Согласно высказыванию лингвиста Валентины Даниловны Черняк, сложное предложение отражает отношения между двумя или несколькими ситуациями. В речи мы часто используем сложные предложения, которые отличаются от простых тем, что имеют две или более грамматические основы. Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, с помощью союза или бессоюзно. Это позволяет передать смысловую связь между различными ситуациями.
Для примера рассмотрим предложение 5, которое содержит разные виды связи — подчинительную и сочинительную. В первой части говорится о получении информации богатым соседом Аничковым от родителей рассказчика. В придаточной части уточняется, о какой информации идет речь. Во второй придаточной части, связанной с предыдущей сочинительной связью при помощи противительного союза «но», говорится о недостатке книг. Таким образом, эти три ситуации связаны между собой по смыслу. Союз «что» указывает на то, что вторая и третья часть будут раскрывать смысл главного предложения, а противительный союз «но» указывает на конфликт между любовью мальчика к чтению и отсутствием литературы.
Предложение 20 является сложным бессоюзным и имеет смысловую связь между его частями, выраженную знаком препинания «двоеточие». Этот знак применяется, если между первой и второй частями сложного предложения присутствует причинная связь или если вторая часть раскрывает смысл первой. В данном случае первая часть говорит о том, что мать положила конец исступленному чтению, а вторая часть объясняет, как именно она это сделала — заперла книги в своей комнате и выдавала сыну только в определенное время. Таким образом, части сложного предложения содержат информацию о различных ситуациях, а союз или знак препинания помогают нам понять, как эти ситуации связаны между собой.
В предложениях 22 текста говорится о произошедшем совершенном перевороте в детском уме и открытии нового мира. Из контекста можно понять, что это значит, что у автора произошло значительное изменение в его восприятии и понимании окружающего мира. В детском возрасте человек только начинает осознавать и понимать множество вещей, и произошедший переворот означает, что он обрел новые знания и опыт, которые открыли перед ним новые горизонты и возможности. Это может быть связано с усвоением новых знаний, переживанием какого-то сильного события или осознанием своих способностей и потенциала. В результате этого переворота автор стал видеть мир по-новому и расширил свои границы понимания.
§ 3. и подчинение предикативных частей в сложных предложениях. ...
... предложения, в которых и средства связи предикативных частей, и синтаксические отношения между частями находятся в соответствии друг с другом, но характеризуются неярко выраженными признаками и сочинения, и подчинения, например сложные предложения ... Предикативные части предложения связаны сочинительным союзом и и местоименным наречием потому, однако между предикативными частями предложения выявляются ...
Книги много значит в нашей жизни. Они позволяют нам лучше узнать действительность, раскрывают перед нами новые миры и раздвигают горизонты наших знаний.
Именно об этом говорится в приведённом предложении. И, действительно, из текста мы видим, что главный герой, получив в подарок стопку книг, охотно принялся за чтение и стал узнавать всё больше нового.
В предложении 16 приводится описание того, как выглядел герой после чтения книги: «точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал…» Какое сильное впечатление на мальчика произвели новые книги, из которых он узнал много интересного и нового для себя!
В предложениях 22 — 24 автор поясняет, что же он узнал из книг. Оказывается, большая часть этих книг была посвящена различным природным явлениям. Новые знания не только поразили ребёнка, но и вызвали в нём интерес к окружающему миру.
Таким образом, можно сказать, что, действительно, книги открывают перед нами огромный новый мир. Мы узнаём из книг много нового, а кроме того, учимся видеть любопытное рядом с собой.
9.3 Как вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
Трудно представить себе ребёнка, который не был бы любознательным, не хотел бы узнать как можно больше обо всём, что окружает его. К сожалению, любознательность быстро исчезает, если она не получает достаточно подпитки.
Такой подпиткой могут стать книги, которые сообщают ребёнку много интересного об окружающем мире и в еще большей степени будят его любознательность и воображение.
Любознательность — это любовь к знаниям, внимание к окружающему, интерес ко всему, что находится вокруг нас. Например, в тексте, прочитанном мною, говорится о мальчике, который тянулся к знаниям, но, к сожалению, его семья не могла покупать книги. Получив в подарок несколько книг от соседа, мальчик был просто в восторге и перед ним словно бы открылся целый новый мир. Об этом говорится в последних предложениях текста.
Такое же сильное впечатление произвели книги и на великого русского писателя Максима Горького. Благодаря чтению, он смог не только расширить свой кругозор и развить свой писательский талант, но и стал поистине образованным человеком, потому что книги и в самом деле помогают нам узнать много нового и стать умнее. </p