Говоря о литературе ХХ века, нельзя не упомянуть имя Александра Кушнера. Он известен многим любителям поэзии, потому что стал классиком еще при жизни. В стихах Кушнера можно найти отсылки к русской и мировой поэзии. Литературоведы считают Кушнера не только продолжателем русской классической традиции, но и прямым наследником творчества Пушкина, Тютчева, Мандельштама, Заболоцкого, Бродского, Пастернака, Фета.
На мой взгляд,это указывает не на прямое следование традициям, а на переплавку образов, картин, интонаций, ритмов в новой ткани его стихов. Сам Кушнер часто замечал в своих интервью, что в творчестве он ориентируется ни на кого-то одного, а “на всю жизнь.”
Лихачев писал, что Кушнер «не только человек обширных знаний — он способен вчувствоваться, его стихи растут не на голой почве, своими корнями они уходят в культуру прошлого. Кушнер ощущает свою связь с поэтами-предшественниками.»
Стихотворение “Быть нелюбимым, Боже мой…” было написано Кушнером в 1966 году.
Поэт состоял тогда в браке с поэтессой Еленой Невзглядовой.
Казалось бы, в личной жизни Александра все благополучно. Но поводом для написания стихотворения все же стали неразделенные чувства автора. Ясно прослеживается авторская тема невзаимной любви, тема страдания как удовлетворения внутреннего мира.
При первичном прочтении сразу возникает вопрос, чьи чувства, эмоции и переживания так красочно, так ярко описываются автором? Кушнер относит себя к поэтам, стихи которых не имеют лирического героя,поэтому можно лишь догадываться о том, что в образе лирического героя автор подразумевает себя.
Кушнер не персонифицирует лирического героя. Через его образ поэт пытается максимально выразить чувства, эмоции от неразделенной любви.
Герой любит, но для него лучше оставаться несчастным. Он живет, просто радуясь тому, что может любить сам. Да, его любовь неразделенная, но и ей он уже счастлив. “Какое счастье быть несчастным…” Любить, но не говорить об этом.
Самого лирического героя можно назвать отчасти самолюбивым, эгоистичным. Ведь ему важен не сам факт нахождения рядом с возлюбленной и понимания, принятия ее чувств, ее любви, а те страдания, ощущаемые душой героя от невозможности находиться с ней. Стоит предположить,что существует лишь образ девушки, или возлюбленная девушка вообще не догадывается о чувствах лирического героя, но и он не спешит покорять ее сердце. Лирический герой считает, что жить наедине с неразделенной любовь, оставаться несчастным, мучить себя каждый день- тоже труд, тоже счастье. “Какая мука, благодать —/Сидеть с закушенной губою,/Раз десять на день умирать,/И говорить с самим собою./Какая сладкая тоска — /Как тень по комнате шататься,/Какое счастье ждать звонка/ По месяцам и не дождаться. ”
Куприн А.И. «Разве бывает несчастная любовь
... любил Веру Николаевну, он начинает верить, что искреннее чувство существует: "… разве он виноват в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь…" Генерал Яков Михайлович Аносов был когда-то ... произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел. Главные герои Вера Шеина Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру. Василий Шеин ...
Мир для героя “равнодушен и жесток”,но он любит, и поэтому вопреки всему он кажется ему “воистину прекрасным.”Лирический герой постоянно обращается к читателям, ведет с ними диалог, вопрошая:
“Кто нам сказал, что мир у ног/Лежит в слезах, на всё согласен? ”, “Что с горем делать мне моим?”
Риторические вопросы помогают читателю понять то глубинное чувство героя, которое он переживает внутри себя, в центре своей страдающей души, которое дает ему возможность полной жизни. Но постоянное нахождение героя в какой-либо среде напоминает, что на самом деле лирический герой является заложником быта, заложником своих собственных жизненных реалий.
Герой терзает себя несуществующими надеждами, мучается в мыслях, доставляя тем самым себе душевную боль, и, как итог, получает от этого наслаждение. Стоит обратить внимание на авторский оксюморон, пронизывающий все стихотворение: “Какое счастье быть несчастным…” “Сладкая тоска” с головой накрывает героя в его мыслях, дает ему возможность переживать свое чувство вновь и вновь. Лирический герой живет вопреки всему. Не было бы это так, герой давно бы разлюбил девушку, которая не отвечает ему взаимностью.
За плечами Александра Кушнера шлейф времен. Поэт не перестает плодотворно трудиться и радовать читателей новыми произведениями. Кушнер,не являясь новатором, пишет о человеческой жизни, человеческих чувствах и переживаниях в сопоставлении с огромностью окружающего мира. Лирику Кушнера можно по праву называть философской. Он одарил своих читателей сиянием всех граней своего таланта и твердо указал главное: «смысл жизни — в жизни, в ней самой».