Как писать — что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения мечты

Сочинение

Что такое сочинение

Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, собственных взглядов на тот или иной предмет (на тему).

Размышления излагаются в свободной форме или выстраиваются в определённой последовательности (по плану) – это зависит от вида сочинения.

При написании важно, насколько богат внутренний мир человека. Люди с широким кругозором обладают большим словарным запасом, легче делают выводы и подбирают убедительные аргументы. Остальным будет сложнее, но нет ничего невозможного.

Виды сочинений

Сочинение – очень удобный для учителя вид контроля знаний и умений. Нигде натура драгоценных питомцев не раскрывается так щедро, как в произведении, созданном их собственными усилиями.

Тут налицо и умение размышлять, обобщать, делать выводы, и демонстрация владения языком и стилем, и элементарный уровень грамотности.

Чтобы не шокировать детей объёмом задач, сочинение вводится в учебный обиход постепенно.

  1. Младших школьников (2-4 класс) учат писать сочинение по картине. Такая форма работы помогает расширить словарный запас ребёнка, развить навыки описания. Предполагается свободный стиль письма.
  2. На переходе к средней школе (с 4 класса) дети учатся создавать сочинение-рассуждение, примеры которого могут (в зависимости от возраста) касаться как самых простых, так и самых сложных тем. К примеру, для ребят 10 лет подходит тема: «Как вы понимаете смысл пословицы «Старый друг лучше новых двух»?». Для тех, кому 15-16 лет, тема сформулируется иначе: «».
  3. Выпускников 9-х классов ждёт мини-сочинение в рамках ОГЭ (задания 15.1-15.3).

    Его объём должен составлять не менее 70 слов. Структура работы включает такие элементы, как вступление, основная часть (с двумя тезисами) и заключение.

  4. В первую среду декабря ученики 11-х классов пишут итоговое выпускное сочинение. В сентябре становятся известны направления, по которым позже (за 15 минут до начала экзамена) объявляются конкретные темы. Объём этой работы – от 250 слов. Чтобы получить зачёт, необходимо привести хотя бы один литературный аргумент.
  5. Наконец, элемент сочинения завершает экзаменационную работу в рамках ЕГЭ. Часть «С» по русскому языку, литературе, обществознанию, иностранному языку представляет собой, а строго структурированное произведение с богатой аргументацией и системой доказательств.

Эти виды учебных сочинений отличаются друг от друга по объёму и охвату задач, но принцип их написания приблизительно одинаков.

2 стр., 502 слов

Сочинение вид из моего окна 6 класс весна

... что не одинок в этом огромном мире. ` Вид из окна Популярные сочинения В одном из поздних высказываний Фет говорил про то, как он ... удаётся, то в перерывах между занятиями любуюсь им из окна. Иногда мимо пролетает санитарный вертолёт, он взлетает с ... соседние дома расположились вдалеке от моего и не загораживают городского пейзажа, а из окон открывается удивительный вид на сквер. Ему всего четыре ...

План подготовки к написанию итогового сочинения

Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.

Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

Этап 1. Сбор материала.

Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.

Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.

Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики . Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

Этап 2. Осмысленное чтение.

Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.

А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.

Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

Герасим и му-му

Этап 3. Написание пробного сочинения.

Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно . Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.

Собственно работа состоит из нескольких шагов.

Составление плана сочинения является важным этапом написания работы. Он помогает структурировать и систематизировать мысли, а также определить основные аргументы и примеры, которые будут использованы в тексте.

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: Поэтому необходимо, во ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в ...

Вступление является первым разделом сочинения и должно привлечь внимание читателя. В нем нужно кратко и емко обозначить тему работы и подкрепить свой тезис цитатой или примером из литературы.

Основная часть сочинения предназначена для раскрытия темы работы. Она состоит из трех тезисов, к которым необходимо подобрать примеры-доказательства из литературы. Тезисы можно сформулировать, разбив основную тему на вспомогательные вопросы. Важно не забывать о микровыводах к каждому тезису и использовать контраргументы в качестве доказательств.

Заключение является завершающим разделом работы. В нем необходимо объединить микровыводы из основной части и подвести итоговую мысль. Здесь также можно повторить и развернуть утверждение, озвученное во вступлении.

Проверка текста является последним этапом написания работы. Необходимо убедиться в согласованности частей между собой, отсутствии стилистических, фактических и грамматических ошибок.

В примере итогового сочинения-рассуждения на тему мечты, можно видеть применение данных принципов написания. Сначала был составлен план-набросок, затем написано вступление, основная часть и заключение. Во вступлении были обозначены основные вопросы, которые будут рассмотрены в работе, а также привлечены герои литературных произведений. В основной части были сформулированы три тезиса и приведены примеры-доказательства из литературы. В заключении были объединены микровыводы и высказана итоговая мысль.

Таким образом, следуя данным принципам, можно написать качественное и структурированное сочинение.

Основная часть:

Мечта и реальность – это две стороны одной медали. Верность своей мечте и ее воплощение в жизнь могут привести к реальным изменениям. Примером тому служит героиня повести А. Грина «Алые паруса» – Ассоль. Она мечтала о любви, такой прекрасной, как корабль с алыми парусами.

На первый взгляд, Ассоль ничего не сделала, чтобы осуществить свою мечту. Однако, сама ее мечта настолько впечатлила людей, что слух о ней разнесся по всему миру, и об этой девушке услышал капитан Грей.

Капитан понял, что такая мечта может существовать только в чистом сердце, и он откликнулся на ее ожидание. Грей не только исполнил мечту Ассоль, но и показал людям, что чудеса возможны, и тем самым он сам стал счастливым. Таким образом, мечта может вдохновить не только того, кто мечтает, но и окружающих его людей.

Судьба многих великих людей также учит нас верности мечте. Мечта о знаниях стала отправной точкой для карьеры знаменитого ученого М.В. Ломоносова. Он покинул родное село Холмогоры, как маленький мальчик, похожий на Филипка из рассказа Л.Н. Толстого, и отправился в Москву, чтобы освоить науки.

Ломоносов не жалел сил и много лет трудился, став одним из самых образованных людей своего времени. Он основал первый университет в России, который до сих пор носит его имя. Мечта подарила ему уверенность и силы, помогла сделать множество полезных открытий и прославить Родину.

Однако, не всегда мечта воплощается в жизнь. Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» также любил мечтать, но не смог осуществить свою мечту. Он мечтал о том, чтобы во всем мире царили любовь, взаимопонимание и порядок, как в его детском имении Обломовке.

6 стр., 2885 слов

«СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА» Исследовательская работа

... нас окружают тысячи людей Рассказ на основе услышанного 6 класс сочинение Однажды вечером за ... меня есть собака! Вариант 2 Я всю свою жизнь мечтал о собаке, но мне ... праздничный стол, папа был на работе. Настал вечер, стали собираться гости, ... рядом были. Собака не видела, след по запаху потеряла. Носилась по площадке, поскуливала, ... я привела собаку в дом. Но я рассказала ей про утреннее происшествие, ...

Однако, когда Илья Ильич поступил на службу, он понял, что каждый ищет свою выгоду, и любви между людьми нет. Разочаровавшись, Обломов решил не общаться с никем. У него не было достаточной стойкости, чтобы изменить мир к лучшему.

Обломов не смог остаться верным своей мечте, он взял из нее только худшее – стремление к покою. Его жизнь закончилась рано и бесславно. Таким образом, разочарование часто лишает жизни смысла.

Итак, в том, что человек остается верным своей мечте, нет ничего плохого. Мечта дарит нам крылья, помогает преодолеть все трудности и сомнения. Однако, воплощение мечты в жизнь требует многолетнего труда и усилий. Мечта – это наша вера, наше вдохновение. Чтобы она стала реальностью, необходимы мужество, воля и твердость.

Икар

Чтобы успешно написать школьное сочинение , нужно как можно чаще создавать тексты на ту или иную тему, знакомиться с образцами прошлых лет и по возможности больше читать. Тогда сочинительство станет привычным занятием и не доставит ни малейшего дискомфорта на экзамене.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога