По поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вступление, аргументы, рассуждение про мечту героя, характеристика образа, вывод

Сочинение

План к сочинению по теме «Мцыри»: пункты

«Мцыри»

М. Ю. Лермонтов

  1. Бытие Мцыри в качестве пленника
  2. Жизнь и служение Господу
  3. Желание побега и его воплощение
  4. Встреча с диким зверем
  5. Провал затеи и смерть героя

Мцыри жаждет воли. Ведь стены монастыря для него – такое же рабство, как и кандалы. Герою становится тесно в затхлых, аскетичных кельях. Он стремится на свет, к свободе. Эти слова могут служить вступлением к сочинению. Ниже вы найдете еще один вариант предисловия. Читайте далее.

Прием антитезы

Для того чтобы изобразить конфликт мечты и реальности, М. Ю. Лермонтов использует прием антитезы. Жизнь Мцыри в монастыре описывается героем как существование в тюрьме, где он совершенно не был свободен. Мцыри думает о свободе, которую он может получить только в том случае, если выберется наружу. С самого начала произведения показано несоответствие мечты центрального персонажа и действительности.

Мир, о котором мечтал Мцыри, оказывается не таким, какой он есть на самом деле. И сам Мцыри уже не таков, какой был раньше, до заточения в монастырь. Когда главный герой на свободе встречает девушку, он не может заговорить с ней, потому что привык к несвободе.

Суровая действительность разрушает все надежды героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. Прием антитезы ярко используется при описании жизни в «тюрьме» и жизни на воле. Когда Мцыри сбегает на поиски родного края, с особыми красками описывается природа, юношеская любовь, борьба с барсом. И именно в эти моменты главный герой поэмы по-настоящему счастлив. И это счастье сменяется безысходностью, когда Мцыри понимает, что вернулся обратно в тюрьму.

Доброта (Чудесный доктор) – сочинение на тему по рассказу Куприна

«Мцыри»: вступление к сочинению

«Мцыри»

Герой осознает, что он жив только вдали от стен храма, только там он свободен, дышит полной грудью. Сам герой описывает это состояние как блаженство. Вот вступление к сочинению по теме «Мцыри» :

10 стр., 4834 слов

Толстой Л.Н. Использование приема антитезы война и мир и преступление ...

... постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен. В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического ... за признаки его величественности и тем самым заявить претензию на исключительную роль в театре жизни. Кутузов также описан Толстым не как герой: он стар, время от ...

Герой поэмы свободолюбив, но он еще и неимоверно силен. Об этом говорит встреча с барсом. Умирает Мцыри как настоящий воин, достойно и безропотно принимая свою участь. Он остается несломленным духовно.

Нетрудно догадаться, что дело тут вовсе не в монахе. Это собирательный образ. Лермонтов показывает, что свободный человек вне всяких рамок и препятствий. Мало того, даже смерть не властна над ним.

Еще один лейтмотив – показать читателю, что мечты далеко не всегда сбываются. Мцыри стремится в родную деревню и почти добрался туда. Однако схватка с хищником, который преградил его дорогу, подорвала его состояние здоровья и оставила тяжкие раны. Если мыслить иносказательно, то барс символизирует преграды, которые могут попасться на жизненном пути, в тот период, когда человек самоотверженно идет к своей мечте, когда он уже практически уверен, что достиг ее.

Воплощение мечты Мцыри

Романтизм как литературное течение основывается на том, что идеальное начало берет вверх над земным, реальным. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как раз была написана на пике развития этого течения. Мечтательный, целеустремленный и полный похвальных устремлений, главный герой произведения вырос в стенах глухого монастыря, который стал темницей для его души.

Мцыри был рожден в свободе, в горах Кавказа, в семье небогатого крестьянина. Когда он был еще маленьким, то попал в плен к одному русскому генералу, направляющемуся в Тифлис. Из-за того,

что ребенок по дороге занемог, солдат был вынужден оставить его в одном из монастырей Мцхета на попечении у старого монаха.

Тот выходил мальчика, приобщил его к монастырской среде и дал ему новый шанс на жизнь.

С одной стороны, Мцыри должен быть благодарен за спасение. С другой стороны, его свободолюбивая душа так и не смогла понять, зачем его нужно было спасать, если он вынужден был жить в удушливых стенах кельи. Мечты о свободе не давали ему покоя.

Однажды он все-таки вырвался на свежий воздух, то есть сбежал в сторону родного края и провел один на один с природой целых три дня, ставших для него лучшими за

всю жизнь.

В образе главного героя автор воплотил все лучшие в его понимании человеческие черты. Мцыри храбр, настойчив, упрям и решителен. Он не боится встретить на своем пути врага или дикого зверя. Его не пугают природные катаклизмы и неизведанность лесов.

Его страшит только одно — жизнь, проведенная в монастырском заточении.

В первый же день он встретил на своем пути прекрасную грузинку, которая очаровала его своим пением. Поэт подчеркивает, что это событие будит в душе романтика страстные и неизведанные ранее чувства. Воспоминания о родине не покидают его ни на минуту.

Они пробуждают в нем жажду отцовской привязанности и материнской любви.

Бой Мцыри с барсом в очередной раз символизирует стремление героя к свободе. Он, не страшась, вступает в смертельную и неравную схватку с могучим зверем. Победа над барсом дает ему силу двигаться вперед, но раны оказываются настолько глубокими, что герой лишается чувств. К сожалению, ему так и не удалось дойти до родных земель.

Он был снова возвращен в монастырь и оказался под опекой того же старого монаха.

Перед смертью юный Мцыри просит похоронить его в саду меж двух акаций. Так он хотел еще раз вдохнуть свежего воздуха и прикоснуться к заветной мечте о свободе.

3 стр., 1458 слов

Примеры сочинений «Нужна ли в жизни мечта»

... мечту. Потенциально реализованное воображение человека приносит ему смысл жизни, побуждает к действию, позволяет погрузиться в мир грез и мечтать ... сочинение на тему «Куда приводят мечты» необходимо отметить, что всякая мысль, фантазия и желание должны ... и преграды герой претворил свою мечту в ... чтобы стать капитаном собственного корабля. Повесть передает читателю, что именно мечты ведут человека ...

«Тема свободы в поэме «Мцыри»: написать сочинение-рассуждение про жизнь, мечту

Тема свободы в поэме «Мцыри»

«Тема свободы в поэме «Мцыри»:

Если заточить свободолюбивого человека в темницу в качестве вечного узника, он оттуда никуда не денется. Но душой он все равно будет на свободе, и подчинить его своей воле не получится.

Лермонтова

Мечта Мцыри была достаточно проста – он хотел свободной жизни в своем ауле. Учитывая, что в свое время парень сам не выбирал путь монаха, а его заточили в монастыре против воли, желание достаточно объяснимое. Герой мечтает, как попав на Родину, он наконец-то обнимет своих родных и больше никогда с ними не расстанется. Кстати, свободу и его желание прекрасно дополняет природа. Лермонтов достаточно выразительно говорит о грузинских просторах. Природа в данном случае живая.

Обидно, что, являясь хорошим, сильным и смелым человеком, Мцыри не довелось жить так, как ему хотелось бы. В детстве был плен, потом монастырь – по сути, молодой человек никогда и не видел той свободной жизни, о которой мечтает. Увы, его желаниям не дано было осуществиться.

На самом деле, свобода и одиночество всегда идут рука об руку. Вне зависимости от того, в какой стране проживает тот или иной человек, даже среди толпы можно чувствовать одиночество. Как же отличить свободу от одиночества? Наверное, если человек наслаждается тем, что он один – то это свобода. Если данный факт тяготит его – то одиночество.

Что же касается Мцыри , он совершает «бегство в смерть». Кстати, возможно, только лишь уйдя из этого мира, юноша наконец-то почувствовал душевное облегчение и стал счастливым и свободным на том свете.

Сочинение на тему «Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?»: аргументы

Грузинка из поэмы «Мцыри»

«Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?»

Причина, по которой герой бежал из монастыря, достаточно проста. Мцыри устал жить «чужой жизнью». Он не испытывал удовольствия от монашеских будней, он не выбирал эту профессию. Соответственно, жизнь взаперти очень его тяготила. Герой мечтал вернуться на Родину, увидеть свою семью. Потому в один прекрасный день решился на побег.

Примечательно, что бегство из монастыря в данном случае равносильно бегству из тюрьмы. Мцыри желает жить настоящей, яркой, свободной жизнью, а не ютиться до конца жизни в тесной келье. На свободу рвется не только его тела, но и душа.

Выйдя за ворота, герой чуть не потерял сознание от буйства красок и смены образов. Он почувствовал, что его жизнь начинается заново. Кстати, на свободе Мцыри удалось побыть три счастливых дня. Нетрудно догадаться, что это были лучшие дни в его жизни, и последние. Ведь мечта героя так и не осуществилось. Тем не менее, он достиг цели. Мцыри удалось познать настоящее счастье, что возможно только лишь вне стен монастыря. Хоть оно и было кратковременным.

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Стремление к свободе свойственно многим. То же самое касается и мечты. Однако, далеко не все желания сбываются. Тем не менее, для некоторых (таких, как Мцыри) людей три дня, проведенные на свободе, наверняка дороже десятков лет, проведенных в заточении.

Что же касается свободы – это высшее достояние, которое может быть у человека. На нее не должно быть никаких посягательств. А если они и наблюдаются, то личность должна бороться за свою жизнь и за свою свободу, как это делал юноша при схватке с барсом. Жалел ли персонаж о своем побеге? Скорее всего, нет. Ведь то время, которое он провел вдали от стен монастыря, принесло ему настоящее, неподдельное счастье.

Как в поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

1)Семья Мелеховых выделяется в казацкой среде своей яркой внешностью: «Турецкая кровь смешалась с казачьей и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки». 2) Еще одной отличительной чертой семьи был их склад характера, отличительные особенности поведения. «Диковатые», «звероватые», «в гневе доходили до беспамятства». 3) Мелеховы не зависели от общественного мнения, могли пойти против законов и устоев. 4)Прокофий женился на турчанке, Григорий не прекращал общение с Аксиньей, Дуняша вышла замуж за убийцу брата. 5)Таким образом, семья Мелеховых внутренне выделялась из казачьей среды своей независимостью от общественного мнения, способностью на смелые, импульсивные поступки.

В каких произведениях русской литературы изображены любовные драмы и в чем эти произведения можно сопоставить с «Тёмными аллеями» Бунина?

1)В русской литературе к теме любовной драмы обращались многие, в частности А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин. 2) В романе в стихах А.С. Пушкина, Евгений полюбил Татьяну только после того, как она выходит замуж и становится «законодательницей бал». 3)Она всё еще любит Онегина, но предпочитает остаться верной своему супругу. 4)Также, как и в «Тёмных аллеях», герои любят друг друга, но разлучены судьбой, они утеряли возможность совместного счастья. 5)В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Вера любят друг друга, но героиня уезжает и герои вынуждены «расстаться навеки». 6) Григорий осознает, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. 7) Как и у Бунина, судьбы героев складываются очень драматично, им не суждено прожить счастливую долгую совместную жизнь.

Итак, именно в этих вышеупомянутых трех произведениях изображена горькая любовная драма, где судьба разлучила любящих друг друга героев.

Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное,- свистят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения. У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина, Мгновенья раздают — кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие. Мгновения спрессованы в года, Мгновения спрессованы в столетия. И я не понимаю иногда, где первое мгновенье, где последнее. Из крохотных мгновений соткан дождь. Течет с небес вода обыкновенная. И ты, порой, почти полжизни ждешь, когда оно придет, твое мгновение. Придет оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего. А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего. Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное,- свистят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения.

Что даёт основание отнести стихотворение «Мгновения» к философской лирике? (Рождественский)

1) Раздумья о смысле и быстротечности человеческой жизни дают основание отнести стихотворение «Мгновения» Р.Рождественского к философской лирике. 2) Автор говорит о том, что время быстротечно, сравнивает мгновения с пулями у виска, но в тоже время призывает читателей «не думать о секундах свысока». 3) Также он рассуждает о том, как время влияет на людей: «Мгновенья раздают – кому позор, / Кому бесславье, а кому бессмертие». 4) Поэт рассуждает о скоротечности человеческой жизни, призывает помнить о своем долге, от первого до последнего мгновения, жить по совести, сегодняшним днём. 5) Именно эти рассуждения и выводы писателя о скоротечности жизни дают основание отнести его стихотворение к философской лирике.

«Не жалею, не зову, не плачу…» Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Какие философские размышления произведения русских поэтов созвучны проблематике есенинского стихотворения? (Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»)

1) Многие русские поэты обращались к проблематике, созвучной есенинскому стихотворению, в частности А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. 2) В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкина, поэт говорит об изменениях в жизни, вспоминает моменты с няней, родные пейзажи, а в конце стихотворения обращается к будущему поколению. 3) Как и в стихотворении Есенина, Пушкин намекает на то, что молодость прошла, он задумывается о скоротечности жизни. 4) В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой» поднята схожая проблематика. 5) Как и у Есенина, поэт разочаровался во многих аспектах жизни, он осознает, что молодость прошла, также пророчит свою собственную кончину: «мой ум немного совершит». 6) Именно эти философские произведения русских поэтов очень близки проблематике есенинского стихотворения во многих аспектах.

Как в поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

В своей поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов поднимает тему могучей, сильной личности, бросающей вызов судьбе и идущей до конца. Романтический конфликт мечты и действительности представлен в борьбе героя с обыденной опостылевшей жизнью, в его стремлении к свободе и попытках обрести счастье.

Мцыри живет мечтой о побеге на родину и встрече с людьми одной крови. Им движут воспоминания из детства, мечты о воле, надежды на счастье. Побег из мрачных стен монастыря окрыляет его, он стремится уйти из «земли чужой». Прекрасные картины природы, встреча с девушкой, схватка с барсом — всё это воодушевляет юношу, придает ему веру и жизненные силы. В родных местах он чувствует себя счастливым, «понимает» природу.

Но главный конфликт в том, что мечты не соответствуют действительности. Счастье оказывается недостижимым. Герой возвращается к монастырю, он сделал круг, возвратившись на то самое место, где начинал побег. Путь к свободе становится бегом по кругу, дорогой в тупик. Он снова окажется в плену привычных обстоятельств, в стенах опостылевшего монастыря, среди чужих для него людей.

Лермонтов, на примере жизни и подвига юноши из горного селения показывает крушение мечты человека страстного, одержимого идеей. В итоге финал жизни героя оказывается трагическим. К сожалению, борьба героя не венчается успехом. В романтическом конфликте мечты и действительности побеждает суровая реальность.