Фольклор и древнерусская литература. Фольклор в литературе 18 века

Сочинение

Сочинение на тему «Человек и история в фольклоре» , Вариант 1

Широко известен тот факт, что любая авторская литература и любой народный фольклор – отражение действительности. Исторические события, широко известные и небольшого значения – все они находят отражение как в фольклоре, так и в прочей литературе. Точно так же описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, в общем, всех мелочей исторической картины эпохи… Все это можно найти как в фольклорных произведениях, так и в литературе, написанной авторами.

В любой русской народной сказке мы можете увидеть описание старинной избы и утвари в ней. Также узнать календарь, по которому жили люди: сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель… Известна из сказок, пересказов и народных песен даже одежда крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…

Кладезь народной истории – это былины. Обычно они повествуют об известных событиях в жизни народа. Часто это восстания либо защита родной земли от нападений кочевников. В пример можно привести былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.

А как же авторская литература в Древней Руси? Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем об оружии дружины древних русичей и о военном деле на Руси. Из «Повести временных лет» — об устройстве церквей и монастырей, крещении Руси и распространении христианства у славян. Из «Повести и Петре и Февронии» — о взаимоотношениях бояр и простолюдинов, о брачных отношениях на Руси. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – о прочих землях, об отношениях между странами и о способах путешествий.

В 18 веке из произведений Фонвизина, Ломоносова, Карамзина и других классиков литературы мы узнаем об устройстве российского общества. О положении дел при царском дворе, о системах чиновничьей и военной службы, образовании, об образе жизни богатых помещиков (великолепно и едко обрисовал его сатирик Фонвизин) и простых людей, о труде и праздном образе жизни россиян.

Таким образом, со страниц произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам.

Вариант 2

С давних времен человечество передавало свою историю с помощью древнерусской литературы и фольклора. В древнерусской литературе часто описывали исторические события, связанные с революциями, а с помощью фольклора пытались донести свои традиции.

К фольклору относятся песни, анекдоты, прибаутки и сказки. С его помощью передались обычаи, правила поведения, установившиеся порядки. Фольклор – это народное творчество, у него нет автора. Все, что к нему относится, взято из народа.

12 стр., 5698 слов

Ономастическое пространство рассказов, с помощью которых создаются ...

... ономастика, изучающая функционирование онимов в текстах художественной литературы. Когда писатель создает свое произведение, он непосредственно наблюдает жизнь ... помощью которых создаются образы персонажей произведений. Не оставляя никого равнодушным, искусство В.М. Шукшина - писателя, ... работы являются ... ономастики разных родов литературы эпического, драматического, лирического. Это связано с тем, ... на ...

Люди, услышав какую-нибудь историю, писали со своей точки зрения о ней, поэтому фольклор – это голос народа, в нем нет конкретики. Мы узнаем из фольклора множество традиций, которые, зачастую, оказываются спорными, так как в разных источниках они описаны по-разному. Марина Цветаева о фольклоре отзывалась такими словами:

«Фольклор — общее дело, творимое уединенными».

Человек и история в древнерусской литературе.

В литературе часто описывали исторические события. Авторство в древнерусской литературе, как правило, невозможно установить из-за давности. Но в литературе уже не обобщают все события, описывают более конкретно. В ней стали описываться различные характеры героев: как отрицательные, так и положительные. К древнерусскому писанию относится «Слово о полку Игореве» — оно передает всю историю неудачного похода русских князей на половцев в 1185 году, учит будущее поколение делать выводы и не повторять ошибок прошлого.

Фольклор и литература помогают нам узнавать историю и прослеживать ошибки наших предков. Ведь, как говорится:

«История имеет свойство повторяться».

Вариант 3

Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.

Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.

Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам.

Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.

2 стр., 958 слов

Летописи как основной жанр средневековой исторической литературы. ...

... исторических коней. ПВЛ – произведение эпохи средневековья, пропитанное теоцентрическим восприятием мира. Методологической основой этого сочинения является провиденциализм. Бог – источник исторических ... светской мирской жизни. Летописи как жанр средневековой литературы покончили с ... историческая жизнь народов определяется не только божественным промыслом, но и борьбой двух начал – добра и зла. Если люди ...

Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.

Вариант 4

С давних времён люди были связаны с устным народным творчеством, с фольклором. Матери пели своим детям песни на ночь, на свадьбы использовались тоже песни, но с другим характером. Я бы хотела проанализировать русские народные песни.

Несказанно прекрасен мир народной песни. В каждом доме пели песни на праздники, но также пели песни и на похороны. Песни делились на группы:

1) календарные песни использовались в определённое время года, по праздникам;

2) лирические песни были медленные, протяжные, песни – раздумья, песни сетования;

3) любовные песни пели влюблённые люди, это было их душевное состояние, их порыв эмоций;

4) семейные песни – эти песни пелись на семейные праздниках, мероприятиях;

5) шуточные песни обычно пели на весёлых и энергичных праздниках, так как жизнь народа была тесно связана с шуткой;

6) обрядовые песни, а также свадебные обрядовые песни, пели на свадьбах, они украшали свадьбу и делали её памятным событием в жизни человека;

7) причитания – плачи звучали на похоронах, а также при отъезде в дальнюю дорогу;

частушки – это весёлые, лирические попевни, они появились во второй половине четырнадцатого века;

9) исторические песни отражали исторические события, происходившие в то время, в этих песнях показывали и восхищались силой русских народных героев.

Мне кажется, что русские народные песни помогали в жизни людей, были их отдушиной. С песнями люди могли передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, которые наполняли их сердца.

Вариант 5

Произведения устного народного творчества древнерусской литературы и литературы 18 века содержат реальные исторические факты или указывают на исторические лица. В этом году я на уроке литературы читал исторические песни “Пугачев казнен”, “Пугачев в темнице”. Народ видел в Пугачеве заступника. Народ связывал с ним надежду на лучи жизни. Цитирую: “Ты, звезда, ли моя звездочка.” В устном народном творчестве рассказывается в основном о людях, которые нравились народу. При изучении Древнерусской литературы я прочитал рассказ “Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского”.

В этом произведении говорится о житие и храбрости Александра Невского. Народ считал цитирую: “Я, ничтожный многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра…”. В древнерусской литературе писалось о исторических лицах, которые сделали что-то хорошее для народа. Изучая Русскую литературу XVIII века, я наткнулся на произведение “Недоросль”. В этой комедии говорится о семье Простоковых и о их сыне Митрофане. Здесь происходит высмеивание необразованных людей. Но еще здесь идет посыл на Екатерину II.

6 стр., 2530 слов

Древнерусская литература. Литература и русская история

... начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI–XIII века. Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек ... она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в ...

Русская литература XVIII века говорит уже не о знаменитых личностях, а высмеивает простых людей не совершивших никакого подвига. Каждый век менялся посыл произведений: сначала говорилось о любимцах народа, затем о великих людях, и в итоге о простых людях необразованных.

Сочинение на тему древнерусская литература 18 века

«Из-за леса, леса темного

Не бела заря занималася.Не бела заря занималася,Не красно солнце выкаталося.Не красно солнце выкаталося,Выезжал в поле добрый молодец,Добрый молодец, удалой казак,Удалой казак Емельянушка».

Менее известны когда-то бывшие популярными песни о Ермаке Тимофеевиче, Иване Грозном, Степане Разине. Все они – попытка осмыслить историю страны и роль человека в этой истории. Традиция прославления человека – творца истории, защищающего свою Родину или отстаивающего нравственные принципы и веру, продолжается и в древнерусской литературе. Для нее характерен такой жанр, как Житии, в которых рассказывается о различных исторических личностях: Александре Невском, Петре и Февронье, Сергее Радонежском и других. Яркий пример произведения, в котором судьбы героев тесно переплетены с судьбами истории – «Слово о полку Игореве». В нем перед нами предстает целая галерея портретов древнерусских князей: Игоря, Всеволода, Святослава Киевского и других. Именно они, в представлении автора, творили историю земли Русской, поэтому в «Слове» наделены особыми качествами, а их образы близки образам былинных богатырей. Вот такие слова есть в этом произведении о князе Игоре:

  • «Солнце ему тьмою путь заступало;Ночь стонами грозы птиц пробудила,Свист звериный встал…»

А образ Ярославны олицетворяет скорбь всех жен и матерей земли Русской, проводивших своих близких на войну с врагами. И не менее важен образ самого автора произведения, который до настоящего времени остается неизвестным. Автор искренне любит Русь и страдает от того, что своими распрями князья открыли дорогу на русскую землю полчищам поганых ворогов. Традиции исторической прозы, в которой писатели раскрывают перед нами образ человека, как отражения своей эпохи, продолжаются и в литературе более позднего времени. И в каждом периоде есть свои уникальные исторические произведения. В XVIII веке таким можно назвать повесть историка и писателя Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь». На протяжении многих столетий русские писатели и поэты обращались к истории, чтобы на ее примере показать величие человека, который не только часть истории, но и ее творец.

Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века

Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох.

Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных авторов важно было показать все с героической стороны. Именно отсюда такие знакомые с детства нам герои, как могучие богатыри – защитники земли русской. Обязательным условием изображения такого героя в былине, исторической песне или другом произведении фольклора было наделение персонажа особыми качествами: силой, умом, желанием приносить пользу обществу, а значит ставить людские интересы превыше всего. Примечательно, что данный персонаж вырисовывался в реальной исторической эпохе, наряду с конкретными историческими деятелями, как правило, князьями. Однако, выделение его типажа, привносило особую сказочность в произведение.

9 стр., 4025 слов

Живопись в русской истории XVIII века

... которая нашла выражение в русской литературе, и свидетельствуют об одной из ... называли тогда, зарисовок, выполненных иностранными художниками, путешествовавшими по России, выделяются произведения ... хлопот реального бытия. Элегическое единение людей, неспешно любующихся дивными картинами природы, ... была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности ...

Что касается древнерусской литературы, которая в большем своем числе уже стала авторской, человек становился творцом истории. Он отошел от изображенных ранее гиперболизированных характеристик, однако приобрел иное качество – богоподобие. Кроме того, ушли в прошлое обобщения и типизация, стали проявляться индивидуальные черты. И это так же объяснимо особенностями мировоззрения людей 9–12 века, на которых огромное давление имела церковь. Отсюда и сложились определенные каноны в написании произведений, ориентированных на изображение личности человека. Такие жанры как: сказания, поучения, жития, слово – диктовали особый образ жизни для всех людей, посредством описания идеалистической жизни героя – святого или героя-князя. Особым интересом и пользовались летописи, представляющие собой непосредственную хронику событий, исключающую характерных оценок автора.

Последующее развитие литературы стало изображать человека внутри истории, творцом этой самой истории, непосредственным деятелем событий. Здесь следовало бы упомянуть рыцарские романы, принадлежащие преимущественно английским писателям. Если говорить сугубо о русской литературе, то до 18 века вообще не было принято создавать вымышленных персонажей. Особый интерес к историческим личностям возник в литературе золотого века. Особо здесь мы отмечаем заслуги Пушкина в «Капитанской дочке», Толстого в «Войне и мире».

Далее ярким историческим этапом, отразившимся в творчестве литераторов, стали революционные события, замеченные Маяковским, Гумилевым, а также ВОВ, о которой так яро писали Солженицын и Шолохов.

История не стоит на месте и тем самым продолжает привлекать к себе внимание современных служителей пера, а это значит, что впереди нас ждут новые литературные гении и открытия.

Человек и история в древнерусской литературе

Бытует мнение, что написанная древнерусская литература – это тенденция написания, заимствованная у Запада. Однако, многие склоняются, что литературе тех времен по большей части присущ фольклор. Во многих произведениях можно проследить, что фольклор сочетается с чем-то иностранным.

Многие считают, что в Древней Руси фольклорное творчество прослеживалось в разных его исполнениях. Частушки, скороговорки, русские народные песни, сказки и прочее – все это является частью фольклора. В литературе древнерусских времен также ощущается тесная связь с фольклором. Многие былины, песни, сказания придуманы людьми.

В те времена на Руси было два языка – древнерусский и старославянский. На старославянском языке писали книги, а разговаривали на древнерусском. Русский язык стал преемником древнерусского языка, поэтому они так похожи. Так как на древнерусском языке говорили, что устное народное творчество сочинялось также на нем. Таким образом, все эти сказания смогли дойти до нас.

Устное народное творчество было неотъемлемой частью древнерусских сказаний. Оно зародилось еще в давние времена, когда люди не умели писать. Несмотря на это, присутствовали и мимика, жесты, интонация в рассказе и прочее. Только позже, овладев грамотой, люди смогли перенести это на бумагу. Тексты, в которых чувствовался русский дух, были приятны и интересны людям. Поэтому многим полюбились сказки о богатырях. Богатыри с большой силой олицетворяли всемогущую Русь. Ничего не боясь, они вставали на защиту.

14 стр., 6501 слов

Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...

... литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это ... забывая при этом об окружающих. Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению ...

Фольклор именно в то время стал значительным вкладом в литературу, и в творчество в целом. Без подобных жанров мы не смогли бы узнать, что происходило несколько веков назад. Естественно, есть много вымышленных элементов. Зато, твердо можно сказать, что в то время люди также могли фантазировать и придумывать разные небылицы. Возможно, без выдуманных богатырей, победивших целое войско и прочих выдуманных личностей, рассказы были бы не такими интересными.

Жизнь людей в то время была тесно связана с фольклором. До сих пор не ясно, для чего придумывалось все это творчество. Возможно для того, чтобы оставить потомкам память о себе.

Человек в вихре исторических событий – сочинение 11 класс

Жизнь человека тесно взаимосвязана с историей. Человек творец истории, её участник и продолжатель. Каждое яркое историческое событие (война, революция, реформа) – дело рук человечества. В то же время, история врывается в жизнь отдельного человека внезапно, как вихрь, все разрушающий и ломающий на своем пути. Однако сам человек зачастую не знает об этом, не понимает того, что путь его уже предрешен, судьба определена.

Творцы истории — это не только великие люди, полководцы и государственные деятели. Каждый человек проживает свою отдельную жизнь, участвует тем самым в историческом процессе, находясь в зависимости от веяний эпохи, в которую ему довелось жить.

По-моему мнению, те, кто производит революции, — люди, как правило, ограниченные, целеустремленные фанатики. Они рвутся к власти, не думая о других. Но последствия этих революций длятся годы, иногда десятилетия, накладывая свой отпечаток на многие поколения людей и на каждого человека в отдельности.

В войне или революции участвует народ как целостность. Народ проливает кровь за свою страну, за будущее своих детей, за лучшую жизнь. Народ – это огромная сила, это мощное оружие в руках талантливого полководца или правителя. Но ведь есть ещё и отдельно взятая личность с частной судьбой, со своим характером, с уникальным духовным миром. Какова роль народа и отдельного человека в вихре исторических событий?

Как в исторической науке, так и в художественной литературе важна тема национальной русской истории, причем острый интерес вызывает вопрос о роли в истории народных масс и отдельной личности. Заслуга Л.Н. Толстого как автора романа-эпопеи «Война и мир» состоит в том, что он первый глубоко раскрыл и ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях начала XIX века, в жизни русского государства и общества, в духовном бытии русской нации. Понимание народа как решающей силы в битве с внешними врагами дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Он был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска». Роль же отдельного человека, по мнению писателя, ничтожна.

1 стр., 437 слов

Водоросли в жизни человека

... определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее. На стенах этого здания живут и процветают настоящие водоросли, для поддержания жизни которых, нужны лишь фотобиореакторы. Благодаря им, ... биологическое топливо и снижают затраты на охлаждение объекта летом. Пока, такие технологии мало изучены и используются преимущественно в качестве декора. Полезный материал по теме:

В военное время жизнь души не прекращается. Она меняет своё направление для каждого человека. Война – это своего рода экзамен человеческой души. Именно тогда проверяется, насколько сильны её моральные принципы, могут ли они поменяться в зависимости от обстоятельств, что является истинной ценностью для каждого: своё «я», счастье родных людей, политическая идея, за которую идёт борьба. Война не только не «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой–либо моральной неразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.

Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.

В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный, мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством, и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?

Революция 1917 года и гражданская война – исторические события, которые наверняка оставили глубокую рану в сердце каждого их современника. Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Конечно, это трудное время нашло отражение в русской литературе.

Такие «шатания и мучительные поиски» изображены в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, олицетворением жизни в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом Булгаков продолжает и развивает мысль Л.Н. Толстого о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности.

Автор сборника рассказов «Конармия» Бабель в каждой из новелл размышляет о целесообразности многочисленных жертв войны. Автора, как и его главного героя Лютова, возмущают дикие расправы над людьми. Ведь жестокость порождает жестокость. «Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Революцию делают злые люди», — так рассуждает старик Гедали из одноимённого рассказа.

Таким образом, любое историческое событие оставляет след в судьбе каждого человека. История может закрутить человека в своём неугомонном вихре, заставить принять новые ценности и унести далеко от того, что было дорого сердцу. Но важнее, насколько в этом вихре человек останется Человеком!

Русская литература XVIII века

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chelovek-i-istoriya-v-folklore-shemyakin-sud/

1 стр., 461 слов

Маленький человек в литературе

... гвардии, совсем не много, в остальном различные вариации этого типа. ` Маленький человек в литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-malenkogo-cheloveka-v-russkoy-literature/ Популярные сочинения Смысл названия романа «Отцы ...

Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности всё более увеличивало темпы её развития, и со временем она стала неотделимой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником истории и культуры России. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все перемены, произошедшие в его жизни, все самые важные имена, даты и события.

Как и все прочие, отражён в русской литературе и XVIII век — важная веха в истории российского государства и самой литературы. XVIII век историки часто называют «русским Просвещением».

Определение 1

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Именно в xviii веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская литература XVIII века 440 руб.
  • Реферат Русская литература XVIII века 250 руб.
  • Контрольная работа Русская литература XVIII века 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части — его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

  • Житие;
  • Панегирик (восхваление);
  • Тонические стихи.

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В.К. Тредиаковский — первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.

29 стр., 14219 слов

Серебряный век в русской литературе

... европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками. Однако, иногда говорят, что “серебряный век” – явление ... культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни. Традиции критического реализма продолжали ...

Замечание 1

М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы».

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

  • 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
  • 1730 — 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
  • Последняя четверть XVIII века — кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

  1. Драма: комедия и трагедия;
  2. Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.;
  3. Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы.

Человек и история в романе М Шолохова «Тихий Дон» — сочинение

По роману М. Шолохова «Тихий Дон» сняты два фильма, но ни один из них не заменит прочтения даже нескольких глав этой знаменитой эпопеи.

Я думаю, настало время шолоховского романа для молодежи. Человек и война, человек и история, Сегодня эти темы заняли первое место в телепередачах и на газетных полосах. А я советую своим друзьям прочитать «Тихий Дон» и поразмышлять над судьбой главного героя — Григория Мелехова,» который и олицетворяет искания человека в переломную эпоху.

Получая Нобелевскую премию, Шолохов не стал скрывать, что у его героя имелся прототип, но не стал называть его имени. Вероятно, писатель в данном случае занял правильную позицию: совершенно неважно, как звали этого офицера, важно, что он донес до нас весь трагизм и безысходность народа, казачьего или любого другого, в вихрях этой самой жестокой войны, основным принципом которой был закон: убей того, кто против тебя, брата, отца или сына.

Типичное и индивидуальное в образе Григория неразрывно связаны. Образ Григория не оторван от жизни села, он существует и развивается на общем фоне социальных условий казачества. Он находится в тесном единении как со своей семьей, так и казаками хутора, среди которых он вырос и жил.

Недаром роман начинается с описания событий мирного времени. Шолохов показывает, что в это время людей особенно интересуют нравственные проблемы, события личного характера. Мелехов, как и все односельчане, живет, соблюдая обычаи довоенной станичной жизни. Люди еще пытаются мирным образом уладить возникающие конфликты, они еще не ожесточены.

Картины мирной жизни резко сменяются военными событиями. Многих односельчан и сверстников Мелехова отправляют на фронт, где, подстрекаемые офицерами, они начинают не просто истреблять друг друга, а испытывать к прежним односельчанам патологическую ненависть. И Подтелков, и Мелехов, и Кошевой, и Коршунов не смогут избежать этой участи. Шолохов показывает, что остановить это безумие можно только тогда, когда человек до отвращения насытится кровью. Всякая война — это прежде всего трагедия нации.

Мелехов не просто безмолвный участник военных событий. Он подвергает их нравственной оценке, осуждению, переосмыслению. Именно на войне он наиболее ясно видит, как несправедливо устроена жизнь, как наслаждаются жизнью одни и как вынуждены напрягать свои силы другие для получения хоть сколько-нибудь сносного существования.

И эта война вызывает в нем противоречивые чувства. С одной стороны, ему приятно сознавать, себя храбрым человеком, он даже гордится собой, с другой — он прекрасно видит бессмысленность такой бойни.

Казак спасает жизнь офицера и получает Георгиевский крест. Награде он рад. Но встреча с большевиком Гаранжой на многое открывает ему глаза. «Теперь я зрячий и злой!» — говорит Григорий. Однако Чуватый и Изварин будят в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя и большевиков. Трудно малограмотному казаку найти правду в происходящем. С горечью он признается: «Блукаю я, как метель в степи». В своих сомнениях Мелехов старается найти ту правду, которая ближе к народу. После победы революции он с красными. Но, вернувшись на хутор, вновь ощущает душевный разлад.

Одним из самых острых этапов в жизни Григория Мелехова становится его участие в Верхнедонском восстании. Во время восстания он вдруг действует, как талантливый полководец, но понимает, что на самом деле восстанием тайно руководят полковники и офицеры. Тогда Григорий снова тянется к красным, но и с ними не находит путей примирения. Казак понимает, что «в середке нельзя — задавят».

Мучительные поиски своего места в жизни, стремление обрести правду и принять какую-нибудь сторону, примкнуть к определенному лагерю, найти ответы на многочисленные вопросы, которые ставит этот «безумный мир» перед Григорием, осложняются еще и драмой личного характера. Любовь к Аксинье, сначала бездумная и страстная, прошедшая все мыслимые испытания, перерастает в любовь-сострадание. Нравственные искания Григория, продиктованные необходимостью разобраться в путанице, вихре событий этих лет„ определить свое отношение к ним неразрывны с психологическими сдвигами, происходящими внутри Мелехова. И усталой душе Григория среди этого всеобщего разлада хочется мира и тишины. Именно поэтому, возвратившись домой, бросает он в воду ружье.

Люди, простые и естественные в своих потребностях, которым для нормального существования нужно не так уж много, — видеть до боли знакомые картины природы, ощущать удовольствие от своего труда, любить и растить детей, люди, оторванные от привычного образа жизни, не в состоянии смириться с простой исторической несправедливостью: каждый человек является игрушкой в руках других, более могущественных. И Григорий Мелехов своими поступками доказывает, что он не намерен играть такую роль, он идет только туда, куда хочет он, а не офицеры, подстрекающие казачество на бунт.

Так Шолохов показывает нам, что человек вершит историю, но история, в свою очередь, пересоздает человека. Гибнет единственный и родной ему человек, нелепо и случайно — любимая, исстрадавшаяся Аксинья. Григорий плачет по-мужски, сцепив зубы, то ли рыдая, то ли рыча. И разрывает пальцами землю от бессилия и усталости…

Он возвращается домой. И только тут «сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Но вряд ли Григория ждет спокойная жизнь: его предыдущие искания не забудет новая власть, видимо, он обречен на лагеря или расстрел. Человека, не способного заключать временные договоры со своей совестью, безжалостно уничтожает молот истории.

Человек и история

Но все, что было, не забыто,

Не шито – крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору.

А. Твардовский

В последнее время мы чаще и чаще обращаемся к нашей истории, и этот интерес легко объясним, ведь не так давно был снят с нашей литературы “железный занавес” цензуры, и мы, наконец, обрели долгожданную правду. Это была страшная правда, правда о бесчисленных репрессиях, унесших миллионы жизней, о позорных судилищах, о застенках НКВД, где любыми способами выбивали из людей нужные показания, о тюрьмах и лагерях.

Именно эту правду мы узнавали со страниц произведений Александра Солженицына и Варлама Шаламова, Юрия Домбровского и Георгия Владимова.

Это те писатели, чья биография была связана с ГУЛАГом – чудовищным порождением Системы.

Для многих из нас Солженицын начинался с “Архипелага Гулага”. Эта книга – исследование самых страшных времен для нашей страны – времен сталинских репрессий. Мы можем проследить все стадии становления ГУЛАГа: аресты и расстрелы ЧК, создание концентрационных лагерей, открытые судебные процессыЕ Мы узнаем, как развивалась “технология обработки” заключенных

на этапах в тюрьмах и лагерях, как совершенствовался репрессивный аппарат. Но если “Архипелаг ГУЛАГ” – это документальное исследование, которое потрясает нас точной статистикой, ужасающими подробностями, то его рассказ “Один день Ивана Денисовича” впечатляет своей художественной глубиной.

Перед нами описания одного дня одного зека от подъема до отбоя. Мы как будто окунаемся в лагерный быт, когда все ценности человеческие как бы переворачиваются в сознании и главным становится только стремление выжить, выжить любой ценой: подработав ли “закосив” ли лишнюю пайку, “подмазавшись” ли к начальству и тому подобное. Да, Шухов сохранил в себе искру человечности, но скольких его товарищей эта Система сломала, лишила человеческого достоинства!

В другом произведении Солженицына – романе “В круге первом” – в центре внимания автора находиться судьба именно “несломленного” человека. Главный герой – дипломат Иннокентий Володин выдает важную государственную тайну СССР канадскому посольству. Что заставило его пойти на такой шаг? Он занимал прекрасное положение, его ожидала блестящая карьера, но со временем Володин чувствует пресыщение бесконечной ложью. Разбирая архивы матери, Володину открывается совершено другая Россия.

Герой начинает понимать, что его страна жестоко обманута. Именно поэтому он звонит в иностранное посольство. Запись телефонного разговора Володина попадает в специнститут МГБ – “первый круг” ГУЛАГа, называемый в простонародье “шарашкой”.

Здесь работают зеки, специально отобранные со всех островов ГУЛАГа. В “шарашке”, несомненно, жить лучше, чем в лагере, но над каждым из арестованных по-прежнему довлеет угроза быть отправленным на этап, получить второй срок. Эти зеки тоже бесправны, но у этих людей есть возможность заниматься любимой работой и размышлять о несовершенстве мира.

Каждый из зеков, будь то убежденный коммунист Лев Рубин, философ Сологдин, мыслитель Глеб Нержин, не ведают настоящей жизни, отгороженные от нее бетонным забором.

Читая роман, не перестаешь удивляться как дешево стоит наша жизнь. Жизнь Володина, брошенного за решетку, жизнь Нержина, отказавшегося от работы на органы ГБ и отправленного в лагерь, жизнь многих других.

Именно эту хрупкость человеческой жизни, ее незначимость в общей Системе показывает нам в своей трагической книге ” Калымские рассказы” Варлам Шаламов. Человек в лагере, по Шаламову, радикально меняется, в нем атрофируются многие, присущие нормальным людям понятия: любовь, чувство долга, совесть, зачистую утрачивается даже витальный рефлекс. Вспомним, к примеру, рассказ “Одиночный замер”, когда герой накануне гибели жалеет не об утраченной жизни, а о несъеденной пайке хлеба.

Шаламов показывает, как лагерь ломает человеческую личность, но автор делает это как бы не со стороны, а трагически переживая все вместе со своими героями. Известно, что у таких рассказов, как “На представку” и “Заклинатель змей” явно автобиографическая подоплека.

В мире лагеря нет никаких правил и норм. Они упразднены, потому что главное средство Системы – насилие и страх. Выйти из-под их влияния удается не всем.

И все же есть они – Личности: Иван Шухов, майор Пугачев , Георгий Зыбин . Их не удалось сломить, и это внушало и внушает читателям веру в победу над злом.

Когда-то Расул Гамзатов писал: “Если ты стреляешь в свое прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки”. Эти слова стоит вспомнить нам, сегодняшним, потому что только осознание нашего прошлого поможет нам в духовном возрождении