Выбор жизненного пути в романе Обломов, Гончаров

Сочинение

Аргументы: Цели и средства в романе Гончарова «Обломов»

Цели и средства – важные характеристики деятельности. По тому, какие цели человек ставит перед собой и какими средствами их достигает, можно многое сказать о нём как о личности. Вот почему писатели в своих произведениях нередко касаются этой темы. Мы подобрали пять аргументов по направлению «Цели и средства» из романа И.А. Гончарова «Обломов».

  1. Известно, что цель – основа любой деятельности. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, – самый бездеятельный персонаж. Значит ли это, что у него нет целей? С одной стороны, ему не чужды благие побуждения: к примеру, он хочет улучшить жизнь в своём имении, а иногда, в особом расположении духа, даже мечтает совершить что-нибудь великое. Однако дальше замыслов дело не идёт, и в настоящие задачи они так и не превращаются. Возможно, причина в том, что все заботы Ильи Ильича сводятся к мелким бытовым вопросам; он «плывёт по реке жизни», не задумываясь о её смысле – вот и существование его бессмысленно и бесцельно.
  2. Андрей Штольц, лучший друг Обломова, показан его полной противоположностью. Больше всего герой уважал в людях настойчивость в следовании целям, и сам он в полной мере обладал этим качеством. Средства достижения целей он тщательно продумывал и, если на его пути вставало непреодолимое препятствие, никогда не рисковал, а отказывался от затеи. Всё это вкупе с активностью и любовью к труду дало отличные результаты: Штольц добился успеха в личных делах и принёс немало пользы обществу.
  3. Соответствие средств поставленной цели – важное условие для её достижения.

    Но может ли чувство выступать в роли средства? Ответ на этот вопрос кроется в отношении Ольги Ильинской к Обломову. Задумав «возвратить его к жизни», она использует влюблённость Ильи Ильича, чтобы влиять на него, и ей многое удаётся. Однако от истинной любви это далеко, вот почему отношения постепенно сходят на нет, а ленивый герой в итоге возвращается к прежнему образу жизни.

  4. Истинные цели человека – часто загадка для окружающих. Так, например, приятель Обломова по фамилии Тарантьев откровенно использует его: обедает у него дома, берёт деньги и вещи – разумеется, под прикрытием дружбы. А в конце и вовсе устраивает аферу, подсунув Обломову контракт с подставным поверенным, своим дружком, – в результате эти двое получают право бессовестно грабить имение Обломова, который остаётся ни с чем. Беда в том, что доверчивый Илья Ильич не способен распознать целей такого хитроумного человека, как Тарантьев, и до последнего верит, что тот заботится о его благополучии.
  5. В своём романе И.А. Гончаров поднимает общую философскую проблему цели в жизни человека. Мы видим две противоположные точки зрения – Обломова и Штольца. Первый мечтает «лечь и заснуть… навсегда», жизнь для него – словно тяжкая обязанность, он ни к чему по-настоящему не стремится; второй утверждает, что «сама жизнь и труд есть цель жизни». Можно и не согласиться со Штольцем в том, что является целью жизни, однако пример Обломова показывает, что отсутствие цели хуже всего.

Автор: Надежда Сидорова

2 стр., 596 слов

Воспитание Обломова и Штольца

... являются яркими образами не только своего часа, но и характерны для всех времен. Также читают: Картинка к сочинению Воспитание Обломова и Штольца Популярные сегодня темы Автор в своем романе ... делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных. ...

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Отношения между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной отличаются своей неоднозначностью и сложностью. Девушка влюбилась в героя, потому что ее душа требовала романтических отношений, схожих с теми, которые она встречала в книгах. Она уверена в том, что встреча с Онегиным является волей судьбы. Однако автор указывает, что влюбленность Татьяны связана с тем, что пришла пора для любви. Это авторское замечание позволяет рассуждать о том, что часто наивные и мечтательные девушки объектом своей любви выбирают недостойного человека. Евгений Онегин был таким человеком, про которого она читала в романах, поэтому он стал для нее идеалом.

То, что Татьяна самостоятельно признается Евгению в своих чувствах, говорит о силе ее характера. В своем письме Ларина раскрывала всю свою душу, что было в те времена не принято. Героиня признается в том, что она не хочет тайно воздыхать о своем возлюбленном. Ради любви и собственного счастья Татьяна Ларина готова бороться. Влюбленность милой и сдержанной девушки раскрыла ее истинный характер, отличающийся огромной силой.

Предмет обожания Татьяны отказал ей в чувствах. В этом нельзя винить Евгения Онегина, ведь он ничего к ней не чувствовал. Герой не стал обманывать Татьяну и тешить ее надеждами, которые никогда бы не сбылись. Онегин честно и откровенно раскрывает свою душу перед Татьяной, признавая свое равнодушие души и эгоизм. Автор через слова и действия героя показывает, что в отношениях между мужчиной и женщиной нет места для эгоизма.

После отказа Онегина герои на долгое время расстаются. Когда Евгений вновь встречает Татьяну, он влюбляется в нее. Герой жалеет о том, что в молодости упустил шанс быть рядом с Татьяной. Однако раскаяние Онегина пришло слишком поздно. А.С. Пушкин показывает, что отношения между возлюбленными всегда строятся спонтанно и в будущем нет возможности исправить любовные ошибки прошлого. Татьяна отказывает Евгению, потому что находится замужем. Это говорит о высоких нравственных ценностях Татьяны Лариной. Брак оказывается для Татьяны важнее, чем собственное счастье, построенное на искренней любви к Онегину. Время не излечило душевные раны Татьяны: она все еще была влюблена в Онегина. Это указывает на долговечность чувств человека, который действительно любит.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» раскрывает отношения между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Любовь между героями раскрывает все их лучшие черты.

2 стр., 515 слов

Любовь Гринева к Маше в романе Пушкина Капитанская дочка

... ее целеустремленность. Она доказывает свою любовь к Петру, отправляется к императрице, чтоб добиться освобождения Петра, и у нее все получается. Петр Гринев и Маша Миронова прошли много испытаний, чтоб ... крепость и убил родителей Маши. Гриневу пришлось покинуть крепость, а Маша после пережитого ужаса слегла в горячке. Уже в Оренбурге Гринев получил письмо от Маши, в котором она писала, что ...

Герои знакомятся в достаточно тяжелые времена восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Петр Гринев, оказавшийся в Белогорской крепости, не сразу заметил достоинства Маши. Это связано с тем, что Швабрин называл героиню дурочкой. Но вскоре Петр Гринев замечает, что Маша Миронова – добрая и честная девушка. Герой влюбляется в нее, несмотря на мнение его товарища. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев слушает свое сердце и отвечает на те чувства, которые у него возникали, не слушая чужие мнения.

Чувства Гринева и Мироновой взаимны. Главного героя не смущает то, что его возлюбленная является бесприданницей. Это подчеркивает бескорыстной и искренность любви. Она не зависит ни от социального, ни от материального положения. Петр Гринев любит Машу, а Маша Миронова любит Петра. Они ценят внутренние качества друг друга.

Однако герои впервые сталкиваются с трудностями, когда родители Гринева отказываются давать благословение на их брак. Девушка не хочет идти против родителей своего возлюбленного, поэтому отступает. Это говорит о жертвенности отношений.

Отказ героини не становится причиной разлада между героями, Гринев добивается расположения девушки. Чувства Гринева и Маши не угасают. Петр защищает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин, спасает свою возлюбленную от плена Швабрина, а Маша спасает Гринева от ареста. Это говорит о том, что возлюбленные готовы пожертвовать собой ради любви. Петр не боится отдать собственную жизнь, только чтобы его любимая была цела. Маша в свою очередь не боится отправиться к самой императрице, чтобы освободить его от несправедливого ареста.

Отношения между Гриневым и Мироновой строятся на взаимопомощи и взаимодоверии. Персонажей не испугали те трудности, с которыми они столкнулись на своем жизненном пути. Любовь помогала в их преодолении.

Отношения для Маши могут строиться только по любви. Она отказывается выходить замуж за Швабрина, который удерживает ее в плену. Это говорит о том, что выйти замуж за нелюбимого человека – не то, на что готова пойти Маша. Искренность чувств – вот что важно для героини. Брак – священное явление для девушки, поэтому она не хочет связывать свою жизнь с нелюбимым Швабриным.

История взаимоотношений Петра Гринева и Маши Мироновой является примером истинной любви.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано несколько любовных историй. Большой интерес представляют отношения центрального персонажа Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

И.С. Тургенев показывает сложность характеров Базарова и Одинцовой. Оба персонажа являлись свободными и независимыми людьми. Автор указывает на то, что это послужило причиной трагичного финала отношений между Базаровым и Одинцовой. Их любовь с самого начала была обречена.

Однако любовь в произведении имеет огромное значение для раскрытия внутреннего мира центрального персонажа. Придерживаясь теории нигилизма, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову, хотя и не признается себе в этом. Чувства к Одинцовой помогают показать истинное лицо Базарова, а также помогают развенчать его нигилизм. И.С. Тургенев демонстрирует, на что способна любовь. Только она может показать человеку истинные ценности жизни. Любовь оказывается сильнее нигилизма. И.С. Тургенев показал, что отрицать любовь невозможно, потому что она воздействуют на всю жизнь человека.

Несмотря на трагичность отношений, нельзя сказать о том, что между героями не было любви. Она была – сильная и страстная. Одинцова поняла, что встреча с Евгением Базаровым повлияла на нее, словно ее сердце было уколото. Базаров долгое время не мог признаться самому себе, что он чувствует к Одинцовой. Герой, который смеялся над любовью и вообще отрицал ее существование, не мог согласиться с тем, что он влюбился. Он обманывает не только возлюбленную, но и самого себя. Только на пороге смерти он до конца осознал это и принял этот факт. Отношения с Одинцовой открыли центральному персонажу глаза на жизнь, однако было уже слишком поздно: Базаров был смертельно заражен.

Чувства Базарова были сильны. Одинцова воспринимала зарождающиеся между ними отношения более просто. Когда главный герой признается Одинцовой в любви, она не готова ответить согласием, потому что больше всего на свете она ценила спокойствие и размеренность жизни. Быть с Базаровым значило получать все новые и новые эмоции, а Одинцова не привыкла к этому, она не хотела этого. Из-за мировоззрения героини отношения Базарова и Одинцовой были обречены на провал. Автором подчеркивается, что отношения между мужчиной и женщиной всегда строятся не только на взаимности чувств, но и на схожести жизненных целей и приоритетов.

Урок-исследование по роману «Обломов»

Тема: Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.

Цели урока: обучающая

  • создание условий по овладению учащимися умению сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя;
  • сформировать логически завершенное представление о романе и его герое;

развивающая

  • формировать коммуникативную компетентность, умение вести дискуссию, творчески походить к тексту художественного произведения;

воспитательная

  • способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, их нравственному выбору.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, личное дело Обломова, фрагменты фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», презентация «Критики о романе «Обломов», таблица «Два «лица» Обломова», конспекты критических статей.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучать роман «Обломов». К какому разряду относится фамилия главного героя?

родов дряхлеющих обломок

”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется).

Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.)

_ Все идет своим чередом. Жизнь главного героя никчемна и пуста. Его поразила обломовщина.

l Что значит это понятие?

l «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

В чем заключался замысел романа?

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Какова главная тема романа?

l Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Произведение Гончарова было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных им образов современники сразу же разошлись во мнениях едва ли не полярно.

Итак, мы начинаем урок-исследование по роману «Обломов». Нам предстоит выяснить, чем объясняются противоположные суждения о нем первых русских критиков.

Запись темы урока.

«В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, или отчего люди превращаются в кисель? Прислушаемся к голосам очень уважаемых людей оттуда , из ХiХ века , когда и появился роман.

( 1 группа экспертов)

:

«О! О! О! Пока останется хоть один русский , до тех пор будут помнить «Обломова».

: «Успех романа невременной».

:

«Обломов – социальный тип, не личность… Это логическое завершение образа (лишнего человека), прямое порождение крепостной системы, символ уходящей в прошлое России.»

( либер. критик): «Невозможно узнать Обломова и не полюбить всем сердцем. Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова».

Никита Михалков,

(режиссер фильма « Несколько дней из жиэни Обломова» в гл. ролях — Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей , 1979-1980 г.г.): «Актуальность обломовщины кончилась. Порок обломовщины сменился пороком штольцевщины».

(Современ. исследователь творчества писателя.): «Обломовское житье воспитывает в человеке не активное , сказочное отношение к жизни».

В.Котельников

: «По этой линии (спирали) движется улитка, втягиваясь в свою раковину .Обломов – не байбак, не лентяй, сибарит. Он не приемлет такую жизнь. Он спасает свою душу, отгородившись диваном».

  • Чья точка зрения вам ближе?

Работа над исследованием проблемы.

Давайте посмотрим фрагмент фильма Н. Михалкова « Несколько дней из жизни Обломова» и ответим на вопрос:

  • Что для Обломова было самым главным в жизни? (Покой)
  • Как вы понимаете слова: « Лежание не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением – это было его нормальное состояние».

Какие приемы использует автор, чтобы показать сложность и двойственность характера Обломова?

_ Портрет героя, его внешность, речь, внутренние монологи, сны, поступки – все эти детали подчеркивают, что с одной стороны , Обломов – человек мягкий, с «голубиным сердцем», а с другой стороны, он лежебока, лентяй.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

Мастерство автора в создании образа Обломова.

Составление таблицы. Два «лица» Обломова.

«Золотое сердце» «Русская лень»
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта Безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность

Список положительных и отрицательных черт Обломова можно продолжить. Это даст нам возможность понять, что Обломов – сложный образ. Отражающей сложность и противоречивость русского национального характера.

Прокомментируем точку зрения одного из литературных критиков.

1 группа Николай Александрович Добролюбов «Что такое обломовщина?»

1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать? Как оценивает Добролюбов образ Обломова?

2. С каким чувством изображены эти черты Обломова?

3. подтвердите правомерность высказываний.

Вывод – слайд.

Добролюбов показал,что роман был знамением времени. В нем, по словам критика, глубоко отразилась русская жизнь, и перед читателем предстает, по мнению Добролюбова, «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Главные черты обломовского типа – апатия, лень и бездеятельность –«создание воспитания и окружающих обстоятельств».

Добролюбов указывает, что обломовщина не была новым явлением в русской литературе, что черты обломовщины были присущи в какой-то мере и Онегину, и Печорину, и Манилову.

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества – и в среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.

2 группа «Обломов». Роман .

1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?

2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?

3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?

Вывод – слайд В критических взглядах Д. И. Писа-рева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

3

группа

1. «Обломов». Роман .

1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломова свя озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.

2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: «…он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век»?

3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.

Вывод-слайд Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».

Получить полный текст

Инд. зад. Роман «Обломов» в русской критике.

1. В чем видит «вечность» Айхенвальд? («Силуэты русских писателей» 1906-1908)?

2. Какую оценку героям романа «Обломов» дает Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982)?

В критике

Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем.

Продолжим наше исследование и выясним, что сформировало характер Обломова.

Жизненный путь Обломова. Рассказ учащихся (дом. задание )

Что же погубило Обломова?

ОБЛОМОВЩИНА!

Обломовщина – так и зашипит предостерегающе своим суффиксом. В нем страшная, губительная сила. Обломовщина –это

  • апатия, инертность,
  • несостоятельность. Они являются губительными для человека.

Н. А. Добролюбов обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

Кто же такой Обломов? О чем мечтает? Что в нем положительного и отрицательного? Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем, в котором раскрывается самое главное для каждого из нас.

Каждый из нас должен сделать свой выбор.

«Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

В романе есть страницы, которые помогают каждому из нас понять что-то главное. Давайте посмотрим, какие нравственные уроки получили вы после прочтения романа «Обломов»?

Нравственные уроки романа.

Я понял ( а), что…

  • у человека должны быть крылья, мечта;
  • страшны и обломовщина, и штольцевщина;
  • воспитание не должно превращаться в питание — терять приставку;
  • сопротивляться душевному сну;
  • никто не поможет: надо самому встать с дивана снять ХАЛАТ

Заключительное слово учителя

Впереди у каждого из вас большая жизнь. Перед вами откроются многие пути. И только от вас зависит, какой выбор вы сделаете.