Кукушка бунин герои. кукушка бунин

Сочинение

Отставной солдат не зря прозван «Кукушкой» — у него нет ни дома, ни какой-либо родни. После долгих лет бесконечных хождений с протянутой рукой, наконец, ему в эту руку положили не камень, а хлеб: он получил место лесного сторожа. Барин обеспечил его едой и позволил жить в лесной сторожке.

Да только не заладилась его служба. Придя к барину за деньгами, Кукушка, сам пораженный страшным несоответствием своей жалкой фигуры в барских покоях, выслушал обвинение в порубке трех дубков. Оправданий барин слушать не стал.

Бедный старик, испуганный перспективой лишиться жилья, которого у него не было много лет, решил перехитрить судьбу. Понадеялся незадачливый сторож ублажить барина тем, что поймает волчат для барчуков, чтобы переменил барин решение прогнать его, Кукушку, с места.

Пока он ловил волчат, снова срубили деревья и приказчик немедленно доложил барину.

Кукушка не знал, что решение принято: «В детство впал старик. Только до лета и держу…».

Бедный приемыш, в детстве — подпасок, позже – пастух, он был отдан в солдаты. Вернувшись, пытался устроиться на работу: в будочники на чугунку, в конюхи, в работники, но нигде не удерживался. Считался он настолько непутевым, совершенно непригодным ни к службе, ни к работе, что в адрес его постоянно звучали унизительные клички: «неудельный», «лодырь», «с дурью». Клички были заслуженные: он и правда не был особо умен, ибо рос сиротой и никто его никогда ничему не учил. Слыша такое мнение о себе, он, конечно, и сам, стал считать себя таким, каким его видели люди — «неудельным», и смирился с роком.

Ему не доверяли ничего серьезного, а чем незначительнее работа, тем меньше плата. Начал Кукушка побираться. Годы шли, стал он дряхлеть, но старался не думать «долго и серьезно» о своей судьбе. Вот повезло пожить в караулке – он был счастлив. Хотя и понимал, что это счастье его кратковременно.

Бедный старик надеялся, что если он скажется больным, ему простят порубку деревьев. Не простили.

Опять стал Кукушка бездомным и пошел к барскому дому просить подаяния.

Барчуки рассказали ему, что один из волчат подох, а второй тоскует и даже мяса не ест. Кукушка равнодушно подтвердил, что и волчонку, и ему, Кукушке, зимы не пережить. «Ведь я, барчук, тоже вроде волчонка», у которого нет своего гнезда, и прозвище Кукушка вполне справедливо. Он сам считает своей житье звериным. И уверен: «Беспременно я нынешней зимой замерзну». И все-таки вырывается у него затаенная обида: « А за что? . мы ведь тоже хрещеные люди. . мне-то за что ж пропадать?»

28 стр., 13876 слов

В чем смысл произведения кукушка бунин. кукушка бунин

... двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух ... заскучал еще? - спрашивал барин, когда Кукушка пришел к нему однажды попросить деньжонок. Кукушка не был глух, но барин говорил громко, тем тоном, ... - крикнул он на прощанье. И Кукушка остался один… Когда на дворе стало смеркаться, в холодной караулке было уже совсем темно. ...

Не удалось барчукам уговорить отца оставить нищего старика пожить при барском доме, зато барин расщедрился аж на три рубашки. Кукушка был очень доволен, что будет ему белая рубашка погребальным саваном.

Барчук — сын барина.

Кроме краткого пересказа «Кукушки» Бунина здесь есть и другие сочинения:

  • Величайший мастер прозы и талантливый лирик — так характеризуется в русской литературе И. Бунин. «Кукушка9raquo;
  • краткое содержание по главам дается ниже — один из ранних рассказов писателя, в котором автор крупным планом изображает человека из народа.

1 глава. Новый караульный

Февральским вечером к сторожке в лесу подъехали розвальни. Из них вылез старик, одетый в изношенную шинель и шапку. В руках он держал кошку с петухом, следом бежали две собаки. Это был старый солдат, прозванный Кукушкой. Он затопил печь, сварил картошки. Не торопясь, но жадно поел. Затем взобрался на печь и укрылся шинелью. Кукушка чувствовал себя счастливым: наконец-то у него появились, пусть и ненадолго — барин назначил его караульным в лесу — дом, еда. Он хорошо знал, что такое побираться, поэтому был рад малому — отмечает Бунин.

«Кукушка9raquo;: краткое содержание 2 главы

Как-то старик пошел просить денег. В момент, когда барин удалился из комнаты, вошли два его сына. Они заговорили с Кукушкой. Стали спрашивать о собаках, рассказывали о проделках Цыгана — пса, отправленного со стариком в караулку. Перешли к охоте, и Кукушка пообещал принести мальчикам волчат — недавно он видел рядом со своим домом их мать.

Старик бодро возвращался в лес. Он был приемышем, потому и получил такое прозвище. С детства нанимался на работы. После службы женился, но с семьей не получилось. Он с малых лет считал себя обездоленным, беспутным, и это убеждение сделало его ленивым, раздражительным неумехой. Такую характеристику дает герою рассказа «Кукушка9raquo; Бунин. Краткое содержание его горькой жизни оттеняет то счастье, которое он чувствовал, живя в караулке.

Кукушка бунин герои. кукушка бунин 1

Глава 3. В поисках волчат

Было начало апреля. Возвращаясь из обхода, Кукушка заметил волчицу. Он решил, что она, вероятно, уже ощенилась. По вечерам старик прислушивался к звукам, надеясь узнать, где ее логово. Но все было тщетно. Наконец, на рассвете Кукушка решил сам отправиться к оврагу. И ему повезло: у камней суетились два волчонка. Старик сложил их в мешок и отправился к барину.

Мальчики были в восторге. А Кукушка долго рассказывал, как ловил волчат. Радостный, возвращался в караулку, где его уже ждал приказчик. Оказалось, за время отсутствия Кукушки в лесу срубили деревья. Теперь за это предстояло ответить.

Кукушка бунин герои. кукушка бунин 2

Бунин, «Кукушка9raquo;: краткое содержание 4 главы

Недели через две приехал барин. Все эти дни Кукушка притворялся больным и теперь жаловался, что приказчик его чуть не убил. Хозяин пообещал прислать нового караульного, а старику разрешил пока пожить в доме. К лету Кукушка вновь пошел по деревням и однажды оказался у дома барина.

14 стр., 6632 слов

Красивое описание леса весной. Мини- «Весна

... лесу начали появляться листочки на кустарниках и деревьях, а в ближайшем водоеме отражается голубое небо. Это пришла долгожданная весна! Сочинение на тему Описание весенней ... в сосульки на ... – хотелось бы написать, что весна ... говорит о смене ... чем весна так завораживает и впечатляет нас, насколько ее приход меняет все вокруг, какой она запоминается на всю жизнь. Ниже вы также прочтете весенние ...

Мальчики ему очень обрадовались и рассказали, что один волчонок умер. Другой ничего не ел и исхудал. «Нужно его отпустить», — предложил старик. По дороге к яме мальчики стали расспрашивать героя о его жизни — продолжает Бунин. Кукушка — краткое содержание разговора приводится — отметил, что ни семьи, ни дома у него нет. Что работу найти тяжело. Когда барчуки предложили помощь, лишь попросил взять у отца две рубахи. И добавил, что зимой замерзнет, так будет в чем похоронить.

Волчонка выпустили, и старик отправился вслед за ним в лес. А зимой его пророчество сбылось — пишет Бунин. Кукушка, краткое содержание рассказа о котором вы прочитали, был найден мертвым недалеко от сторожки, где счастливо провел три месяца своей жизни около года назад.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд Описание слайда  1

Описание слайда:

3 слайд Описание слайда  2

Описание слайда:

В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка — чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка. Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес. Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.

4 слайд Описание слайда  3

Описание слайда:

Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой. Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».

5 слайд Описание слайда  4

Описание слайда:

6 слайд Описание слайда  5

Описание слайда:

Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.

8 стр., 3724 слов

«Описание осеннего леса. “Описание осеннего леса” Описание природы осенью в лесу

... – «скучная картина». Иван Бунин восхищался красотой осеннего леса: «Лес точно терем расписной, лиловый, золо ... иголки и не нужно было защищать их от холодов. Сочинение-описание Почему же именно осень считается самым интересным, неповторимым ... обнажатся, станет совсем тоскливо и печально. Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или на осеннюю тематику. Краски природы ...

7 слайд Описание слайда  6

Описание слайда:

Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.

8 слайд Описание слайда  7

Описание слайда:

Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики. Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь. Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно — он давно привык к одиночеству. Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.

9 слайд Описание слайда  8

Описание слайда:

Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.

10 слайд Описание слайда  9

Описание слайда:

Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.

11 слайд Описание слайда  10

Описание слайда:

Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит. Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; … но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели.

12 слайд Описание слайда  11

Описание слайда:

Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну». Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.

12 стр., 5579 слов

О чем говорится в рассказе кукушка бунин. кукушка бунин

... справиться с вызовами судьбы. Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям. Обретение дома Бунин рассказывает, что его герой - старый солдат, ... краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека. Прочитайте в учебнике на странице 74 статью "Как я пишу". Когда вы читали произведение, ...

13 слайд Описание слайда  12

Описание слайда:

Зимой предсказание Кукушки сбывается — перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.

14 слайд Описание слайда  13

Описание слайда:

15 слайд Описание слайда  14

Описание слайда:

Сюжет-схема рассказа И. Бунина «Кукушка». Лес был небольшой, но красивый. Февральским днем работник с Кастюринского хутора привез Кукушку в караулку. Хозяйство Кукушки: петух, кошка, барский Цыган, Мурзик. Кукушка обустраивается в караулке, довольный своим положением. Волчица намеревается поселиться рядом с Кукушкой в лесу. Кукушка отчитывается перед барином. Описание барчуков Коли, доброго и робкого, и Мити, решительного. Дети с интересом рассматривают Кукушку, тот тоже увлекся беседой с детьми. Кукушка был приемышом. Жизнь у него не сложилась. Все время держалась весенняя погода. И у Кукушки жизнь складывалась мирно.

16 слайд Описание слайда  15

Описание слайда:

Сюжет-схема рассказа И. Бунина «Кукушка». Кукушка возвращается домой из обхода и встречает волчицу. Но не был уверен в том, что она поселилась в его лесу. Волчата росли, мать-волчица холила их и растила. Кукушка решается взять волчат в овраге. Двое волчат оказались в мешке и были спущены в яму на Кастюринском хуторе. Кукушку ударил приказчик за то, что украли шесть берез. После болезни Кукушка навестил Кастюринский хутор и барчуков Колю и Митю. Дети показали Кукушке сидящего в яме тощего, шершавого волчонка. Кукушка, получив от детей рубашки, решает спасти волчонка. Втроем они помогают волчонку выбраться из ямы по лестнице. Перед Святками Кукушка замерз. Детям ничего не сказали. Они вскоре забыли и о Кукушке, и о волчонке.

17 слайд Описание слайда  16

Описание слайда:

Тропы в первой главе рассказа. Метафора: «мрачно глядела пустая изба». Олицетворение: «наступал вечер», «лес утопал», «дубки тихо гудели». Изобразительные эпитеты: «мутно-сизые», «уютной, веселой».

18 слайд Описание слайда  17

Описание слайда:

Финал рассказа. Конфликт в рассказе. Кукушка и барин (приказчик).

(Крестьяне воруют лес.) Кукушка любит и понимает природу: лес, зверей. И себя не случайно сравнивает со зверем. Кукушка лишен дома, семьи, постоянной работы. Он голодает. Но именно Кукушка сострадает загнанному, лишенному свободы зверю. И поэтому спасает волчонка.

16 стр., 7913 слов

Речь как способ создания характера матренин. Анализ языка рассказа ...

... речи героини? Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера. Приведите примеры ... описания, мест действия и характерам героев. При работе над рассказом А.И.Солженицына комментария требуют также некоторые устаревшие слова ... 8. Анализ финала рассказа (слайд №9) (слайд № 10) 9. ... обидах героини рассказывает автор? _____________________________________________ В рассказе «Матрёнин двор» события ...

19 слайд Описание слайда  18

Описание слайда:

Как писатель относится к Кукушке? Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»

20 слайд Описание слайда  19

Описание слайда:

Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку

21 слайд Описание слайда  20

Описание слайда:

В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы

22 слайд Описание слайда  21

23 слайд Описание слайда  22

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (мастерская построения знаний и творческого письма)

Цель :

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
  • развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

Результаты урока:

Предметные результаты : выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты : развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты : закрепление нравственных норм поведения.

учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.

Структура урока

1. Индукция.

2.Самоконструкция.

3. Социоконструкция.

4.Социализация.

5. Афиширование.

6. Разрыв.

7. Рефлексия., Работа во время мастерской ведется в группах., ХОД ЗАНЯТИЯ

І . Индукция .

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: « Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) И.А. Бунина «Кукушка» (Слайд 1).

2 стр., 506 слов

Напишите ( Объем примерно 200-300 слов). Прочитайте отрывок из ...

... отношении к продаже мертвых душ , в мечтах построить мост и т.д. Действительно ,Маниловка немногих могла заманить …. ... для анализа отрывка из поэмы .Речь в нём идёт о Маниловке и её хозяине .Рисуя поместье , автор использует сложные синтаксические конструкции .С их ...

Напишите слово ДОМ как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными).

Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)

II. Самоконструкция.

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал., Человеку мало надо., Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2).

(10 минут)

III. Социоконструкция.

Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)

IV. Социализация. (3 и 5 минут)

Группам раздаются вопросы.

1 группа . Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

(слайд 3, 4).

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).

Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

2 группа . Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание).

(Слайд 5).

Сообщение учащегося.

«Мужичок из робких» — Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика «себе на уме». Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

(Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).

3 группа . Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

4 стр., 1543 слов

Сочинение по пословице какое слово произнесешь такое и в ответ услышишь

... писать сочинение по пословице? X. Устное составление рассказа и плана сочинения. Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд) «Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют) Эта пословица говорится в качестве ... будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды) Как назовем эту часть? О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел ...

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Слово учителя.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

4 группа . Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

(Слайд 6).

Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).

Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Слово учителя.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В ... обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...

Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.

V. Афиширование. (5 минут)

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои).

(Слайд 7).

В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8)., Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

VI. Разрыв. (5 минут)

Обсудите в группах вопросы:, Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«- Зимой нашему брату плохо.

Какому брату?, Волчиному»?, Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).

Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).

Объясните смысл названия рассказа., Какие проблемы затронуты в этом рассказе?, Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?»., Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.

VII. Рефлексия. (2 минуты)

Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему? Сделали ли какое-то открытие?

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал., Человеку мало надо., Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».

Вопросы для 1 группы.

Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

Вопросы для 2 группы.

Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание).

Сообщение Ивзалиева.

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

Вопросы для 3 группы.

Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Вопросы для 4 группы.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).

Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка — чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка.

Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.

Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.

Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой.

Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».

Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.

Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.

Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики.

Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.

Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно — он давно привык к одиночеству.

Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.

Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.

Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.

Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит.

Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; … но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели.

Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну».

Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.

Зимой предсказание Кукушки сбывается — перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.

Солдат в отставке получил прозвище “Кукушка” неспроста, он не имеет ни дома, ни родственников. Долгие годы он скитался по миру с протянутой рукой, и наконец, в нее вложили хлеб, а не камень – он заполучил должность лесного сторожа. Барин предоставил ему жилье и пищу.

Однако служба у него не пошла. Однажды он пришел к барину получать деньги. При этом Кукушка сам поразился несоответствием барских покоев и своей фигуры внутри них. Барин обвинил Кукушку в вырубке 3 молодых дубков и не стал слушать его оправданий.

Бедный Кукушка испугался вновь потерять жилье, без которого он жил долгое время и решил добиться помилования от барина. Он решил ублажить его поимкой волчат для детей барина, чтобы его не выгнали из сторожки.

В то время, пока кукушка ловил волчат, кто-то снова срубил деревья, о чем приказчик быстро сообщил барину. Тот принял решение продержать кукушку лишь до лета, а затем выгнать.

Нелегкая судьба бедного старика не складывалась с детства. Сначала он был подпаском, затем стал пастухом, после был отправлен в солдаты. Отслужив, пытался найти работу будочником на чугунке, конюхом, работником, но ни на одном месте не задерживался долго. Все считали его непутевым и не годным ни для работы, ни для службы. Окружение Кукушки придумало для него много обидных прозвищ, в том числе “лодырь”, “неудельный”, “с дурью”. Стоит отметить, что клички были вполне заслуженными, он действительно был не шибко умен, так как был сиротой и его никто и ничему не обучал. Постоянно слышав в свой адрес подобные прозвища, его самооценка упала и он стал считать себя таким “неудельным” и больше не пытался перечить судьбе.

Серьезных дел ему не доверяли, лишь простые и незначительные, что плохо сказывалось на зарплате. Это вынудило Кукушку пойти по миру с протянутой рукой. Шли годы, Кукушка стал стареть, тем не менее, пытался не задумываться о своем будущем. Жил каждым днем, повезло устроиться сторожем и пожить в сторожке — был счастлив этому. Хотя осознавал, что его счастье долго не продлится.

Кукушка посчитал, что если он прикинется больным, барин простит ему вырубку дубков, однако он ошибся. Барин выгнал его и обрек на попрошайничество.

Дети барина, которым он раздобыл волчат, поведали Кукушке, что один волчонок умер, а другой отказывается от еды. Кукушка сообщил барчукам, что, скорее всего ни он, ни волчонок не переживут этой зимы. Он сравнивает себя с волчонком, потому что у него также нет своего жилья. Кукушка уверен, что в эту зиму он замерзнет. Он недоумевает, за что ему такое наказание, он ведь крещеный.

Барские дети не смогли убедить отца разрешить старому нищему пожить на их дворе, однако на барина напал приступ щедрости, и он одарил старика тремя рубашками. Кукушка был очень рад, особенно белой рубашке, теперь он знал, в чем его можно будет похоронить. И его предсказание сбылось. Зимой его не стало.