Подобные сказания возникли в первобытном обществе, и поэтому в мифах переплетены всевозможные ранние элементы философии, религии, искусства. Отличительной особенностью мифа является то, что ему присущи повторяющиеся темы и сходные мотивы, которые можно встретиться в мифах разных народов и времен.
Считается, что мифы были основным способом познания мира в первобытном обществе, так как в них отображались приемлемые объяснения многих явлений природы.
Это связано с тем, что в мифах природа выступала в виде символов, которые порой были в виде человека. Мифология близка к художественно литературе формой образного повествования, поэтому говорят о том, что мифология оказала огромное влияние на развитие литературы, как таковой.
В художественных произведениях очень часто встречаются мифологические мотивы и и многие сюжеты основаны на мифах. Примером этого могут послужить такие литературные произведения, как «Волшебная гора» Т. Манна и «Нана» Э. Золя.
Тематика
- Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой произведения является авантюрное путешествие, полное приключений — возвращение царя Итаки с троянского сражения. Красочные рассказы Одиссея полностью погружают читателя в атмосферу книги.
- Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский остров с богиней в роли любовницы.
- Также сила чувства выражена в образе Пенелопы. С помощью него автор раскрывает тему супружеской верности. Она хитрила изо всех сил, чтобы не доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто.
- Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения. Гомер показывает бунт личности против предназначения, против богов, склоняясь к мысли, что он бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.
- Честь и бесчестье – тоже тема для размышления поэта. Телемах считает долгом найти отца и восстановить былое величие дома. Пенелопа думает, что нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы сдаться и не пытаться возвратиться на родину.
Героический эпос разных народов и герои эпоса
Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.
Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова
... Чингиза Айтматова». Здесь автор прослеживает, как в глубоко реалистическом творчестве писателя национальная эпическая традиция влияет не только на стилистику произведений Айтматова, но и на его восприятие мира ... мифы и легенды, что является очень редким даром для культурного интеллектуала двадцатого века, в котором разум обычно засоряет сказочные ... Бичурин. Киргизы слагали песни, эпосы, легенды, но не ...
Героический эпос восточных славян представлен былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев — ведь он отображает главные ценности русского народа.
Знаменитая поэма «Давил Сасунский» относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.
Памяткой немецкого героического эпоса является «Песня о Нибелунгах» — предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.
«Песня о Роланде» — образец французского героического эпоса. основная тема поэмы — это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.
Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд — это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.
«Героический эпос Руси»
Героический эпос Руси 1. Отличительная особенность русских былин. 2. Исторические условия возникновения русского эпоса. 3. Богатыри как главные герои героического эпоса. 4. Близость былин и сказочного творчества. Особое место в русской литературе занимает героический эпос или былины. Отличительными их особенностями от других народных песен являются монументальность, грандиозность, торжественность тона, важность действия и величавость образов. Былины пелись и сказывались одновременно, поэтому их можно назвать и рассказом, и песней, и стихом, и речью. Объединение разных жанров в былине стало возможным потому, что русский эпос зарождался на заре народной истории, в те времена, когда пение и рассказывание еще не отделились друг от друга. Благодаря пению героический эпос обретал торжественность, а рассказ так подчинил себе пение, что порою казалось, что оно существует именно ради рассказа.
Величавость и торжественность — те черты героического эпоса, которые служили для прославления народных деяний. Пение служило еще и для того, чтобы помочь сказителям запомнить мерные строки рассказа. В древние времена эпические пения сопровождались игрой на гуслях мягкие звуки которых располагали слушателей к восприятию былин. Листая страницы сборников былин, невольно проникаешься эпическим спокойствием повествования, богатством подробностей, живостью колорита, отчетливостью характеров изображаемых лиц.
Русский героический эпос в работах В.Я. Проппа
... II -2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА В своём труде «Русский героический эпос» В.Я. Пропп проявляет талант исследователя и ... сюжеты, так что возможно использовать книгу в качестве справочника по эпосу. Каждая мысль сначала формулируется, а затем ... отрицает мифологизацию эпосом истории народа, ведь напротив, эпос в своём развитии отбрасывает пережитки мифологии. Процесс взаимоотношения эпоса и ...
А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.
Возникновение русских былин связано со временем становления Древней Руси как государства. Они стали выражением исторического сознания русского народа, когда главными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была отведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравственные и социальные идеалы народа.
Известный исследователь русского творчества Халан — ский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Поэтому богатыри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.
Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились события, произошедшие не с одним воином, пусть даже и знаменитым в свои времена, а с целою дружиной, представителем которой является тот или иной богатырь.
Во всех русских былинах образы главных героев всегда безупречны, тверды в правилах нравственной жизни. Богатырь выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека. Стремление к гиперболизации приводит к тому, что все в облике и действиях богатырей крупно, размашисто, величаво, широко.
Непременным атрибутом такого героя является необыкновенная физическая сила, к примеру, богатырь может выпить единым духом чарку в полтора ведра. В битве с вражьей силой богатырь неутомим, он может по двенадцать дней кряду «не пиваючи, не едаючи» громить супостата. И конь у него не чета другим, и оружие такое, что простой человек даже поднять его не может. Орудует богатырь во время сражения своим оружием так, что враги валятся, как подкошенная трава, «улочками» да «переулочками».
Чтобы подчеркнуть величие и силу главных героев героического эпоса, противники им даются не из числа слабых: Тугарин глотает по целой ковриге хлеба, выпивает за раз чару вина не меньшую, чем богатырь. Побороть такого врага нелегко, отчего победа над ним более почетна и возвышенна. Сознательное преувеличение силы богатырей и их врагов — гиперболизация — в первую очередь является средством прославления героя.
По русскому языку «РУССКАЯ ПРОЗА 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА»
... русской прозы 20-х гг. ХХ века. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: рассмотреть тематику прозы 20-х гг., описать специфику жанрового своеобразия прозы ... древнерусской литературы, обогащение писательского словаря, перенесение метафоричности на прозу, поиски новых лексических и синтаксических возможностей русского литературного языка – все это оказало заметное ...
Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом примыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Однако волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.
Чудесный элемент в былинах возникает от сочетания простых приемов. Повествование в былинах медленное и спокойное, действие разворачивается неспешно. Значительные эпизоды текста во время пения троекратно повторяются, как и в русских народных сказках:
Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир, Потом Садко соскучился. Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Тут-то Садко перепался, Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садко трижды играет на гуслях на берегу Ильмень-озера, и трижды от его игры озеро колеблется. Подобные повторения нетрудно найти и в словесном стиле былины — слова, предлоги, целые стихи часто звучат в былине не один раз: «Говорят ему таковы слова», «Позвали Садка на почестен пир» и др. Еще одним сходством эпоса со сказ кой является прикрепление постоянных эпитетов к различным предметам: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеди, руках, груди, снеге и пр.), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеленый (о лугах).
На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море:
Героический эпос русского народа — это совершенно особенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувства российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, оставшееся актуальным и в жизни позднейших поколений.
Происхождение
Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХIХ века).
На стадии зарождения эпоса у людей не существовало законченной картины мира, объясняющей его происхождение и судьбу. Тацит, описывая германские племена, упоминал их древние песни о мифологических предках и вождях, которые заменяли историю. Действительно, в эпосе воспоминания об исторических событиях сплавлены с мифом и сказкой, причём фантастический и исторический элементы в равной степени принимались за действительность. Эпос наполнен сведениями о мифологии и подвигах, афоризмами житейской мудрости, шутками, увлекательными рассказами. Назидательная функция столь же неотъемлема, как и познавательная. Эпос нёс древнюю мудрость, понимание которой считалось необходимым для каждого члена общества[4][2].
Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации. Однако христианская идеология не определяет содержания и тональности поэм, что явствует при сравнении германского героического эпоса со средневековой латинской литературой, пронизанной церковным духом[4].
Реферат садко по музыке
... на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной. 2.4. Действие четвёртое Картина ... по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться ... — Валерий Гергиев, 1993 год. Примечания Данный реферат составлен на основе .
Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская[5], а другие считают, что эпос в Китае всё-таки есть[6].
Жанры
Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма)[2].
Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, роман, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот[7].
klassreferat.ru
Чтобы сказать о том, что воспевает народ в героическом эпосе, нужно вспомнить русские былины и их героев. Одним из самых популярных и известных всем русских богатырей является Илья Муромец. Он сочетает в себе огромную силу, мужественность, смелость, решительность, мудрость и смекалку. Обладая огромной силой, он не хвастается ею, не бросает слова на ветер, а на деле показывает свои умения и защищает свою землю, при этом всегда сохраняет спокойствие. Вспомнив былину «Об Илье Муромце и Соловье разбойнике», мы видим то, что Илья Муромец добрался на своем коне в такие края, в какие никто не мог пройти, даже князь Владимир сначала ему не поверил, потому что многие люди не могли туда добраться, а погибали по дороге. Из этого мы понимаем, что для Ильи Муромца нет ничего невозможного: он и до опасного места добрался и самого соловья разбойника обезглавил. В былине « Три поездки Ильи Муромца» богатырю приходиться делать выбор: либо выбрать ту дорогу, где быть ему женатым, или богатым, или быть убитым. Илья отказывается и от богатства, и от невесты, а как истинный герой выбирает смерть. Другие не менее известные былинные герои это Алеша Попович и Добрыня Никитич, они также как Илья Муромец защищают Русь. Главным подвигом Алеши Поповича является избавление народа от Тугарина змея, он мужественно убивает его. Из троицы богатырей, Алеша самый младший, если Илью Муромца отличает мудрость, рассудительность, то главной чертой Алеши Поповича является жизнерадостность и озорство, ради выигрыша в деле он может и хитро обмануть врага. Прежде всего, Добрыня Никитич — это избавитель от Змея Горыныча, он умеет общаться с людьми, благодаря нему татарский хан перестал собирать дань с русского народа, он совершает немало подвигов, которыми гордится Русь. Главными героями в эпосе являются богатыри, они олицетворяют все положительные стороны русского народа, они постоянно совершают подвиги, не задумываясь о своей жизни или выгоды, всех их поступки совершаются ради блага народа и Родины. Они являются защитниками Руси, также помогают бедным и старым людям.