Анализ «Сказки о царе Салтане…» Пушкина

Сочинение

1. История создания произведения.

Наброски к «Сказке о царе Салтане…» датируются 1822-1824 гг., когда А.С. Пушкин находился в Южной ссылке. Работа над сказкой продолжается и тогда, когда автор находился в ссылке в Михайловском. В 1828 году А.С. Пушкин решает написать сказку в стихотворной форме. В 1831 году «Сказка о царе Салтане…» была закончена. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Произведение А.С. Пушкина относится к жанру сказки. Можно отметить несколько признаков сказки: наличие сказочного зачина и концовки, яркое деление персонажей на положительных и отрицательных, борьба добра и зла, наличие чудесных и волшебных явлений, троекратные повторы, счастливый финал, в котором добро побеждает зло. Из-за наличия большого количество волшебных элементов «Сказку о царе Салтане…» можно отнести к жанру волшебной сказки.

Несмотря на схожесть с народными сказками, «Сказка о царе Салтане…» является литературной сказкой, так как у нее есть конкретный автор.

3. Название произведения и его смысл.

Чаще всего используют сокращенное название сказки: «Сказка о царе Салтане». Полное название сказки выглядит следующим образом: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В данном названии указаны главные герои, их социальные роли, а также указаны характеристики князя Гвидона и Царевны-лебедь.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица рассказчика, который лично знаком с главными героями и знает о происходящих в их жизнях событиях. На это указывают последние строки: «Я там был; мед, пиво пил – // И усы лишь обмочил».

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

В «Сказке о царе Салтане…» ярко звучит тема борьбы добра и зла. С помощью князя Гвидона, который в облике комара, мухи и шмеля кусает ткачиху, повариху и бабу Бабариху, автор наказывает зло. Финал сказки подтверждает полную победу добра над злом.

Поднимаются также в сказке проблемы семьи и любви, власти, истинных и ложных жизненных ценностей: положительные персонажи ценят семью и любовь, они живут в соответствии с истинными жизненными ценностями; отрицательные персонажи пытаются удержать в своих руках власть, они живут в соответствии с ложными жизненными ценностями.

2 стр., 763 слов

Произведения военных лет «Судьба человека» и «Василий ...

... Характеристика и роль поэмы Александра Твардовского "Василий Теркин" в годы Великой Отечественной войны. Анализ подзаголовка "Книга про бойца". Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения. ... черты характера, отбросив всё второстепенное. Андрей Соколов и Василий Тёркин - образы сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, ...

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет сказки довольно прост: из-за завистливых ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи Царица и царевич, который вскоре наречет себя князем Гвидоном, оказываются на острове вдали от царя Салтана. Князь Гвидон, встречая Царевну-лебедь, благодаря ее помощи способствует воссоединению семьи. Конфликт сказки можно назвать конфликтом добра и зла.

Ключевыми эпизодами являются волшебные и чудесные явления: благодаря Царевне-лебедь сначала на острове Буяне появляется грызущая золотые орешки с изумрудными ядрами белка, затем на острове Буяне появляются тридцать три богатыря под предводительством дядьки Черномора, затем лебедь превращается в прекрасную царевну, на которой женится князь Гвидон.

7. Система образов произведения.

В начале повествования фокус направлен на царя Салтана, его новоиспеченную жену, родившего сына, ткачиху, повариху и бабу Бабариху.

После разъединения семьи царя Салтана особое внимание уделяется князю Гвидону, Царевне-лебедь, царю Салтану, купцам, ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе.

К отрицательным персонажам относятся ткачиха, повариха и баба Бабариха. Все остальные главные герои являются персонажами положительными.

8. Композиция произведения.

«Сказка о царе Салтане…» имеет характерную для жанра сказки композицию: зачин, основная часть и концовка.

Сказка начинается зачином: «Три девицы под окном // Пряли поздно вечерком». Завязкой является то, что царь Салтан женится на третьей девице, а ее сестры и баба Бабариха из зависти способствуют тому, что Царицу и ее новорожденного сына-богатыря помещают в бочку и пускают в море. Развитием действия является встреча царевича с Царевной-лебедь, становление им князем острова Буяна, посещение острова Буяна купцами, которые передавали царю Салтану поклон от князя Гвидона, появление чудес на острове Буяне, превращения князя Гвидона. Кульминационным становится эпизод, в котором царь Салтан после многочисленных попыток ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи остановить его отправляется на остров Буян, где князь Гвидон делает ему экскурсию. Развязкой является воссоединение семьи и победа добра. Заканчивается сказка концовкой: ««Я там был; мед, пиво пил – // И усы лишь обмочил».

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В сказке используется большое количество изобразительно-выразительных средств, которые помогают использовать фантастические элементы: эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол. Автор использует некоторые фразеологизмы.

10. Отзыв о произведении.

«Сказка о царе Салтане…» – замечательное произведение, в котором поднимаются вечные темы и проблемы, которые заставляют задуматься о многих вопросах и детей, и взрослых.

Понравилось сочинение? А вот еще: