С началом XX века в русскую литературу все более настойчиво просится новый герой времени – рабочий, пролетарий. Начинается третий, пролетарский этап русского освободительного движения, заканчивающийся революциями. С наибольшей силой и яркостью герой этой революционной эпохи отразился в творчестве Горького. Первоначально
Горький искал положительного героя в романтической среде босяков, цыган, бродяг и т.п. В этих людях он видел свой идеал человека – свободного, гордого, сильного, красивого. Романтическая мечта о Человеке отразилась
в таких ранних рассказах Горького, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Человек”. Однако вскоре пристальное наблюдение жизни и поворот к реализму заставляют Горького отказаться от поисков идеального героя в деклассированной среде.
Свобода, сила и красота этих людей оказываются мнимыми, что наиболее отчетливо проявилось в пьесе “На дне”. Не находит Горький героя времени и в современной ему интеллигенции, которую писатель, вообще говоря, высоко ценил. Знакомство с пролетариатом дало Горькому материал для воплощения своей мечты о Человеке. В рабочем Горький нашел не только
выразителя идей и настроений своего времени, но и воплощение своего идеала Человека.
Обладая многими качествами романтического героя (сила, духовная красота, гордость и т. п.), пролетарий был для Горького прежде всего человеком, способным переделать мир на началах разума – это было для Горького наиболее ценным качеством его героя. В изображении такого героя проявилось глубокое новаторство Горького: он впервые стал изображать человека не как продукт среды, а как ее преобразователя. В пролетариате Горький нашел ту самую энергию активного и плодотворного действия, которую на протяжении всего XIX века искала и не находила русская литература.
Горьковский герой-пролетарий переделывает мир, опираясь не на свои личные возможности и способности, но на волю класса, массы – это было тоже новаторской чертой в изображении героя времени. Опора на класс придает рабочему силу и убежденность, несгибаемую стойкость, гордость и презрение к врагам. В пролетариате Горький увидел воплощение подлинно свободного человека, способного осознанно бороться за достойную жизнь. Его отличает и высокая степень классового самосознания: он отчетливо понимает, что сила его – в единстве с массой, точно знает, кто его враги и что с ними надо делать.
В чем был литературный феномен горького
... окружающим, используя все существующие возможности. “Человек в творчестве Горького” — сочинение Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, ... в творчестве М. Горького является рассказ “”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, ...
Примечательно, что Горький, во многом порвавший с традициями русской классической литературы, унаследовал от нее такое важное качество, как гуманизм. В представлении Горького торжество идей пролетариата – это торжество подлинного гуманизма, и пролетариат единственный, кто может абстрактную любовь к человеку превратить в конкретное действие. При этом гуманизм Горького был, конечно, своеобразным: пролетариат, по его мысли, нес освобождение и счастье всем, кроме тех, кто его недостоин: хозяева жизни, мещане, никчемные нытики и проч. будут неизбежно сметены потоком энергичного революционного действия.
Горьковское понимание героя времени отразилось уже в его пьесах “Мещане”, “Враги”, но в наибольшей степени, конечно, в романе “Мать” – первом произведении, в котором последовательно выдерживаются принципы того метода, который впоследствии будет назван социалистическим реализмом.
В горьковской традиции изображался герой времени и в литературе первых послереволюционных лет. Героем времени становился человек, не знающий сомнений в правоте своего дела, в борьбе за интересы трудового народа. Сколько-нибудь сложная духовная жизнь, а тем более поиски истины не были свойственны героям времени и в самой действительности, не отражались они, естественно, и в литературе.
Наиболее яркие образы этой эпохи дали в своих произведениях Фурманов (“Чапаев”) и Серафимович (образ Кожуха в “Железном потоке”).
Однако и в это время были попытки изобразить человека нового времени “изнутри”, показать его духовный мир, раскрыть психологию. Это, в частности, попытался сделать Фадеев в образе Левинсона в романе “Разгром”.
Новаторство Фадеева в изображении героя времени состояло в том, что он впервые изобразил комиссара, коммуниста, руководителя не только с социальной, но и с психологической точки зрения, попытался создать не схему, а живой характер с присущими ему противоречиями. В определенной степени ему это удалось.
1
Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
... отвлеченных этических представлений. В «Преступлении и наказании» поставлены те основные социальные и этические проблемы, которыми мучился Достоевский на протяжении всей своей ... и гуманист, Достоевский сумел доказать античеловечность теории Раскольникова, её рождение и несоответствие истинным проявлениям гуманизма. Но наряду с Родионом Раскольниковым автор представляет и других героев. В романе ...
votes, average:
5.00
out of 5)