Куприн А. И. Реализм и романтизм в творчестве А. И. Куприна

Сочинение

Реализм и романтизм в творчестве А.Куприна

А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие, впечатляющие. Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими. Например, в повести “Олеся” все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь полесских крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье.

И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. В ней все прекрасно, все благородно. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора. После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются — исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это “двоеми-рие” — тоже явный признак романтизма. Обычно романтический герой совершает “поступок”. Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви. Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она — в его реальность.

5 стр., 2422 слов

Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»

... чувств в повести А. И. Куприна «Олеся» Анализ повести «Олеся» Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна «Олеся» Сочинение по повести А. И. Куприна «Олеся» Образ Олеси в одноименной повести Куприна «Лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна Конспект урока по литературе «Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» , Разработка урока по литературе Тема: А.И.Куприн. Жизнь и ...

Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления. В повести “Гранатовый браслет” Куприн тоже идеализирует, но уже не человека, а Чувство. Желтков любит Веру Николаевну чистой любовью, ничего не требуя взамен, радуясь ее счастью, как своему. Это та же самая любовь, которой любила Олеся. Автор сам указывает на нереальность подобного чувства. Он пишет, что это была та любовь, о которой мечтают женщины, но на которую больше не способны мужчины. И через это необыкновенное чувство в реалистическое произведение входит романтизм. Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В “Поединке”, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете. Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует.

К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо -Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании. Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью. Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.

Лекция 4 (2 часа), Русская литература первой половины XIX столетия., Творчество Пушкина А.С.

Социально-исторические особенности развития России, определившие характер развития литература первой половины XIX столетия.

Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления., Творчество наиболее значительных писателей первой половины XIX века.

4. Основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина А.С.

а) поэтическое творчество Пушкина, основные темы и мотивы его лирики;

б) «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина и в развитии отечественного реализма;

В) «Повести Белкина» и их значение для последующего развития русской прозы.

Социально-исторические особенности развития России, опередившие характер развития литература первой трети XIX столетия

11 стр., 5067 слов

Тема любви в творчестве А.И. Куприна

... западного и российского декаданса. В поисках духовной гармонии Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение ... целостной системы его взглядов будет понятна преданность писателя теме, смысл её развития в творчестве. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над ...

Начало XIX столетия явилось для России временем серьезных социальных потрясений.

С конца XVIII века на престоле находился Павел I, отличающийся деспотическим своеволием, которое не выдержали даже его приближенные. В марте 1801 года император был убит заговорщиками, возглавляемыми придворной аристократией. Начинается царствование Александра I, который издал ряд указов, способствующих развитию литературы. Был снят запрет на ввоз книг из-за границы, разрешены частные типографии. При Павле I цензура находилась в ведении полиции; в 1802 году последовали распоряжение, освободившее литературу от полицейского надзора.

Многие передовые люди увидели в царе поборника прогресса. В дальнейшем выяснилось, что либерализм Александра I оказался лишь тактическим ходом и данью требованиям времени.

Правитель, который был, по справедливому выражению А.С. Пушкина, «в лице и в жизни арлекин», со временем перестает играть роль вольнодумца. Упрочиваясь на троне, царь все менее нуждался в показном либерализме. Следствием этого является появление нового цензурного устава и «Цензурной ревизии» (1811), которая должна была вести наблюдение за работой цензоров и произведениями, уже вышедшими из печати.

Событием, ускорившим социально-политическое развитие России и глубоко отразившимся на ее культурной жизни, явилось война 1812 года. В развитии национального и особенно социального самосознания, несомненно, сыграло роль пребывание русских солдат и офицеров за границей, где они увидели иные, отличные от русских, общественные отношения.

В связи с победным окончанием Отечественной войны все ждали социально-правовых преобразований и экономических улучшений. Но, вопреки ожиданиям значительной части нации, правительство избрало путь усиления открытой реакции. Большое количество помещиков, желая возместить хозяйственный ущерб, нанесенный войной, применяла все более жестокие способы эксплуатации крестьян.

Недовольство самодержавным деспотизмом, усиливающееся в связи с ростом социальных противоречий, подъемом национального и общественного самосознания, обусловило возникновение тайных декабристских обществ. Первое из них («Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества») возникло в 1816-ом году. В дальнейшем на этой основе возникло еще несколько группировок. В начале 1820-х годов были организованы Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине. В декабристских организациях было два течения: монархически-конституционное и республиканское.

Выступая против самодержавия и крепостничества, за республиканское правление, декабристы выражали интересы не только передового дворянства, но и широких народных масс. Н.И. Тургенев писал в своем дневнике: «История народа принадлежит народу – и никому более!» Еще более определенно высказывался Н.А. Бестужев: «До сих пор история писала только о царях и героях … – нынешний век понял, что сила государств составляется из народа».

Декабристы избрали методом революционного действия военный переворот, возглавляемый группой оппозиционного дворянства. Изоляция от широких масс привела их к поражению; выступление было подавлено (14 декабря 1825 года).

Николай I, вступивший на престол после своего брата Александра, проводил откровенно реакционную политику. Характеризуя ее, А.И. Герцен писал: «первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны… Людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние…».

12 стр., 5826 слов

Романтизм, как направление в искусстве

... романтиков. С этой программой, имевшей как положительные, так и негативные стороны (индивидуалистические тенденции, противопоставление личности обществу у ряда романтиков) связана и борьба Романтизма за свободу творчества. В области литературы и искусства Романтизм ... мораль против этого процесса». Противоречия Романтизма. находились в историч. ... для Романтизма мотивы трагического разлада с жизнью, ...

В обстановке неистовой подозрительности и интенсивных поисков крамолы шпионаж стал «духом времени», а тайное наблюдение – манией. В октябре 1830 года умеренно-либеральный цензор А.В.Никитенко писал в своем дневнике: «У нас боятся думать вслух».

Ситуация не улучшилась и в последующие годы правления царя, который не случайно получил прозвище «Николай Палкин». Не случайно А.И. Герцен называл это время «царством мглы», «мрачным коридором», в котором «люди гибли с платком во рту».

Литературный процесс первой половины XIX века. Романтизм и реализм как литературные направления.

Литературный процесс начала XIX столетия отличается чрезвычайной сложностью.

Классицизм

В 1811 – 1816 годах сторонниками классицизма создается литературное общество «Беседа любителей русского слова». По имени «теоретика» «Беседы» А.И. Шишкова его сторонники стали называться шишковистами. Защищая русское самодержавие и церковь, Шишков выступал против «чужеземной культуры». В «Беседе» читались оды, «пиимы», трагедии, одобрялись произведения столпов русского классицизма.

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, особенно – в жанре трагедии. В то же время классицизм дает о себе знать и в творчества поэтов, явно тяготеющих к другим направлениям (его черты заметны в таких стихотворениях Пушкина-лицеиста, как «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию» и др.)

Сентиментализм

Карамзинская школа заявила о своей литературной активности, создав объединение «Арзамас» (1815 – 1818).

Поводом для организации общества послужила комедия Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой содержались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов. Противники «Беседы» объединились, взяв название общества из памфлета Д.Н. Блудова, направленного против шишковистов, «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающего Жуковского, а местом действия был представлен Арзамас. В это общество входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин и др.

Первоначальной целью общества была борьба с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа сатирические экспромты были способами обличения. «Беседа» воспринималась как символ косности, рутины, нелепого педантизма, и таким путем сфера обличения расширялась в социальном отношении. Молодые люди, борясь с «Беседой», наследовавшей традиции «века минувшего», выступали носителями идеи новизны и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догм и предрассудков.

Реализм начала XIX века развивался на основе традиций литературы предшествующего времени. В основном это был реализм просветительский

: принципы социальной обусловленности поведения человека еще не подкреплялись принципами историзма, а углубленный психологизм не был осознан как важнейшая цель творчества. Писатели уповали на истинное просвещение как средство оздоровления нравов.

классического реализма

11 стр., 5077 слов

Романтизм и реализм. Их связь и отличия

... романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя». 1. Основные направления изобразительного искусства начала XIX века 1.1 Реализм Реализм ... отражение существующих сторон жизни и истинность эстетической ... и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный протест романтиков ... и как бы не связывать их ...

Предромантизм

Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.С. Пушкина и поэтов-декабристов. Она препятствовала расцвету на русской почве байронизма и «мировой скорби», помогала утверждению принципов народности. Русский предромантизм, влиятельный благодаря К.Н. Батюшкову и Н.И. Гнедичу, юному А.С. Пушкину и его друзьям, содействовал формированию в начале XIX века, самобытных путей развития романтизма.

Романтизм, Философские основы

романтизма также были общеевропейскими. Эстетика романтизма связана с идеями немецких философов-идеалистов И. Канта и Ф. Шеллинга. Защита свободной фантазии художника не стесненной никакими правилами, близка мысли Канта о том, что гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит собственный мир. Выступления романтиков против регламентирующего подхода к искусству во многом определялось идеей Шеллинга о бесконечном как вечной смене форм жизни, как непрекращающемся развитии мысли. Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни людей, пренебрегали материальным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религиозная вера, христианство, было источником произведений многих из них.

Романтизм, как в зеркале, отразил, характер переломной эпохи с ее сомнениями и противоречиями, со стремлениями к чему-то новому и убежденностью в необходимости коренного преобразования действительности.

Романтиков, как бы разнообразны ни были их идейные и эстетические платформы, объединяют многие общие принципы:

1) В глазах романтиков рационализм XVIII века оказался обесцененным, так как достаточно скоро стало очевидно, что обещанное царство разума недостижимо. Кризис просветительской идеологии вызвал к жизни романтическое мировосприятие, основой которого стал разлад между идеалом и действительностью. Острое осознание противоречивости жизни приобретало все более универсальный характер и порождало «романтическое двоемирие».

Критическое отношение к действительности порождало нежелание изображать настоящее, побуждало романтиков искать свои идеалы вне современного мира. Неудовлетворенность окружающей действительностью принимала у романтиков разные формы выражения. Романтики обращались либо к прошлому, либо к утопическим представлениям о будущем. Романтику находили в вымышленных ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах. Иногда это лирические раздумья о безвозвратно ушедшем времени, идеализация средневековья или земель, не затронутых цивилизацией, иногда – бунт романтических героев против сковывающих их обстоятельств.

2) Романтизм, возникший в переломную эпоху конца XVIII – начала XIX века, рассматривает жизнь в ее противоречиях, становлении и развитии. Многие романтики стремились понять действительность во всей ее сложности и противоречивости, следствием чего становится диалектичность освоения реальности. В творчестве романтиков развивается принцип историзма, раскрывается сложная диалектика личной и общественной жизни.

В то же время отказ от рационалистического объяснения противоречий жизни приводил ряд романтиков к идее зла как вечного начала жизни, порождал «мировую скорбь» или «космический пессимизм».

13 стр., 6382 слов

Романтизм и реализм в русском искусстве

Предметом Основная цель моего реферата -- проследить становление принципов романтизм и реализма на основе наиболее значимых произведений русского искусства. Данная цель обусловливает решение следующих задач ... феодальный уклад рушился и сменялся капитализмом. Специфика романтического мировоззрения состоит в особой реакции на уклад жизни и события действительности. Романтики восстали против господства ...

3) Одной из главных особенностей романтизма является то, что по своей сути он субъективен. В центре внимания романтиков оказывается прежде всего не окружающая реальность, а личность самого художника слова. Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром, и, не принимая действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа.

Таким образом, романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах творчества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений.

4) Просветительское упование на возможности разума сменяется у романтиков идеей всепознающего воображения, которое считалось высшей формой познания. Поэтическое воображение ставилось выше разума (ему отводилось подчиненное по отношению к чувству и интуиции место), так же как поэзия объявлялась высшей формой человеческой активности.

5) В период романтизма сформировался новый эстетический идеал. В противовес классицистам, ориентировавшимся при создании произведений на комплекс норм и правил, романтики говорили о том, что писатель обладает абсолютной творческой свободой. Культ раскрепощенной фантазии обусловил специфику излюбленных романтиками художественных средств – аллегории, гротеска и символа.

6) Романтики высоко ценили в художественном творчестве его способность воздействовать на души людей. Для одних романтиков искусство – источник нравственного самоусовершенствования и проникновения в тайны бытия, для других – сила, побуждающая к активным действиям.

7) Отрицательно относясь к современному общественному строю, романтики решительно отказывались от изображения обыденного. Вместо мелочей повседневной жизни они стремились к изображению необыкновенных событий. В противовес выработанному эпохой Просвещения усредненному представлению об абстрактном человеке романтики создают образы ярких индивидуальностей, исключительных, нередко – титанических героев, особые черты характеров которых раскрываются в исключительных ситуациях (образ Мцыри у М.Ю. Лермонтова, герои «Тараса Бульбы» у Н.В. Гоголя).

9) Романтизму свойственно преувеличенное внимание к внутреннему миру человека, его мыслям и чувствам. Отвергая враждебную социальную действительность, романтики уходили в сферу личных переживаний, открывали нравственные ценности в душе человека.

В романтических произведениях создается специфическая эмоциональная атмосфера, которая позволяет авторам показать глубокие и могучие страсти, обуревающие персонажей. Как уже отмечалось, характерным признаком литературы становится интерес к неординарной личности с гипертрофированными страстями.

Приемы психологического анализа, вошедшие в литературу в этот период, впоследствии были усвоены писателями-реалистами, которые применили их для обрисовки характеров обыкновенных людей. Кроме того именно романтики увидели неразрывную связь жизни отдельной личности с обществом, то, что в последующем определило своеобразие метода критического реализма.

10) Интерес к отдельному человеку сочетается у романтиков к стремлением к универсальному. Внимание к личному как бы уравнивает душевный мир человека («микрокосм») с всеобъемлющим миром общества и вселенной («маркокосм»).

10 стр., 4506 слов

«Дуэль в русской жизни и литературе XIX века» ученицы 9а класса ...

... поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19 века» Дуэль История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались ... Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок ...

В романтическом методе социальное и психологическое выступает как философско-универсальное и символическое.

11) Романтики уделяли в своем творчестве много внимания изображению красот природы, более того, создали нечто даже вроде ее культа. По сути, романтики развивают просветительский взгляд на природу как великое благое начало, средоточие гармонии и красоты.

При всей очевидной непохожести на просветителей, романтики с их бунтарским пафосом отрицания эстетических доктрин предшественников на деле в определенной степени сохраняют верность предшествующим традициям развития литературы. Они не отвергают просветительскую концепцию «естественного человека», противопоставляют буржуазной цивилизации и культуре жизнь на лоне природы.

12) Век романтизма ознаменовался расцветом лирических жанров, которые в наибольшей степени способствуют раскрытию внутреннего мира людей. Особое место в творчестве многих романтиков занимают лиро-эпические, философско-символические поэмы, которые отличаются четким выражением позиции авторов и накалом чувств. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к универсальному охвату проблем эпохи.

13) Интерес к прошлому приводит к тому, что сознание романтиков в поисках новых социальных, этических и эстетических опор все настойчивее обращается к национально-народным истокам, даже к языческой дохристианской старине. Требование от литературы народности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме.

14) Романтики использовали при написании своих произведений особый стиль. Они стремились к яркости, красочности и необычности описаний, к эмоциональному воздействию на читателей. Поэтому произведения отличаются особой метафоричностью языка, обилием символов, эпитетов и сравнений.

Многие русские поэты первой половины XIX столетия отдали дань романтизму (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов и др.).

Их творчество в значительной мере отличается друг от друга, поэтому вопрос о сущности романтизма остается спорным. Предпринималось немало попыток найти какой-то один признак, определяющий природу этого литературного направления. Одни исследователи таким признаком считали уход от действительности в мечту, другие – индивидуализм, третьи – субъективность и т.п. Ни одна из подобных попыток не увенчалась успехом. Объясняется это исключительной сложностью романтизма, который не может быть сведен к какому-то одному признаку, а требует установления их системы, охватывающей идейный и образный мир произведений, его эстетику и литературную программу.

В связи с наличием существенных различий в творчестве различных писателей в романтизме как литературном направлении принято выделять ряд течений. Единой точки зрения на то, какие обозначения следует дать этим течениям, до настоящего времени не существует. В частности, М. Горький предлагал использовать термины «активный» и «пассивный», «индивидуалистический» и «социальный» романтизм. Кроме этого используются термины «гражданский» и «психологический»; «героический» и «элегический»; «революционный» и «реакционный»; «прогрессивный» и «консервативный».

критический реализм

Формирование критического реализма происходит в странах Европы и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

7 стр., 3149 слов

По литературе. Жизнь и творчество бориса пастернака

... жизни равносилен. Выход романа за рубежом, и последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался), вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. ... которой Пастернак отказался), вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и как ...

Стендаль, Бальзак и Мериме во французской литературе, Диккенс и Теккерей – в английской, Пушкин, Лермонтов и Гоголь – в русской, Гейне – в немецкой были его наиболее ранними представителями. Объединяя в один ряд имена писателей разных стран, ученые исходят как из представлений о специфике национального развития литератур, так и из признания их общности.

Социальные предпосылки развития русского реализма следует искать в той обстановке, которая сложилась в России в 20-е годы.

Исторические условия, сложившиеся после разгрома декабристского движения, выдвинули перед литературой новые задачи. Нужно было глубже всмотреться в пороки и противоречия общественно-политической системы, раскрыть сущность тех социальных сил, на которых она держалась. Возникла потребность в создании типических образов представителей различных классов самодержавно-крепостнической России.

«реализм»

Необходимо попутно отметить, что термин «критический реализм» нельзя понимать буквально, так как реализм XIX века вовсе не был лишен утверждающего начала.

«классический»

Критический реализм, также как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к действительности.

«Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах», – отмечал известный литературовед В.М. Жирмунский.

1) Реализм отличается прежде всего правдивым изображением существующего строя. «Реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни», – писал М. Горький в статье «О литературе». Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику действительности. Если художник слова отказывался от критики существующего строя, он переставал быть реалистом.

2) В сравнении с романтизмом критический реализм значительно расширил сферу искусства. В частности, возникла необходимость реабилитировать с эстетической точки зрения весь тот жизненный материал, который теоретиками романтизма считался непригодным для поэтического воплощения.

В творчестве реалистов находит отражение не только идеальная, духовная, но и вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т.п.).

В связи с этим в литературу мощным потоком хлынула «проза жизни». В обильном введении в литературу повседневной жизни – одно из существенных отличий реализма от романтизма.

Современность вошла в творчество реалистов во всей своей неприглядной сущности – с городскими трущобами, нищими деревнями, с бесправием «маленького человека» и беззаконием власть имущих. Полемизируя с теми, кто требовал изображать только прекрасное, Белинский В.Г. писал: «Мы требует не идеала жизни, но самой жизни, как она есть. Дурна ли, хороша ли, но мы не хотим ее украшать, ибо думаем, что в поэтическом представлении она все равно прекрасна в том и другом случае, и потому именно, что истинна, и что где истина, там и поэзия».

18 стр., 8849 слов

Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков

... о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины ... было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для ... блистательная школа исторического романа, расцветшая в нашем веке, в 20-х – 30-х годах, да и ...

3) В повествовательных и даже лирических жанрах главное место заняли заурядные личности, которые пришли на смену необыкновенным романтическим героям. Романтических мечтателей и бунтарей вытеснил реальный человек. Для того, чтобы искусство отрешилось от романтической выспренности «нужно было, – отмечал Белинский В.Г. – обратить все внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключения из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток».

4) Просветительский реализм рассматривал противоречия жизни в идеологическом преломлении. Романтизм, даже в лице лучших своих представителей, не занимался анализом действительности. Романтики творили суд над прошедшей и современной историей человечества в форме непосредственного осуждения ее пороков, они лишь называли недуги своего века, но не исследовали причины их вызывающие. Критические реалисты стремятся дойти до истоков возникновения социального зла. В своей аналитической работе они, опираясь на конкретные жизненные наблюдения, создают картины, являющиеся обвинительным приговором существующему строю.

Характерной особенностью писателей-реалистов является также историзм мышления, то есть стремление понять объективное движение истории. Через переплетение конкретных человеческих судеб писатель-реалист пытались раскрыть закономерности жизни общества.

5) Примечательной чертой критического реализма является стремление писателей к объективности. Для реалистов характерно признание ценности действительности и огромный интерес к ней, сознательное стремление к глубокому исследованию окружающего мира. Глубокий аналитический подход к действительности, сближающий писателей с передовыми учеными своего времени – прежде всего с историками, придавали высокую художественную правдивость их произведениям.

6) Реалисты в отличие от романтиков не стремились к непосредственному воплощению своей мечты. Прекрасное для них – не предмет, а цель искусства. В своих произведениях они показывали несоответствие реальной действительности жизни желаемой. Порывы в грядущее характерны в той или иной степени для всех писателей критического реализма, которые являются не только регистраторами социальных пороков, но и пропагандистами высоких идеалов.

7) Ориентация на действительность дает себя знать и в принципе построения художественной формы (в частности – сюжетов произведений).

Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в их текстах отличается трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных условий, связанных с судьбами тех или иных героев.

В литературе критического реализма язык – не только средство повествования, но и средство раскрытия характеров героев. Так как для произведений нередко характерен очень широкий социальный охват, язык оказывается необычайно богатым и разнообразным. Обогащаясь за счет привлечения различных стилевых элементов языка, реалистические произведения вводили в обиход огромное количество нового лексического материала, способствовали обогащению литературного языка в целом.

9) Критический реализм проявил себя в различных литературных жанрах, но более всего способствовал распространению повествовательной литературы. Если в романтическую эпоху ведущую роль играла лирика, то в годы формирования реализма стихи стали постепенно вытесняться прозой. Основным жанром в творчестве писателей реалистов становится роман, который позволяет дать широкий охват действительности, запечатлеть множество социальных типов и одновременно сделать важные исторические и философские обобщения. Реалистический роман в его различных разновидностях – семейный, бытовой, социальный, психологический, исторический и др.– тяготеет к синтезу жанров.

Следует сказать, что важные типологические черты реализма были в свое время охарактеризованы Ф. Энгельсом в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс, посвященном ее роману «Городская девушка»: «На мой взгляд, реализм предполагает помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». Под типизацией в данном случае понимается умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. Типизация предполагает изображение не только определенных характеров, но и тех условий, которые их порождают, требует, чтобы обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально-исторические черты, и духовные качества людей, которых изображает художник слова, вытекали из этих условий и были мотивированы ими.

Ученые с полным основанием выделяют типизацию в произведениях писателей-реалистов как одну из наиболее характерных особенностей их творчества. В реалистических текстах тип является одновременно обобщенным образом, то есть обладает чертами, присущим многим людям, и неповторимым индивидуумом – личностью, для которой художник слова придумал биографию, внешность, сложный внутренний мир. Именно в «типичном характере», показанном в поступках и изменениях, обусловленном конкретно-историческими фактами, раскрывается сущность социальных и бытовых условий жизни общества на определенном этапе его развития.

В богатом арсенале средств реалистической типизации не последнее место занимает психологизм, то есть раскрытие внутреннего состояния людей. Реалистами изображается сложный мир эмоций, присущих «типичному характеру», выражающих его индивидуальность. Романтики за редким исключением изображали статичные характеры, становление которых происходило «за пределами текста». Завоеванием реалистов является показ характеров героев в процессе их становления и развития. При этом, как уже отмечалось, характерные типические и индивидуальные особенности людей мотивированы историческими условиями, в которых сложились эти характеры.

Отмечая характерные особенности героев реалистических произведений, нельзя не указать на еще одну важную черту. Романтизм отличало стремление писателей «войти» в своих героев, в определенной степени перевоплотиться в них. Автор и герой нередко сливались, персонажи наделялись писателями собственными мыслями и переживаниями. В реалистических произведениям между писателем и созданными им образами людей обычно существует резкая грань. Персонажи подчиняются собственной логике поведения, поступки и мысли героев мотивируются их характерами и теми обстоятельствами, в которых они оказываются.

Произведения, способствующие утверждению реализма в русской литературе, стали появляются в 1830-е годы. Начало было положено пушкинскими «Повестями Белкина», изданными в 1831 году. Полемически направленные против традиций сентиментальной и романтической прозы, эти повести были последовательным и сознательным утверждением художественных принципов реализма. В дальнейшем реализм обогащается в повестях и драматургии Гоголя той «социальностью», которая становится характерной чертой «натуральной школы». Во второй половине столетия реалистические традиции развивает в своем творчестве И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой , А.П.Чехов и др.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

  • переход от романтизма к реализму, что послужило небывалому расцвету классической литературы и её признанию во всём мире;
  • «литературное двоевластие» — это период, когда союз и борьба романтизма и реализма подарили литературе великие произведения и не менее великих авторов, что позволило считать 19 век в русской литературе «золотым».

Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём. Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С. Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и «южная» лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).

В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С. Пушкин («Евгений Онегин», «Повести Белкина»), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), И. С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), Л. Н. Толстой (великое произведение «Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).

И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.

Романтизм и реализм — это больше, чем литературные направления, это — образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. «Золотой век» в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.

Реализм как литературное направление

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chertyi-romantizma-i-realizma-v-povesti-olesya/

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Определение 2

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 250 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.