. Печорину комфортнее находиться одному. Жизнь не имеет смысла, слепой рок мешает увидеть ее позитивные стороны.

Образы персонажей этих произведений позволяются понять особенности культурно-исторических эпох, осознать их различие.