Урок » по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» план-конспект по литературе (10 класс)

Сочинение

Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Цель урока:

Образовательная: проверить степень понимания поэмы.

Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

I.Выбор и бсуждение темы

  1. « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  3. О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
  4. Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
  1. Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

II.Составление плана сочинения

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Н.А. Некрсов – певец народа.
  2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).

б) Народное понятие счастья:

— счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;

— Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;

— сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;

2 стр., 988 слов

Крестьянство в поэме “Кому на Руси жить хорошо” (Н. А. Некрасов)

... царем. Однако тяжелая болезнь заставила Некрасова изменить свой замысел. Окончательный вариант поэмы содержит лишь картины народной жизни. Что же видят герои, путешествующие по Руси? Отмена крепостного права обещала народу ... крестьянского труда, голода и нищеты, тяжелой женской доли. Одним из таких произведений является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Замысел написать народную поэму возник у ...

— Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.

в) Две возможные дороги к счастью:

— дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;

— другая – тесная, дорога «честная» — это путь славного заступника, борца за народное счастье.

3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

Комментарий учителя:

Произведения Некрасова — это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.

До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».

III.Написание сочинения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/drugaya-tesnaya-doroga-chestnaya-eto-put-slavnogo-zastupnika/

  1. Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова // Русская литература. Л.,
  2. 1981. № 2. С. 89 – 90.
  3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
  4. Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
  5. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
  6. Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
  7. Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
  8. Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
  9. Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе «О двух великих
  10. грешниках»//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
  11. Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
  12. Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.