Честь и бесчестие В Литературе

Сочинение
  • KtoNaNovenkogo
  • ЧаВо
  • Вы здесь

14 апреля 2020

  1. Честь — это…
  2. Понятия о чести в повседневности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово честь очень часто употребляется в литературных произведениях, но далеко не все понимают его смысл.

Это вполне объяснимо, ибо у нее есть как минимум четыре несколько отличающихся друг от друга толкования.

Кроме того, для каждого человека будет свой набор качеств, которые он лично вкладывает в понятие чести. Поэтому советую вам не пожалеть пяти минут, чтобы ознакомиться со значением этого очень значимого для многих людей понятия.

Вариант 2

Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогда, когда человек поддается мнению общества, его интересам и совершенно забывает не только про свою честь, но и про честь близких, любимых людей. Как говорится: «Береги платье снову, а честь с молоду».

В пример я хотел бы взять повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь – это основная тема данной повести. На чести строится все произведение. «Береги платье снову, а честь смолоду» — писал Пушкин в самом начале своей повести, а далее развивал эту фразу. Гринев и Швабрин, казалось бы, два очень похожих персонажа, но это лишь внешняя картинка. На самом деле они очень разные, ведь Гринев – человек чести, а Швабрин – хитрец, подлец, негодяй, предатель и обманщик. Он оскорбил честь возлюбленной Гринева – Маши, а после и предал собственную Родину, переметнувшись на сторону противника. Гринев защищал родных не по крови себе людей, честь императрицы, которой давал присягу и тем самым рос в глазах своих родителей, для которых он был лишь мальчиком Петрушей.

Второй пример я хотел бы взять из своего личного опыта. Мой дедушка очень строгий, никогда не хитрил и делать этого никому не позволял. Однако я – полная его противоположность. В классе я умело списывал домашние и контрольные работы, а, приходя домой, закидывал портфель под стол и смело шел гулять. И дедушка это узнал. Он долго со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». Когда я сказал эту фразу деду, он спокойно ответил мне, что это будет не жизнь, это будет существование, а иначе как можно жить, если чести совсем нет, если над тобой насмехаются, если жизнь – это сплошное вранье и хитрость. Он настолько ярко описал мне настоящую честь и жизнь без нее, что мне стало стыдно и щеки быстро залились красной краской. Тогда я понял: человек чести достигает большего, чем человек, который умеет только выкручиваться. Человек чести получает настоящую жизнь, а хитрец – лишь существование.

2 стр., 853 слов

«Честь дороже жизни» итоговое

... которых честь дороже жизни. Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить ... для него оказались дороже чести. Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает опасность? ...

К сожалению, в наше время осталось очень мало честных людей, все только «крутятся» в этой жизни, прогибаясь под общество и всеобщие интересы. Тему чести можно развивать очень долго, описывать его всеми красками и эмоциями, но на этом я бы хотел закончить.

Из личного опыта

  1. История

    — Загадочная культура Востока всегда поражала европейцев. Культура, еда, обычаи и традиции азиатов порой кажутся нам очень странными. Например, не многие могут понять смысл обряда сеппуку. Самураи, покрытые позором, стремились очиститься перед другими людьми и богами. Они самостоятельно лишали себя жизни, распарывая живот. При этом любые эмоции требовалось сдерживать. Звучит ужасно, но даже на такое люди были готовы пойти ради сохранения чести.

  2. История

    — Еще один пример людей чести, которых мы все знаем по фильмам, сказкам и просто из истории – рыцари. У них был целый кодекс чести, которого они придерживались. Однако он не совсем соотносится с классическим пониманием этого слова. Обычный человек может быть честным, не имея дамы сердца и не воюя с врагами церкви, но для рыцаря это были необходимые пункты. Получается, что честь у каждого своя, и каждый понимает ее по-своему.

  3. Кино

    — Если говорить о чести, то воображение сразу рисует средневековый замок, где собираются храбрые дворяне. Однако не стоит обманываться – он скорее будет оплотом дворцовых интриг и бесчестия. Это хорошо показано в фильме «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. В центре событий борьба двух сестер за право быть фавориткой королевы Анны. Для каждой из них важно не только показать свое влияние, но и уничтожить соперницу. Стоит ли говорить, что в этом соревновании нет места чести? К сожалению, это качество часто является лишь видимостью, а не сущностью человека.

  4. Личный опыт

    — Неписаный кодекс чести существует среди детей и подростков. Одно из самых важных правил – не вмешивать взрослых в разборки, решать все самостоятельно. Зачастую ребенка, который попросит помощи у учителей или родителей, выдаст обидчиков, считают бесчестным. Окружающие начинают презирать его, в обиходе появляется оскорбительное слово, знакомое всем с детства – «ябеда». Однако можно ли действительно порицать человека, который ищет помощи? Едва ли, а значит такое понимание чести совсем не верно.

    6 стр., 2572 слов

    На английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» ...

    ... формы. Все то,... Сочинение на тему: Роль искусства в моей жизни Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество ... мир , дают понятие о таких ценностях как честь и достоинство. Так же из книг мы узнаем ... делится на две части. В первой говорится о неком Чарткове, увидевшем портрет старика в каком... В словаре С. И. Ожегова языку ...

  5. История

    — Всем известен пример знаменитого поэта, Александра Пушкина, который пожертвовал собой в поединке за честь. «Погиб поэт! — невольник чести», — пишет в своем стихотворении Михаил Лермонтов. Пушкин погиб в дуэли с Дантесом, у мужчин произошло несколько конфликтов. Сначала Пушкину пришло анонимное письмо весьма оскорбительного содержания, в его отправке поэт заподозрил своего будущего убийцу. После конфликт лишь усугубился, что и привело к дуэли. Едва ли Пушкин хотел подвергать себя смертельной опасности, но его честь была задета – закрыть глаза на это он не мог.

  6. Личный опыт

    — Проявить честь или бесчестие может каждый в обычной жизни. Самый распространенный пример – утерянная вещь. Мой знакомый однажды нашел совсем новенький телефон, дорогущий по тем временам. Можно было просто вынуть симку и оставить красавца себе. Однако вместо этого он обзвонил основные контакты и вернул блудную технику хозяйке.

  7. Кино

    — В мультипликационном сериале «Сага о Винланде» главный герой – юный викинг Торфинн. В юном возрасте он становится свидетелем убийства своего отца. Мальчик живет и учится мастерски владеть оружием, чтобы отомстить подлому убийце. Однажды ему выпадает шанс это сделать, пока ненавистный ему мужчина спит. Однако Торфинн не делает этого, ведь для него дело чести – победить убийцу в честном поединке, лицом к лицу. В этом и состоит сущность чести: быть справедливым, а не мстительным.

Автор: Александра Литвина

Сочинение Что такое Честь

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

Мы довольно часто употребляем это слово и много говорим о нем, но если бы вы спросили кого-нибудь: «что такое честь?» — скорее всего, не получили бы четкого ответа. Люди думают, что знают, что это такое, но почти никто не может сформулировать четкие критерии чести. На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного. Одни называют его естественным законом, другие -объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.

9 стр., 4003 слов

Что такое честь: определение понятия в толковых словарях. Примеры из жизни

... детства. Мы это видим на примере Гриневых, честь – это основа характера этой семьи. Популярные сочинения Сочинение Рисование — мое любимое занатие, хобби У каждого человека есть увлечение, которое ... принести пользу и борется за справедливость. Вариант 3 Что представляет из себя честь? Согласно определению большинства словарей, честь – внутреннее нравственное достоинство человека, приобретаемое им ...

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей. Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга. На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Опубликовано в 2020, Выпуск Август 2016, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия.

Ключевые слова

Liksunova A. S.

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as “honor” and “dignity” in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords:

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

10 стр., 4532 слов

Что такое Честь? Значение слова chest, толковый словарь ушакова

... и всеобщие интересы. Тему чести можно развивать очень долго, описывать его всеми красками и эмоциями, но на этом я бы хотел закончить. Размышления о совести, чести, достоинстве и внутреннем благородстве человека ... со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». ...

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство – этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так, толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия – чести. «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447]. Таким образом, в словаре Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815] . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение: «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) – пишет И. Кант, – само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным. Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122]. Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека – вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

14 стр., 6986 слов

Актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан

... актуальные проблемы защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан. В первой главе рассмотрено понятие нематериальных благ и их виды, а также дано определение чести, достоинства и деловой репутации. Во второй главе говорится о защите чести, достоинства, деловой ...

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека, а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это “именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство. Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

  • «…мнение других о нашей цене;
  • субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;
  • «Честь есть идеальная квинтесенция понятия личности;
  • она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;
  • Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

  • «Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;
  • «Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;
  • «Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;
  • «Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство).

Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя, которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и половой чести, также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей. В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

2 стр., 825 слов

Что такое честь и человеческое достоинство в понимании Л. Н. ...

... человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести. Мне кажется, что образ Андрея – самый выразительный и цельный среди героев романа "Война и мир". ... и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: "... мужчина не может и не должен забывать и ... многогранной и глубокой личности Болконского. Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по ...

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chest-eto-vnutrennyaya-sovest-a-sovest-eto-vnutrennyaya-chest/

  1. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
  3. Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. – М.: «Мысль». Т. 4. Ч. II . 1783.- 544 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
  6. Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
  7. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI – XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
  8. Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. – С.115 -169.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, – 640 с.
  10. Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.

References

  1. Dal’.V. I. (1912).

    Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.

  2. Gobbs T. (1991).

    Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.

  3. Kant I. (1783).

    Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. – M.: «Mysl’». T. 4. Ch. II.- 544 s.

  4. Marks K., Jengel’s F. (1956).

    Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.

  5. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940).

    / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.

  6. Hajdegger M. (1993).

    “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”.-84s.

  7. Chernaja L.A. (1991).

    «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI – XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.

  8. Shiller F. (1957).

    O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. – M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. – S.115 -169.

  9. Shopengaujer A. (2015).

    Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo, – 640 s.

  10. Jekshtejn I. (1895).

    «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. – 52 s.

В словаре Энциклопедии

ДОСТОИНСТВО, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ (правовая защита), по российскому праву гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений несоответствующими действительности.

13 стр., 6500 слов

Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии

... качества разовьются — вот в чем вопрос. Почему одних людей мы называем людьми чести, а другие оказываются бесчестными? Почему в трагические моменты жизни ... подборе литературного материала [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chestnyiy-dorojit-chestyu-a-chem-dorojit-beschestnomu/ 1. В сочинении использовано мало литературного материала (мысли не подкреплены аргументами и ...

Понятие и характеристика

Честь выступает таким же важным понятием, как справедливость, совесть и принципиальность. Эти особенности порождают в человеке чувство ответственности за свои слова и действия. Моральные качества помогают индивиду развить в себе стороны личности, которые являются достоинствами.

поскольку каждый понимает её по-своему

Личность, у которой на первом месте стоит чувство собственного достоинства, обладает непоколебимыми взглядами и правилами морали. Такой индивид уважает чужую точку зрения и мнение: понимание других даёт возможность заслужить уважение по отношению к себе.

Для человека чести важные следующие качества:

  • честность;
  • искренность;
  • совестливость;
  • порядочность.

Чувство достоинства свойственно только сильным личностям. Сложно придерживаться своих принципов, когда попадаешь в трудную жизненную ситуацию. Только мужественные люди могут сдержать обещание, сохранить тайну или совершить доблестный поступок, благодаря которому они запоминаются в истории.

это качество характерно для офицеров и военнослужащих

Человек чести вызывает восхищение окружающих и даже вдохновляет их на хорошие поступки, заставляя своим поведением подражать ему. Личность, которая придерживается своих принципов, умеет нести ответственность и считает, что нельзя скидывать свои обязательства на других. Такой человек всегда будет самостоятельно отвечать за свои возможные ошибки.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

1 . че́сть, че́сти, че́сти, че́стей, че́сти, че́стям, че́сть, че́сти, че́стью, че́стями, че́сти, че́стях 2 . че́сть, чту́, чтём, чтёшь, чтёте, чтёт, чту́т, чтя́, чти́, чти́те, чту́щий, чту́щая, чту́щее, чту́щие, чту́щего, чту́щей, чту́щего, чту́щих, чту́щему, чту́щей, чту́щему, чту́щим, чту́щий, чту́щую, чту́щее, чту́щие, чту́щего, чту́щую, чту́щее, чту́щих, чту́щим, чту́щей, чту́щею, чту́щим, чту́щими, чту́щем, чту́щей, чту́щем, чту́щих, чту́сь, чтёмся, чтёшься, чтётесь, чтётся, чту́тся, чти́сь, чти́тесь, что́мый, что́мая, чту́щаяся, что́мое, чту́щееся, что́мые, чту́щиеся, что́мого, чту́щегося, что́мой, чту́щейся, что́мого, чту́щегося, что́мых, чту́щихся, что́мому, чту́щемуся, что́мой, чту́щейся, что́мому, чту́щемуся, что́мым, чту́щимся, что́мый, чту́щийся, что́мую, чту́щуюся, что́мое, чту́щееся, что́мые, чту́щиеся, что́мого, чту́щегося, что́мую, чту́щуюся, что́мое, чту́щееся, что́мых, чту́щихся, что́мым, чту́щимся, что́мой, что́мою, чту́щейся, чту́щеюся, что́мым, чту́щимся, что́мыми, чту́щимися, что́мом, чту́щемся, что́мой, чту́щейся, что́мом, чту́щемся, что́мых, чту́щихся, чтом, чтома, чтомо, чтомы

25 стр., 12263 слов

Физиологические основы эмоций и чувств

... него нет того, что он ненавидит. Взаимосвязь эмоций и чувств. Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально - ... приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую. Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта. ...

Поделиться значением слова:

В словаре Фасмера Макса

ж., род. п. -и, че́стный, честно́й крест, чтить (см.)., по́тчевать (см.), укр. честь, блр. чесць, др.-русск. чьсть, ст.-слав. чьсть τιμή (Клоц., Супр. и др.), болг. чест, сербохорв. ча̑ст, словен. čȃst, чеш. čеst ж., слвц. čеst᾽, польск. cześć, род. п. сzсi, в.-луж. česć, н.-луж. сеsć. Праслав. *čьstь, связанное со ст.-слав. чьтѫ, чисти (см. чту), родственно др.-инд. cíttiṣ ж. «мышление, понимание, намерение», авест. čisti- «мышление, познание, понимание»; др. ступень чередования гласных: др.-инд. сḗtаti «соблюдает, замечает, думает», лтш. šk̨ist, šk̨ìetu «думать, соблюдать»; см. Бернекер I, 173 и сл.; Траутман, ВSW 135; Мейе, МSL 14, 349; М. – Э. 4, 47; Либерт 100. Ср. чту, чита́ть.