«Эволюция жанра оды в поэтическом творчестве А.С. Пушкина

Сочинение

Творчеству Пушкина свойственно редчайшее обилие жанров, при этом для каждого из их он сделал собственный идеал. Однако само это обилие, отсутствие точных правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.

Жанр в поэзии Пушкина утрачивает свою требовательную самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится вероятным сочетание в границах одного творенья разных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению темы и идейного смысла стихотворений, но при этом истребляло взыскательную жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и поэтому его нельзя отнести требовательно ни к одному их их.

Элегия — один из более распространенных посреди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из 2-ух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также трудную эволюцию, желая, невзирая на обилие тем, для всех элегий отличительной является погруженность лирического героя в себя, в мир собственных переживаний и иллюзий, воззвание к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.

Эволюция жанра определяется эволюцией творческого способа стихотворца -воплощением в произведении характерных черт того либо другого направления.

А. С. Пушкин в своем творчестве появился достойным продолжателем первых российских романтиков. Он не укрывал собственных пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он нарекал

Тем не наименее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Но в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:

(Редеет облаков летучая гряда, 1820)

11 стр., 5150 слов

Инструментальные жанры. Анализ творчества С.В. Рахманинова

... музыке жанры подразделяются на вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные. Инструментальное произведение (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки. Инструментальная Инструментальная музыка ...

Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:

Искатель новых воспоминаний,

Я вас бегал, отечески края;

Я вас бегал, питомцы удовольствий,

Минутной младости минутные друзья…

(Погасло дневное освещало, 1820)

Поэт отыскивает цель в жизни, смысл собственного существования, но не обретает его даже в самом для себя:

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни мучения,

Плоды сердечной пустоты.

(Я пережил свои желанья, 1821)

В жанре элегии нередко находится и образ дороги, воплощающий в для себя мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей природное состояние лирического героя романтических творений. Оно связано с особенностями романтичного миропонимания. Изгнанничество — одна из граней одиночества, оно характерно не только лирическому герою стихотворений, но тотчас и самому творцу.

1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода вероятна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала основной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность хоть одному творенью свободу даровать -великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении Птичка (1823).

Но дары свободы ни к чему людям с несвободным сознанием (Свободы сеятель пустынный, 1823).

Люд без чести обречен на ярмо с гремушками да бич.

Элегия К морю (1824) заканчивает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море — знак абсолютной свободы. Тут мы уже лицезреем, как элегия равномерно утрачивает свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом заглавии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.

В элегии нет 2-ух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Поначалу море стает перед нами в обычно романтичном духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Потом картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей Байрона и Наполеона.

Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с классическими элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.

Примером может служить стихотворение Деревня, написанное еще в 1819 году. Это творенье теснее не пассивного романтизма, оно заполнено пафосом гражданской лирики.

Многие из стихотворений, которые

Таким образом, мы лицезреем, что Пушкин прытко перерос собственных учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.