Сатира на «бумажное царство» в произведениях М.А. Булгакова / Булгаков Михаил Афанасьевич

Сочинение

Сатира на «бумажное царство» в произведениях М.А. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков в литературу пришел уже в годы Советской власти. Яркое отражение в его творчестве нашли все противоречия советской действительности 30-х годов. Перу писателя принадлежат великолепные романы «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита», исследующие «вечные» проблемы. Но Булгаков также создал блестящие сатирические произведения, с убийственной силой раскрывающие затхлый мирок советской бюрократии, — «Малые Сатиры», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», а также фельетоны.

Герои произведений М.А. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» живут в одной и той же реальности — Москве 20- 30-х годов. Это было время «прозаседавшихся», шелеста бумаг по столам, призрачного бега людей по коридорам. Эта обстановка и послужила писателю объектом для сатиры.

Самой яркой чертой булгаковских представителей бюрократической карусели является наличие у них «нужной» бумаги, обладающей огромной силой. Есть бумага — есть всё. Вот эпизод из «Похождений Чичикова», где гоголевский герой переносится в современную Булгакову Москву: «Явился Чичиков и всех очаровал поклонами несколько набок и колоссальной эрудицией, которой всегда отличался.

1944 Пишите анкету.

Дали Павлу Ивановичу анкетный лист в аршин длиной, и на нем сто вопросов самых каверзных: откуда да где был, да почему?..

Пяти минут не просидел Павел Иванович и исписал анкету кругом. Дрогнула только у неге рука, когда подавал ее.

«Ну, — подумал, — прочитают сейчас, что я за сокровище, и …»

И ничего ровно не случилось.

Во-первых, никто анкету не читал, во-вторых, попала она к барышне-регистраторше, которая распорядилась ее по обычаю: провела вместо входящего по исходящему и затем немедленно ее куда- то засунула, так что анкета как в воду канула.

Ухмыльнулся Чичиков и начал служить».

Именно с «бумагой из Кремля» является к профессору Персикову в повести «Роковые яйца» таинственный Рокк. Булгаков сатирически изображает момент появления посетителя. Когда Рокк приходит к Персикову, Панкрат говорит:

1945 Там до вас, господин профессор, Рокк пришел…

На что Персиков отвечает:

2 стр., 706 слов

М. Булгаков “Роковые яйца”

... духовная мутация. Вот о какой катастрофе предупреждал нас Михаил Булгаков в “Роковых яйцах”, а потом показал “рождение” нового человека в “ ... передано в безграмотные руки, так еще и поставку яиц перепутали: Рокку привезли яйца всяких змей и крокодилов, которые были предназначены ... болезнь уничтожила всех кур. Вот и пришла в голову Рокку (так звали этого ценного работника) “гениальная” мысль. Нужно ...

1946 Рок с бумагой? Редкое сочетание…

Фамилия пришельца звучит зловеще, предупреждая о грядущих бедах. А вот члены домоуправления Швондер, Вяземская, Пеструхин и Жаровкин из повести «Собачье сердце» являются к профессору Преображенскому, чтобы в результате подать на него жалобу. В порыве ярости профессор звонит в вышестоящую инстанцию и требует там опять- таки бумагу, которая смогла бы оградить его от представителей домкома. Преображенский хорошо объясняет силу подобных бумаг: «Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня».

Борьба идей, развернувшаяся между профессором и домкомом, усугубляется еще и «бумажной)» войной. Для Преображенского бумага — это залог продолжения исследований в нормальной обстановке. Сам он не имеет никакого почтения к бюрократии. «Бумажка», — вот как профессор отзывается о документе.

Иначе относится к бумагам Швондер и ему подобные. Для них это самая важная вещь на свете. Поэтому отсутствие документа является первой проблемой, с которой столкнулся Шариков после своего таинственного перерождения. «Как же так без документа? — говорит он профессору. — Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. Сразу чувствуется в этом имени «бумажный привкус». Не столь важно, как появился на свет человек, лишь бы у него были в порядке документы.

Форму удостоверения приобретает бумага и в романе «Мастер и Маргарита». Смирный «нижний жилец» Николай Иванович, увидев Наташу, предлагает ей деньги за тайное сожительство с ним, а потом трусливо выпрашивает «удостоверение» на предмет «представления милиции и супруге». С бумагой можно сделать все, что угодно. Именно благодаря неизвестно откуда взявшимся разрешениям устраивает Воланд сеанс магии в театре «Варьете». Только по документам можно попасть в шикарный ресторан МАССОЛИТа. Везде требуют удостоверение личности, которое заменяет живого человека. Поэтому Воланд легко обводит вокруг пальца «проницательного» Берлиоза, показав паспорт немецкого гражданина. Сам Сатана спокойно может творить свои дела, предъявляя различные документы многочисленным проверяющим.

Бумага калечит человеческие судьбы. По клеветническому доносу попадает в сумасшедший дом Мастер. Человек в этом мире меняется так сильно, что иногда трудно его распознать. Преображенский затрудняется определить пол «товарища» Вяземской. В ней нет никакой женственности. «Вы мужчина или женщина?» — спрашивает профессор. Люди в этом обществе стали безликими, потеряли свою индивидуальность.

Булгаков-сатирик смеется над таким положением, при котором человеческие отношения сводятся к бюрократии и формализму. «Бумажное царство» порабощает людей и не дает им опомниться. Реальность утрачивает свою цельность, рассыпаясь в «бумажные осколки». Поскольку смех автора далеко не оптимистичен, это горькая сатира на современную Булгакову действительность.