«Структура человеческой психики» — Сознание. Язык. Какому названию какое определение должно соответствовать? Как вы думаете, как влияли природные факторы на эволюцию человека? Структура человеческой психики. Мышление. Перед вами таблица. Ответить на вопросы, выполнить задания после п.17 Выучить новые понятия. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения.
«Человеческое общество» — Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.
«Человеческие расы» — Срезы волос негроидной, монголоидной и европеоидной рас. Экваториальная. Монголоидная раса. Негроидная. Арменоидная. Индейцы. Сообщение о формах расизма. Экваториальные народы. Альпийская. Веддоиды Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы. Монголоидная. Вид Человек разумный (Homo sapiens).
Смешанные расы.
«Мочевой камень» — Сделано в Швейцарии… Выжидательное наблюдение. Анатомия – общий обзор. Держите конец датчика в поле зрения. Камни. Почечная лоханка. Высокая энергия Движение датчика практически отсутствует. Особенности и основные характеристики. 60 бар. Уменьшает усталость и раздражительность врача. Выберите необходимый датчик.
«Как разрушаются камни» — Отдельные куски камней откалываются, падают к подножию скал… В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. Расширяются и сжимаются камни неравномерно. В трещины попадает вода. Сильный ветер может выдувать с поверхности скал маленькие частички. Бывает, что во время бури ветер несёт с собой множество песчинок.
«Человеческие расы» — Представление о расах. По своим умственным способностям все расы одинаковы! Негроидная – коренное население Центральной и Южной Африки, Австралии. Для каждой расы характерно единство происхождения. 1.Понятие «человеческая раса» 2.Краткая характеристика основных рас человека. Монголоидная – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.
Как с честью выйти из трудной ситуации? Думаю, что с этим вопросом сталкивается каждый человек в течение своей жизни. Человеческая жизнь сложна, полна испытаний, препятствий, противоречий: человеку часто приходится делать нравственный выбор, как правильно поступить, как не уронить собственную честь в сложные моменты жизни. Давайте сначала разберёмся, что такое честь. Честь, на мой взгляд, — это образ жизни, основанный на совести, благородстве, правдивости и мужестве. Вспомним также слова великого русского критика В. Г. Белинского о чести:» Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости». Обычно человеку, оказавшемуся в трудном положении, приходиться довольно нелегко. Думаю, что в любой ситуации каждый из нас должен прислушиваться к своему внутреннему судье- совести, которая не позволит поступить недостойно, ведь что может быть хуже, если человека грызёт беспощадная совесть.
Что такое честь: определение понятия в толковых словарях. Примеры из жизни
... еще с самого детства. Мы это видим на примере Гриневых, честь – это основа характера этой семьи. Популярные сочинения Сочинение Рисование — мое любимое занатие, хобби У каждого человека есть ... именно честь была главным мерилом человеческого достоинства. Даже современный немецкий поэт Крис Болтендаль в своем стихотворении, посвященном Ланселоту, писал: «Я жизнь отдам за Британию и честь, за ...
Недаром народная мудрость гласит: не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы с тобой так поступили. Во все времена людьми ценилось благородство. Благородство- доброта, бескорыстие, умение ставить интересы других превыше личных. О том, как трудно человеку выйти из сложной ситуации, размышляли многие писатели, например, А. С. Пушкин в романах «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и другие. Мне бы хотелось рассмотреть поступки людей в критических ситуациях на примере романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Писатель повествует нам о том, что Татьяна Ларина, романтическая натура, выросшая на французских романах, полюбила Евгения Онегина, едва увидев его.
Её душа жаждала любви, героине хотелось любить и быть любимой. Хотя Татьяна понравилась Онегину, он отверг её чувства. Евгений Онегин был убеждён в том, что семейная жизнь- удел обычных людей. Он же считал себя не таким, как все, ставил себя выше других. Семейная жизнь казалась ему нечто скучным, он думал, что не создан для семьи. Отвергнутая Онегиным, Татьяна долго страдает и мучается. Бедная девушка не по своей воле, а по настоянию матери выходит замуж за нелюбимого человека. Спустя годы оба героя вновь встречаются. При встрече с Онегиным, которого она по-прежнему любит, у Татьяны не дрогнул ни один мускул. Онегин признаётся в своей любви к ней. Всё, о чем мечтала Татьяна, наконец-то сбылось: теперь она любима Онегиным, он не представляет жизнь без неё. Казалось бы, что Татьяна шагнёт навстречу своему долгожданному счастью. Но Татьяна осталась верна своему мужу. Как же, наверное, ей было трудно и сложно сделать этот выбор! С одной стороны было её женское счастье, естественное желание быть счастливой, а с другой — честь собственная и мужа, но жизнь с нелюбимым человеком. Я считаю, что Татьяна выбрала дорогу чести. Прежде всего она думает о других, свои интересы ставит на второй план. Можно сказать, что она жертвует своим счастьем ради чести мужа, которого уважает. Считаю, что героиня Пушкина поступила благородно, с честью вышла из трудной ситуации.
Таким образом, в какое бы сложное и трудное положение ни попал человек, он должен поступать по долгу совести, не делать того, чего не хочет получить от других. Уверена, что каждый из нас обязан поступать…, ведь доброта-самое главное качество человека.
Обновлено: 2017-12-29
Внимание!
Ctrl+Enter
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
«Человеческие расы» — Негроидная Монголоидная Европеоидная Обитателей Австралии нередко выделяют в отдельную расу. План. Негроидная – коренное население Центральной и Южной Африки, Австралии. Представление о расах. Сформировать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма. Монголоидная – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.
«Человеческие расы» — Мулаты. Экваториальная. Монголоидная (азиатско-американская).
Срезы волос негроидной, монголоидной и европеоидной рас. Мальгаши. Экваториальная раса (Две ветви: австралоидная и негроидная).
Европейцы. Негроиды. Монголоидные народы. Папуасы. Человеческие расы. Смешанные расы. Европеоиды. Монголоидная.
«Человеческое общество» — Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Интерсоциальные проблемы. Причины появления постиндустриальной экономики: Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. Человек-общество.
«Мочевой камень» — LMA StoneBreaker™может быть перемещен в стерильную зону операционной. Заключение. Удаление камня Открытая операция Уретроскоп + корзина. ВВП Внутривенная пиелограмма / урограмма. Выжидательное наблюдение. Лечение. Камни мочевыводящей системы — Анатомия и патофизиология. Клиническое обоснование. Рекомендуем вместо …
«Структура человеческой психики» — Внутренний мир и социализация человека. Признаки, отличающие человека от животных: Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. — Высшая форма психики. Перед вами таблица. Как влияли социальные факторы на эволюцию человека? Язык. План: Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека.
«Как разрушаются камни» — В трещины попадает вода. В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. Отдельные куски камней откалываются, падают к подножию скал… Расширяются и сжимаются камни неравномерно. Как разрушаются камни? Сильный ветер может выдувать с поверхности скал маленькие частички.
В коллекцию вошли цитаты про честь:
- Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предаст любовь и кто покинул бой. Пьер Корнель
- Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А. П. Чехов
- В вопросах совести закон большинства не действует. М. Ганди
- Честь нации — это заряженное ружье. Ален (Эмиль Огюст Шартье)
- Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обществу. Буаст
- Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости, В. Г. Белинский
- Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. Владимир Федорович Одоевский
- Честь для всех одна. Лаберий
- Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее.
Аристотель
- Честь — это поэзия долга. Альфред Виктор де Виньи
- Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе. Иоанн Дамаскин
- Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей. Ф. Вольтер
- Есть нечто столь же прекрасное, как великий человек,- это человек чести. А. Виньи
- Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)
- Каждому свою честь воздает потомство. Публий Корнелий Тацит
- Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии. Цицерон
- Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил. Платон
- Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь. А. Блок
- Люди никогда не испытывают угрызений совести от посту икон, ставших у них обычаем. Ф. Вольтер
-
Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести. М. Эбнер-Эшенбах
- Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Для меня моя совесть значит больше, чем мнения всех. Цицерон
- Угрызение совести — это эхо утраченной добродетели.
- Мы не вправе жить, когда погибла честь. Пьер Корнель
- Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг
- Не покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы почерпаем счастье. Жорж-Луи-Леклерк Бюффон
- Стыдливость указывает на внутренний предел человеческого греха; когда человек краснеет, начинается его более благородное «я».
- Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть. Бенедикт (Барух) Спиноза
- Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие. Франсуа де Ларошфуко
- Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст (Феофраст) из Эреса
- Самое лучшее украшение — чистая совесть. Цицерон
- Объективно — честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением. Артур Шопенгауэр
- Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других. Бернард Мандевиль
- Под влиянием мещанства все переменилось. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, изящные нравы — нравами чинными, вежливость — чопорностью, гордость — обидчивостью. Александр Иванович Герцен
- Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству. А. Амъель
- Предпочитаю смерть бесчестью. Неизвестный автор
- Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли. В. Шамфор
- Приятно следовать внушениям совести. О. Бальзак
- Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустят над собой бесчестье? Иван IV Грозный
- Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть. Эразм Роттердамский
- Слово чести должно быть твердым.
- Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного. Фрэнсис Бэкон
- Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Луций Апулей
- Непременное условие дружбы — не предъявлять и не исполнять требований против духу чести. Марк Туллий Цицерон
- Торг честью не обогащает. Люк де Клапье Вовенарг
- Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак
- Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. В. Шекспир
- Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. Уильям Шекспир
- Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести. Мишель де Монтень
- Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять. Конфуций (Кун-Цзы)
- Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести. Абу-ль-Фарадж
Честь и бесчестие
Цитаты и эпиграфы
Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский
Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Ф. Вольтер
Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
Б. Паскаль
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
А. П. Чехов
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Понятие чести в наше время
В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:
Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.
Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.
Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», — который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.
Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте).
Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.
Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.
Всего: 441 слово
Честь и бесчестие
Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь, что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.
В наше время кажется уже, что понятия «честь и достоинства» устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. » Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России», — говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду». Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя поводов было предостаточно.
«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», — как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.
Честь женщины
Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.
В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:
Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…
Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:
Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!
Уже то, что Гавриловна, а не мать стоит здесь на первом месте, свидетельствует о многом. А самое страшное, что никому дела нет до этой несчастной души. В целом мире – никому…
В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.
Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.
Всего: 463 слова
Что такое честь
(нет литературного примера)
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chest-est-kraeugolnyiy-kamen-chelovecheskoy-mudrosti/
Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты, о ней размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченной. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.
Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.
В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.
Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.
Тема чести в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.
Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».
По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.
Если сравнить главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что, несмотря на молодость, он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.
Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановиться, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду».
О чести
(нет литературного примера)
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chest-est-kraeugolnyiy-kamen-chelovecheskoy-mudrosti/
Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.
Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.
В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.