Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете — (И.А. Гончаров)

Сочинение

Он повидал и испытал много разного на своем веку. Интересно, что его жизнь можно разбить на несколько этапов развития, на каждом из которых герою открываются новые чувства, он постигает новые тайны.

Первый этап жизни — в господском доме. В Иване еще живо то молодецкое озорство, с которым он хлестанул монаха, случайно заснувшего на возу. Но в то же время главный герой обнаруживает, что он довольно смел и предан своим хозяевам. Далеко не каждый рискнет спасти своих господ, как это сделал Флягин (а ему тогда было лишь одиннадцать лет).

Еще одна черта характера, которая проявляется в этом периоде, — это строгость, может быть даже чрезмерная. Он любил своих голубей и, наверное, слишком жестоко поступил с кошкой, за что его и наказали.

Второй этап — воспитание девочки. Такая работа была очень несообразна с натурой Ивана, но нельзя сказать, что это время прошло бесполезно: Иван узнает, что такое родительские чувства.

Затем судьба закинула его из родного края в татарскую степь. Конечно, и на этой ступени ему открылись новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. За время плена они сильно развились во Флягине, наверное поэтому герой не смог вырваться домой. Также рассказчик обнаруживает твердость своей веры: он не принял взглядов татар и, убегая из плена, не поехал с первым попавшимся человеком потому, что тот Николая Чудотворца не почитает.

Итак, добрался он до родной стороны. А святая Русь, к которой он так стремился, встретила блудного сына плетьми. Его раз высекли, когда давали паспорт, и еще раз — дома, но это Ивану не повредило, а плохо стало то, что он стал «магарычи пить». Этот бич некоторое время бил Флягина, но помог магнетизер, который навеки излечил Ивана от запойной страсти. Так герой узнал, что такое пьянство, но этим роль магнетизера не закончилась.

Этот незнакомец сказал Флягину: «Я тебе в жизни новое понятие дам», — и был прав. Этим новым понятием стала любовь к Груше. Ему никогда не встречалось ничего подобного, и она повернула всю его жизнь. Новое понятие оказалось очень неожиданным для героя, потому он неловко вел себя при ней. Флягин ценил красоту Груши и с трудом решился убить ее, да и убил только потому, что не видел другого выхода из создавшегося положения.

10 стр., 4709 слов

Жизнь и художественное своеобразие пьес А.Н. Островского

... отправного момента в художественном творчестве. Не случаем Добролюбов называл пьесы Островского "пьесами жизни". Они представлялись критику ... к животрепещущим дилеммам реальности, к реализму. Поэтический мир Островского только многообразен. Исследователи смогли подсчитать и ... "Записках замоскворецкого обитателя" забитый человек приказчик Иван Ерофеевич добивался: "Покажите. Какой я горьковатый, ...

Очередной этап — служба в армии. Ради облегчения чужой души и искупления своих грехов он воюет на Кавказе, надеясь там умереть. Но настоящая гибель еще не пришла -казалось бы, неминуемая смерть обходит героя стороной. Важно то, что формально изменив имя, Иван Флягин остается Иваном Флягиным. Как он сам говорил, «называться я могу всячески, как вам угодно». Так и получилось, что ожидая смерти, рассказчик стал георгиевским кавалером.

И последний этап жизни нашего героя, описанный в книге, — когда Иван стал монахом, его не оставляют страсти, которые преследовали раньше, например бес, толкнувший Флягина к конфликту с окружающими. Видно, что многие мотивы повторяются и настоящая гибель еще не пришла, а наверное, придет спустя много дней. Читатель встречает героя в середине пути и провожает в середине новых дорог.

Но, пройдя все испытания, Иван Флягин стал человеком большого ума, сердца, характера, честности; его можно назвать одним словом — праведник.

Много пришлось пережить герою, прежде чем нашел он свое пристанище в монахах: и барский гнев, и татарский плен, и любовь, и войну. Но из всех испытаний он выходит с честью: не унижается перед господами, не подчиняется «бусурманам», не дрожит перед смертью и всегда готов пожертвовать собой ради правды. Он ни при каких обстоятельствах не изменяет себе, своим принципам, вере.

«Очарованный странник» — это праведный человек, несущий в себе веру, отличающийся чистотой и искренностью своих поступков. Такими были Илья Муромец, Сергий Радонежский, таким был Иван Северьянович Флягин.

По мнению Н. С. Лескова, Россия — «очарованная странница», которой суждено пережить много испытаний, прежде чем прийти к своему счастью, но это случится рано или поздно, ведь у нее были, есть и будут такие сыны, как Флягин.

Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.