Единство музыкального произведения

Сочинение
Вид материала

Подобный материал:

  • , 16.82kb.
  • , 169.91kb.
  • , 72.49kb.
  • , 78.41kb.
  • , 174.25kb.
  • , 304.91kb.
  • , 60.42kb.
  • , 424.78kb.
  • , 9.27kb.
  • , 28.41kb.

6 класс

Музыкальное произведение

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

«пение песни».

2. Гармония .

«созвучность»,

а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

  • б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

«мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

«согласие».

5. Тембр

«окраска звука».

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова — яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) — первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

  • «Птица — тройка» лошадей.

Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

  • это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

  • призывная, несущаяся, фанфарная…

Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

  • песенная, протяжная, льется…

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

  • Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…