В гениальном творении показана яркая культурно-историческая картина жизни дворянского сословия XIX столетия. Для знакомства читателей с культурой и историей тех лет автор описывает две столицы – Москву и Петербург. Мир поэта и персонажей тесно связан с этими местами.
Описанию каждого города уделено много внимания, в том числе и в авторских отступлениях. Бесценна роль городов, которые сменяют друг друга на протяжении всего произведения, в судьбе персонажей и развитии сюжета.
Модная столица — Петербург
Действие романа берет начало и заканчивается в Петербурге. Городу принадлежит ключевая роль в произведении. Петербург преимущественно связан с центральным персонажем. В начальных строфах читатель знакомится с жизненным укладом и нравами местных дворян. Здесь первостепенное значение уделяется современной жизни, новинкам, модным тенденциям («Онегин острижен по последней моде»).
Петербург – очаг современности, здесь аккумулируются новые течения, а также сильнее всего чувствуется приобщение дворян к западноевропейской культуре и образованию. В I главе неоднократно повторяются слова «модный» и «современный».
Москва глазами А. С. Пушкина
О Москве Александр Сергеевич пишет в предпоследней главе произведения. Обращает внимание на то, что город не был сломлен неприятелем. И в тот период, когда он был захвачен, не склонился пред чужаками, а ответил пожаром.
Во время визита Татьяны и ее матери в Москву автор описывает увиденные ими достопримечательности. Не обходит вниманием и Петровский путевой дворец, где скрывался Наполеон во время пожара.
Также А. С. Пушкин подробнейшим образом расписал въезд Лариных в Москву. (В те времена путешественники на подъезде к городу в первую очередь видели купола церквей, придающие Москве незабываемый облик).
Далее автор рассказывает, как Ларины проезжают по Тверской улице, въезд на нее – с Тверской заставы. Нужно отметить: Тверская улица мастерски изображена Александром Сергеевичем. Предельная точность и ясность его слов не идет в сравнение ни с одним из описаний других авторов, пытавшихся когда-либо в красках показать эту улицу.
Значение деталей в романе обломов. Cочинение «Роль художественной ...
... для себя. Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые – значит понять роман глубже. Роль художественной детали в романе “Обломов” Related posts: Роман И. А. Гончарова “Обломов” – классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает ...
Московский пейзаж показан в романе более детально, чем питерский. В сравнении с однообразностью красивого Петербурга, панорама Москвы пестрит видами.
Александр Сергеевич изобразил жизнь своей любимой героини в Москве. Вот на рассвете слышен «звон колоколов». Подойдя к окну, девушка наблюдает не обычные сельские просторы, а картину города: «двор, конюшня, кухня и забор».
Татьяна приехала сюда на «ярмарку невест». Мероприятие собирало не одну тысячу человек, проводились балы, встречи одиноких женщин и мужчин, которые имели возможность найти здесь спутника жизни. Татьяне посчастливилось познакомиться со своим будущим супругом – почтенным генералом. К слову, судьба автора также решилась в Москве.
А. С. Пушкин изобразил Москву горделивой и неприступной красавицей. Описывая сцену, в которой Наполеон ожидает сдачу города в Петровском дворце, Александр Сергеевич явно проникнут чувством гордости за Москву.
В VI главе произведения автором создан поэтический памятник Москве. В то же время и она отблагодарила его – на Пушкинской площади стоит памятник великому поэту.
Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что Москва описана Александром Сергеевичем более ярко и живо, нежели Петербург. Скорее всего, причина этого кроется в любви, искренности и нежности, которые поэт испытывает к городу.