Проблема добра и зла в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд. Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг. ) усложняет эту проблему. И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором. И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.
На первый взгляд, в романе «Злодей» является помещик Кирилл Петрович Троекуров. В темных глубинах его души обитают обжорство, пьянство, блуд, безделье, гордыня, гнев, злопамятство и упрямство. Он решает совершить низкое и тёмное дело — отнять у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имение. Все началось с требования извинений за оскорбление псаря Парамошки. Троекуров решил обидеться на то, что ему вообще приходится произносить слово «извините». «В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку и разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе — таковые подвиги были ему не в диковинку». Но затем он выбирает самый подлый путь. Почему? Он не стремится захватить Кистенёвку из корыстных побудительных мотивов. Он хочет создать такие условия для своего бывшего друга, чтобы тот оказался зависимым от него, стал унижаться перед ним, желает сломить его гордость и растоптать человеческое достоинство. Стоит отметить, что крепостные крестьяне были подобными своему помещику. «Троекуров относился к крестьянам и дворовым строго и своенравно, но они гордились богатством и славой своего господина и в свою очередь допускали себе многое в отношении соседей, рассчитывая на его сильное покровительство». Не лишне вспомнить, что именно псарь Парамошка стал причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.
Рассмотрим образ Троекурова в произведении «Дубровский» Александра Пушкина. Проанализировав его данные характеристики и поведение, мы выявляем в нем некоторые благородные и великодушные черты. Несмотря на различие в социальном положении и богатстве, он проявляет уважение и дружескую привязанность к своему старому товарищу Дубровскому. В своей жизни Троекуров также намерен компенсировать справедливость, вернув Дубровскому его отобранное имение и собирается выдать свою дочь Машу в замужество за сына Дубровского Владимира. В этих поступках мы видим человеческие порывы и добрые намерения. Однако, их реализация оказывается затруднена различными обстоятельствами.
Какой герой из романа дубровский мне понравился
... Троекуров в порыве гнева отнимает обманом имение Андрея Владимировича. С этих пор и начинаются основные действия романа. Сочинение на тему «Дубровского» ... неправильному выбору способов решения проблемы. В повести мне понравился главный герой, Владимир Дубровский. Он наделал много ошибок, ... причастным к разорению его отца. Так, он стал называть себя бунтарем, вел соответствующую деятельность и ...
Проходит противостояние между его более благородными чувствами и желаниями мести. В душе Троекурова происходит постоянная борьба между низменными желаниями мщения и властолюбия, и его привязанностью к старому другу. Несмотря на победу последнего, он направляется в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом и вернуть ему его имущество, но он не успевает выполнить свои планы, так как Дубровский умирает при виде его.
Примечательно, что Троекуров обладал задатками благородства и добросердечности, но их проявление было обусловлено внешними обстоятельствами. Он привык получать все, что хотел, и никогда не встречал сопротивления со стороны окружающих. В сочетании с его богатством и безнаказанностью, эти факторы привели к его превращению в деспотичного и самовлюбленного человека. Пушкин четко указывает, что богатство не способно сделать человека лучше, и безграничная власть над людьми, которую Троекуров обретает благодаря своему богатству, превращает его в жестокого и мстительного человека.
В заключение, можно сказать, что образ Троекурова в «Дубровском» Александра Пушкина является ярким примером превращения положительных черт характера в отрицательные под влиянием внешних обстоятельств. Благородство и великодушие сменяются мстительностью и самолюбием. Этот образ служит предостережением о том, что богатство одного человека может привести к ущербу для других и изменить его негативно.
Размолвка между Дубровским и Троекуровым
В романе «Дубровский» Пушкин описывает размолвку между главными персонажами — Дубровским и Троекуровым. Дубровский, старик помещик, является антиподом Троекурова, но при этом обладает теми же дворянскими чертами, хоть и в другой форме. Он также испытывает дворянскую гордость, которая только усиливается его бедностью.
Однако, в столкновении с Троекуровым, Дубровский выступает в роли нападающей стороны. Первый задел его, выразив зависть к богатству соседа и произнеся колкие слова. Дубровский, которого можно было бы ожидать добродетельным, на самом деле схож с Троекуровым как по характеру, так и по склонностям.
Пушкин не скрывает мотивацию поведения Дубровского, он не позволяет нам обольщаться относительно героя. Малое состояние Дубровского приводит к зависти, так как он не может позволить себе иметь много собак, к которым он пристрастился. Поэтому он не может удержаться от зависти, когда видит псарню Троекурова. Его суровый ответ не вызван прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а именно завистью и желанием принизить превосходство Троекурова над собой.
В романе описывается сцена размолвки между Дубровским и Троекуровым. Кирила Петрович, спрашивая, почему Дубровский хмурится, получает суровый ответ: «псарня чудная, вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам». Пушкин подчеркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, и это означает, что Троекуров хорошо знал своего товарища, предполагал, что его слова приведут к ссоре, но не смог удержаться от резкого высказывания. Таким образом, именно он стал инициатором размолвки.
Сочинения по произведению «Дубровский» А. С. Пушкина
... Троекуровой. Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него — несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Если собрать ... Владимир Дубровский, Маша Троекурова и Кирилл Петрович Троекуров. ... повести приказывает крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что он может сделать для ... по роману Дубровский А. ...
Окончательный разрыв между друзьями произошел, когда Дубровский, соблюдая дворянские правила, потребовал прислать к нему псаря Троекурова для наказания за его дерзкие слова. Он заявил, что хотя они не жалуются на свою жизнь благодаря богатству и барину, другому дворянину не помешало бы обменять свою усадьбу на любую конурку здесь. Таким образом, конфликт между двумя друзьями достиг своего пика.
Анализ главных героев повести «Дубровский» А.С. Пушкина
Главной темой повести «Дубровский» А.С. Пушкина является месть и ее последствия. Главный герой Владимир Дубровский посвящает свою жизнь мести, после того как его отец умер, он потерял имение и стал жить в бедности.
Владимир Дубровский
В начале повести Дубровский является типичным офицером-дворянином, играющим в карты и не задумывающимся о финансовых проблемах, но после трагической потери отца его жизнь изменяется. Он решает мстить своему врагу, богатому купцу Троекурову, который поступил неправедно по отношению к его отцу, и присоединяется к банде разбойников.
Хочется отметить, что решение Владимира мстить своему врагу, не является положительным и в корне не меняет ситуацию, даже после того как его враг был наказан. Он так и не смог вернуть отца и имущество.
Старик Дубровский
Старик Дубровский — это отец Владимира, который стал символом бедности, после того как Троекуров незаконно завладел его имением. Но примечательно то, что он был готов жить в своей бедности до конца своей жизни, не желая никому зла. Именно его смерть стала поводом для Владимира мстить.
Марья Ивановна
Марья Ивановна — это женщина, который Владимир любил, но которой он так и не смог признаться в своих чувствах. Она является символом жертвы данной ситуации и человечности. Ей пришлось пережить множество трудностей в повести, она отдала свою жизнь, пытаясь спасти родственников Владимира.
Крестьяне
Крестьяне, которые участвуют в банде разбойников с Владимиром, играют крайне важную роль в развитии сюжета и символизируют независимость и достоинство народа. Эти люди, которые переживают годы крепостного права, ощущают бесправие и несправедливость в обществе. Они стали разбойниками, но главное, что они не убивали людей и разбойничество было своего рода порицанием системы, в которой они живут и, таким образом, крестьяне стали символом невинных жертв ситуации.
Вывод
Таким образом, все герои в повести символизируют различные социальные слои и трагические последствия жизненной ситуации, общественной несправедливости и гонениям. Владимир Дубровский желал мести своему врагу, но в результате стал жертвой своих же действий и потерял жизнь.
Анализируя описание лагеря разбойников в романе «Дубровский» Александра Пушкина, можно сделать вывод, что автор не стремился показать его как «гнездо злодеев». Вместо этого, он изображает обычность и мирный быт разбойников. Однако, крепость, окруженная рвом и валом, а также наличие караульного на пушке, указывают на то, что Дубровский использовал свои знания военного дела и обучил своих сообщников ведению боя.
Отношение автора к герою романа Владимиру Дубровскому
... а также необходимо бороться с несправедливой судебной системой. Сочинение на тему мое отношение к дубровскому 6 класс В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому ... Наверняка Пушкина очень волновала эта тема. « Береги честь смолоду»- эпиграф следующего его произведения «Капитанская дочка», в котором написано снова о этой теме. Итак , роман о благородстве, герой романа ...
Единомышленники Дубровского сочувствовали его личной судьбе: потере отца, внезапной бедности и несчастной любви. Стоит отметить, что Владимир и его сообщники отбирали деньги и имущество только у богатых, и он никогда не проливал кровь напрасно или обижал кого-либо. Помещица Глобова рассказала о благородстве Дубровского, который нападал только на известных богачей, но делился с ними, а не грабил их до конца.
Владимир Дубровский, гордый и ценивший свою дворянскую честь также, как и его отец, неоднократно проявлял благородство. Из-за любви к Маше Троекуровой он отказался от мести, а также показал великодушие, приказав своим сообщникам не трогать Верейского.
Особое значение в романе имеет предпоследняя глава. Благодаря ей торжество добра над злом, несмотря на то, что оно не осуществляется в сюжете, происходит в душах читателей. Пред нами предстает женский образ, так любимый Пушкиным — чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности, но сильная благодетельностью. Ей можно легко причинить обиду и зло, но невозможно заставить ее оплатить свое счастье чужим несчастьем. Она готова перенести любые муки, кроме мук совести. «Ради Бога», — заклинает Маша Дубровского, «не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть причиной какого-нибудь ужаса». В его обещании отражается ее нравственная высота: «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях».
Развитие темы добра и зла в романе «Дубровский»
В романе «Дубровский» Александр Пушкин поднимает сложную тему добра и зла, исследуя ее через характеры основных персонажей. Кроме того, Пушкин изображает влияние социальной принадлежности на проявление этих черт у героев.
Акцентируя внимание на главном герое Владимире Дубровском, мы видим, что его личность неоднозначна. Владимир — дворянин, воспитанный в предрассудках своего класса, что заметно в его отношении к членам банды, он проявляет барскую пренебрежительность и некоторое презрение к ним. Это становится особенно заметно в его последней речи, где он называет их мошенниками, предполагая, что они не откажутся от разбоя. Однако автор намекает на то, что Владимир ошибочно считает, что бандиты не откажутся от своего преступного пути. Скорее всего, большинство из них были искренне привязаны к Дубровскому. Последние строки повести указывают на это.
Не только Владимир, но и другие персонажи романа не являются идеально «злыми» или «добрыми». Их характеры также сложны и многоаспектны.
Глубину темы добра и зла в романе можно обнаружить, анализируя отдельные образы крестьян, таких как кузнец Архип. Он олицетворяет дух мятежа и бунта, действуя независимо от Владимира. Архип противится несправедливому судебному приговору и первым встает на защиту своего народа. Его жестокость во время пожара вызвана накопившейся обидой народа. Однако в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и доброту этого русского крестьянина, когда Архип рискует своей жизнью, чтобы спасти кошку, оказавшуюся на горящей крыше.
Спицын в повести дубровский пушкина характеристика образ
... на расправу, поэтому предлагает им сдаться и начать жить правильно. (No Ratings Yet) Loading… Характеристика Дубровского Источник: http://home-task.com/xarakteristika-dubrovskogo/ Образ Владимира Дубровского в романе «Дубровский» (сочинение) Владимир Дубровский ... но именно этим Пушкин давал понять, что вина лежит не на одном человеке, а виноват общественный уклад России. Пушкинский герой не знал, как ...
Итак, анализируя черты характеров главных героев, можно сделать вывод о сложности и многоаспектности их личностей. Каждый герой носит признаки своей социальной принадлежности и изображен в романе с большим художественным мастерством. Такое описание даёт обширную социальную картину, глубоко реалистически представленную Пушкиным.
Таким образом, проблема добра и зла, поднятая и разрешенная в романе «Дубровский», является художественным приемом, который помогает передать жизнь России середины XIX века со всем ее многообразием.
Сочинение на тему добро и зло в романе Дубровский Помогите пожалуйста:)
Гость В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства. Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян. Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много. Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе». Этот «старинный русской барин» был очень богат, поэтому он считал, что может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положеные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух». Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении этот барин пугал диким зверем. Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров — отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим». И позже, когда между ним и Кирилой Петровичем произошла серьезная ссора, герой превыше всего ставил свое честное имя и человеческое достоинство. В результате Дубровский потерял все. Но он никогда не жалел о своем выборе. По мнению Пушкина, дворянин должен быть образованным и просвещенным. Такого человека не может испортить ни власть, ни деньги. Но это — лишь идеал писателя. Он показывает, что за такими, как Дубровские, будущее страны. В реальности же Пушкин видел засилье троекуровых. Самовлюбленных и развращенных властью деспотов, которые не могут принести пользу не только России, но и своим близким. Ради своей прихоти, своей воли такие люди готовы сломать чужую судьбу и даже жизнь. Троекуров насильно выдает замуж свою дочь за старого, но очень богатого князя: «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала. — Папинька… папинька… — говорила она в слезах, и голос ее замирал. Кирила Петрович спешил ее благословить — ее подняли и почти понесли в карету». Почему же Пушкин рисует поражение Дубровского-старшего и торжество Троекурова? Андрей Гаврилович умирает, потеряв свою Кистеневку. Троекуров получает эту деревню в свои владения. Он осознает, что в своих владениях он бог и царь, и никто ему не указ. Мне кажется, Пушкин думал, что троекуровы непобедимы, по крайней мере, пока. В России их великое множество, они – огромная сила. Дубровских по сравнению с ними ничтожно мало. Но, несмотря ни на что, будущее России, по мнению писателя, только за просвещенными дворянами. Такими, как Андрей Гаврилович Дубровский. Таким образом, изображая два типа русского дворянства, две помещичьи семьи, Пушкин выражает свое отношение к проблеме добра и зла, к проблеме существования их в современной ему России.
Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Пушкина
... она не сбежала вместе с Дубровским, Троекуров запер ее в комнате. Характеристика Троекурова Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены ... низкие и жестокие поступки. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Популярные сегодня темы Ступая вслед за холодной снежной ...