Сочинения | Сочинения 7 класс. «Есть женщины в русских селеньях…» (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

Сочинение

Сочинение 7 класс. «Есть женщины в русских селеньях…» (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

1 вариант сочинения

Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только крепостные крестьяне, но и горячо любимая «русокудрая», «голубоокая» мать поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Ради счастья и спокойствия детей она безропотно сносила царивший в доме произвол. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, — писал о Некрасове Ф. М. Достоевский, — и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии». Из своего детства вынес поэт исключительную чуткость к чужому страданию.

Многие его стихотворения проникнуты глубоким состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Его не могли оставить равнодушным каждодневные страдания женщины от непосильной работы, от моральных унижений.

Но в то же время простая женщина предстает перед нами настоящей красавицей, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов восхищается русской крестьянкой — чистой сердцем, сильной духом, восхищается ее внутренней красотой и душевным богатством.

Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц,, С красивою силой в движеньях,, С походкой, со взглядом цариц.

Она ко всякой работе привычна, умелая, ловкая, трудолюбивая. К тому же это женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Если нужно, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать», выпала и на долю Дарьи — героини поэмы «Мороз, Красный нос»:

Три тяжкие доли имела судьба,, И первая доля: с рабом повенчаться,, Вторая — быть матерью сына раба,, А третья — до гроба рабу покоряться…

Все произведение дышит сочувствием автора к ее тяжелой женской судьбе: «здесь одни только камни не плачут…». Дарья, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни русской женщины, но не согнувшаяся и не побежденная, а сохранившая свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость, вызывает у автора чувство глубокого уважения.

2 стр., 578 слов

Подвиг героини Екатерины Трубецкой по поэме Русские женщины (Некрасов Н. А.)

... стояла на своём: "Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его!" "Нет! я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна!". Она даже была согласна лишиться всего и отказаться ...

Величие русского национального женского характера видит поэт в сострадательной любви, когда в тяжелом положении человек меньше всего думает о себе, о своем собственном горе.

Не о себе Дарья печется, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Даже в будущем она не может представить себя одинокой. Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на «дальних», например на усопшую схимницу, встреченную ею случайно в монастыре:

..В личико долго глядела я:, Всех ты моложе, нарядней, милей,, Ты меж сестер словно горлинка белая, Промежду сизых, простых голубей.

И собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу, на хлебное поле.

До Некрасова в литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения судьбы простой русской женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.

2 вариант сочинения

Великого русского поэта Н. А. Некрасова можно назвать певцом своего народа, потому что все его произведения наполнены болью и тревогой за судьбу крепостных крестьян, а также восхищением их высокими душевными качествами. Особое место в творчестве поэта занимает образ русской женщины.

Есть женщины в русских селениях, С спокойною важностью лиц,, С красивой силой в движеньях,, С походкой, со взглядом цариц…

Эти крестьянки не только величавы, но и по-русски прекрасны. Черпая силы в труде и бесконечных просторах родной земли, «цветет красавица, миру на диво». Однако внешняя красота — не самое главное ее достоинство. Хозяйственная, работящая, она «по будням не любит безделья». Любая работа спорится в ловких и Умелых женских руках, даже мужчинам за ней не угнаться:

Я видывал, как она косит:, Что взмах — то готова копна!

Не теряя присутствия духа даже в самых сложных ситуациях крестьянских будней, эта удивительная красавица «и голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна». Печать «дельности строгой внутренней силы» определяет ее отношение к труду, семье, окружающим людям.

В чем же ее секрет? Почему, идя «той же дорогой, какой весь народ наш идет», она остается чистой и светлой, веселой в праздники и серьезной в будни, упорной и несгибаемой, способной «не сробеть» даже в самой большой беде? Н. А. Некрасов сам дает ответ на этот вопрос:

В ней ясно и крепко сознание,, Что все их спасение в труде,, И труд ей несет воздаянье:, Семейство не бьется в нужде.

Прекрасная жена, чудесная мать, удивительная хозяйка… Так в образе «величавой славянки» поэт воплотил самые лучшие женские черты, которые ценились у всех народов во все времена.

7 стр., 3419 слов

Тема дороги в творчестве русских писателей и поэтов XIX века

... Тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока. Она отчётливо видна уже в ряде произведений древнерусской литературы: тогда ... последним образом дороги! В начале поэмы это дорога одного определённого персонажа – Павла Ивановича Чичикова. В конце – это дорога ... их непредсказуемость автор неоднократно описывает в главе "Бэла". Путники с трудом передвигались, "лошади падали; налево зияла ...

3 вариант сочинения

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини — простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте:

Красавица, миру на диво,, Румяна, стройна, высока,, Во всякой одежде красива,, Ко всякой работе ловка.

А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом.

В ней ясно и крепко сознанье,, Что все их спасенье в труде,, И труд ей несет воздаянье:, Семейство не бьется в нужде.

Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, «есть еще женщины в русских селеньях!» Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование. И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.